Организационное поведение в системе международного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:17, реферат

Описание

3) Модели национальной культуры.
Важной особенностью развития мирового сообщества в начале 21 века является формирование единого экономического пространства, основанного на процессах глобализации и интернационализации. Это означает новый этап развития международного бизнеса, направленный на создание экономических сетей в разных странах. Происходящие события стимулируют деловую активность, способствуют расширению границ предпринимательской деятельности и развития бизнеса в системе международных экономических связей. Постоянно увеличивается доля

Работа состоит из  1 файл

Организационное поведение в системе международного бизнеса.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

       Организационное поведение в системе  международного бизнеса 

       1) Международный контекст организационного  поведения.

       2) Этнопсихология и национальный  менталитет.

       3) Модели национальной культуры.

       Важной  особенностью развития мирового сообщества в начале 21 века является формирование единого экономического пространства, основанного на процессах глобализации и интернационализации. Это означает новый этап развития международного бизнеса, направленный на создание экономических сетей в разных странах. Происходящие события стимулируют деловую активность, способствуют расширению границ предпринимательской деятельности и развития бизнеса в системе международных экономических связей. Постоянно увеличивается доля организация, осуществляющих деятельность за пределами национальных границ, растёт число совместных предприятий, предприятий с иностранными инвестициями, расширяется сеть транснациональных компаний, усиливается интенсивность миграции рабочей силы.

       В этих условиях происходит определенное сближение стран, усиливается сходство в стратегии организаций, в технологии производства, в развитии инновационных процессов, что приводит к формированию определенных стандартов международной экономической деятельности. В месте с тем устойчиво сохраняются культурные особенности различных стран, присущие им отличия в системе внутрифирменного управления.

       Соответственно  этому расширяются границы организационного поведения, позволяющие рассматривать  закономерности и особенности поведения  не только на уровне индивидов, группы или организации, но и основные параметры поведения национальной экономической системы в целом. Игнорирование менеджером национальных особенностей организационного поведения является причиной конфликтов, затрудняет установление контактов и поиск выгодных партнеров в системе международного бизнеса. Возникающие на этой почве конфликты, как правило, носят острый и затяжной характер вследствие большого эмоционального потенциала этнического самосознания людей, возможности быстрой консолидации всех лиц определенной общности по этническому признаку.

       В деятельности на международной арене  менеджер должен вырабатывать у себя такие этнические установки, которые  позволили бы ему адекватно воспринимать явления национальной жизни и  межэтнических отношений и в  соответствии с этим оптимально действовать в конкретной ситуации.

       Национальная  культура оказывает существенное влияние  на поведение людей в организации  и в целом позиционирует эту  организацию в международной  среде.

       Международный контекст в бизнесе реализуется  в различных формах: работа в интернациональной команде, управление мультикультурной организацией, коммуникации с лицами, принадлежащих к различным этносам и конфессиям и т.д.

       С началом эпохи глобализации экономики  в 1970-е гг. возникло новое направление - кросскультурный (сравнительный) менеджмент, т.е. менеджмент на стыке культур - национальных, деловых, корпоративных. Бурное развитие нового направления началось в конце 1980-х - начале 1990-х гг. благодаря исследованиям Г. Хофстеда, Ф. Тромпенаарса, Э. Холла. Кросскультурный менеджмент концентрирует внимание на изучении поведенческих особенностей, присущих различным национальным деловым культурам, на выработке практических рекомендаций по повышению эффективности управления глобальными организациями с многонациональной сферой деятельности. 

       Умение  определить кросскультурные особенности  управления не менее важно и на микроуровне: в масштабах отдельной  организационной или корпоративной  культуры, обладающей мультинациональными  признаками.

       Особенно  это актуально для России, где  проживают представители более ста наций и народностей, активно взаимодействующие друг с другом в организационном и межорганизационном пространстве.

       Особенности организационного поведения в межкультурном  контексте рассматривает этнопсихология - наука, которая изучает этнические особенности психики людей, национального характера, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов.

       Базовым понятием этнопсихологии является этнический стереотип - относительно устойчивые понятия  о моральных, социальных, интеллектуальных и физических качеств, присущих представителям различных этнических общностей. В данное понятие входят и предписания к действию в отношении людей определенной национальности.

       Этнические  стереотипы обусловлены социальным восприятием и формируются под воздействием окружающих личность социальных условий и на основе предшествующего социального опыта.

       Различают стереотипы двух видов: 

       автостереотипы - это мнения, суждения и оценки, приписываемые  конкретной этнической общности самими её представителями. Они содержат, как правило, положительные характеристики; 

       гетеростереотипы - это аналогичные оценки со стороны  представителей других этнических общностей. Они могут быть и позитивными, и негативными в зависимости  от исторического опыта взаимодействия данных народов. 

       Восприятие  особенностей организационного поведения  находится под влиянием двух противоположных  тенденций: 

       этноцентризм - убеждение в превосходстве модели поведения «своей» этнической группы над всеми остальными; 

       культурный  релятивизм - готовность к восприятию особенностей поведения индивидуумов и групп в контексте их национальной культуры. 

       Появление этноцентризма ведёт к разрушению контактов между деловыми партнёрами разных национальных культур, поэтому  является губительным для бизнеса. Эффективная деятельность в духе международного бизнеса требует соблюдения принципов культурного релятивизма.

       Совокупность  этнических особенностей организационного поведения личности объединяется понятием «национальный менталитет» - это особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, модели поведения, обусловленные социальной средой и национальными традициями. Менталитет проявляется в специфических чертах, самобытности развития, осознании личности как субъекта общественной жизни. Знание характерных черт национального менталитета позволяет менеджеру эффективно организовывать работу персонала в многонациональной среде, вести переговоры с иностранными деловыми партнерами и избегать конфликтов в сфере международного бизнеса.

       Национальная  культура - это устоявшаяся совокупность ценностных ориентиров, поведенческих  норм, традиций и стереотипов, принятая в данной стране или группе стран и усвоенная личностью. Важной составляющей любой национальной культуры является национальная деловая культура - проявление культуры в деловой сфере.

       Национальная  деловая культура определяет важнейшие  параметры системы управления: стиль руководства, систему мотивации, манеру ведения переговоров, отношение к законам и нормативным актам, коммуникации и межличностные отношения в организации.

       Особенности национальной деловой культуры зависят  от исторических, религиозных, климатических, социальных и иных факторов, развиваются под воздействием конкретной социальной среды данного региона. Национальная деловая культура обусловливает формирование различных систем ценностей и предпочтений, поведенческих моделей и стереотипов.

       Наиболее  типичные противоположности национальных культур - индивидуалистические, групповые и клановые.

       Таблица 1. Сравнительные характеристики американской, японской и арабской деловых культур: образцы поведения

 
 

       Американская  модель деловой культуры основана на инструментальном подходе, культивировании индивидуализма, ориентации на утилитаризм. 

       Японская  модель деловой культуры наиболее полно  вобрала в себя достижения национальной культуры, в основе которой - коллективизм, идентификация личности с группой, стремление к достижениям и гармонии. 

       Европейская модель признает необходимость рационализма в поведении и вместе с тем  ориентирует на творческое обучение и саморазвитие. 

       Однако  такой обобщенный подход не раскрывает всего многообразия управленческих отношений, обусловленных историческими, моральными, этническими, социально- культурными и другими отличиями национальных культур.

       Разные  культуры демонстрируют различные  модели организационного поведения, вплоть до противоположных, по нескольким параметрам:

       Отношение ко времени: 

       монохронные - последовательность, поэтапность  организации трудовой деятельности, концентрация на одном деле в конкретный период, отношение ко времени как  к важному ограниченному ресурсу, ценятся точность и пунктуальность. Характерно для представителей деловых культур США, Англии, Германии, Скандинавии и т. д.  

       полихронные - совмещение во времени нескольких дел, не всегда доводимых до завершения, отношение ко времени как к  неограниченному, бесконечному и неисчерпаемому ресурсу. Характерно для азиатских, латиноамериканских, арабских стран, юга Европы, Испании и Португалии. Очевидно, к полихронной культуре тяготеет и Россия. 

       Отношение к природе (к окружающей среде): 

       природа рассматривает как подчиненный  человеку объект, источник для удовлетворения потребностей. Взаимодействие с природой рассматривается как борьба за получение от природы тех или иных ресурсов или материальных благ. Данный подход присущ большинству развитых стран; 

       человек - это часть природы и должен жить в гармонии с ней (азиатские  страны, Япония). 

       Для России ранее был характерен первый тип, но в настоящее время вследствие экологических проблем мы переходим  ко второму типу. 

       Отношение человека к природе находит отражение  в стереотипах поведения и  оценках происходящих событий. 

       Межличностные отношения.  

       Исследователи разных школ выделяют до 30 параметров, связанных с особенностями межличностных  отношений представителей различных  национальных культур. 

       Эффективная деятельность менеджера в международной  среде требует учета национальных особенностей организационной культуры. 

       Менеджеры, действующие на международном уровне, должны знать и учитывать разнообразные  нюансы деловых отношений, связанные  со спецификой восприятия отдельных  компонентов культуры и быта: речи, манеры поведения, деловой переписки и внешнего вида, интерьера офиса, невербальных средств общения, подарков и сувениров, обмена визитными карточками, обращения, приветствия, чаевых и др. 

       Знание  культурных ценностей, преобладающих  в российском обществе, необходимо и для иностранных специалистов, которые работают в России и имеют деловые связи с ее гражданами, чьи культурные ценности и историческое наследие отличаются от их собственных. 

       Дальнейшая  глобализация мировых отношений, открытость границ, взаимопроникновение национальных культур обуславливают необходимость использовать социокультурные технологии менеджмента, позволяющие реализовывать новую управленческую социокультурную парадигму. 

       За  счет социально - культурного наполнения организационное поведение многонациональных  компаний сможет базироваться не только на уважении отдельной личности независимо от социального происхождения, этнической и государственной принадлежности, пола, возраста, вероисповедания и прочее, но и на стимулировании культурного многообразия персонала, аккумуляции национального потенциала, использовании ментальных моделей работы как необходимом условии устойчивого развития организации в кросскультурном пространстве.  
 

Информация о работе Организационное поведение в системе международного бизнеса