Организационные отношения в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:41, контрольная работа

Описание

Аналогично и подавляющее большинство российских компаний для продолжения успешного функционирования в изменившихся условиях нуждаются в грамотном, профессиональном менеджменте. В кризисных условиях руководитель должен уметь анализировать различные варианты развития производств, видеть перспективу своей компании на рынке, обладать волей и способностью вовлекать коллектив в реализацию намеченных целей. Сегодня наравне с грамотным, серьезным подходом к самому процессу управления, необходимо четко и ясно видеть структуру собственной фирмы, понимать, почему этой фирме подходит именно эта структура, и знать, к каким результатам она приведет в обозримом будущем.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………3
Понятия организации и организационной структуры …………………………………...6
Типы организационных структур управления……………………………………………9
Сравнения структур управления ………………………………………………………...16
Заключение ………………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы ……………………

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент в АПК.docx

— 83.92 Кб (Скачать документ)


ФГОБУ ВПО «КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ             ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра экономики и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По предмету: “Менеджмент в АПК”

 

На тему: «Организационные отношения  в системе менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               Выполнил студентка:

                                                                                                           группы 09 АЭ                                                           

                                                                       Кулешова Екатерина Юрьевна                 

 

                                                              

 

                                                       Проверил преподаватель:

                                                                          Фаевская Татьяна Михайловна

 

 

 

Калининград

2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………3

Понятия организации и организационной структуры …………………………………...6

Типы организационных структур управления……………………………………………9

Сравнения структур управления ………………………………………………………...16

Заключение ………………………………………………………………………………..20

Список использованной литературы ……………………………………………………21

 

ВВЕДЕНИЕ

Время, в которое мы живем, - время стремительных перемен. Наше общество осуществляет исключительно  трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую  перестройку. В социально-политической жизни это – свершившийся переход  от тоталитаризма к демократии, в  экономике - от административно-командной  системы к рынку. Главной целью  и одновременно главным содержанием  этого процесса стала реструктуризация предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению устойчивого развития.

Эти изменения в обществе настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать  времени, его нормам и веяниям, мы должны начать перестройку с самих  себя. С легкой руки американцев  этому всему есть весьма емкое  определение – “challenge”. Наиболее подходящий эквивалент в русском языке – “вызов”. А вызов – это, как известно, весьма серьезный риск потерпеть неудачу, но в то же время и шанс на успех. Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом, нам, кроме всего прочего, нужно овладевать новым знанием, научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента.

В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Значимость менеджмента  была особенно ясно осознана в тридцатые  годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний - в  самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу.

Но не стоит забывать, что для достижения столь внушительной мощи, эти компании прошли через  многие годы тяжелых работ, неудач и  потерь в области собственной  реструктуризации. И только эти бесценные  наработки, основанные на собственном (реже – чужом) опыте привели в итоге к созданию эффективно действующей системы для данного конкретного предприятия.

Аналогично и подавляющее  большинство российских компаний для  продолжения успешного функционирования в изменившихся условиях нуждаются  в грамотном, профессиональном менеджменте. В кризисных условиях руководитель должен уметь анализировать различные  варианты развития производств, видеть перспективу своей компании на рынке, обладать волей и способностью вовлекать  коллектив в реализацию намеченных целей. Сегодня наравне с грамотным, серьезным подходом к самому процессу управления, необходимо четко и ясно видеть структуру собственной фирмы, понимать, почему этой фирме подходит именно эта структура, и знать, к  каким результатам она приведет в обозримом будущем.

Для сохранения конкурентоспособности  предприятия его организационная  структура должна быть такой, чтобы  вся работа была сфокусирована на конкретной продукции и на конкретном конечном потребителе. Многие предприятия  еще до приватизации были широко диверсифицированы, то есть выпускали различные виды продукции; другие, помимо традиционно  выпускавшийся на них военной  техники, осваивают теперь новые  виды гражданской продукции. Успех  на свободном рынке недостижим без  целого коллектива компетентных людей, которые знают покупателей, особенности  конкуренции и возможности производства для отдельных видов и групп  продукции. Поэтому акционерам и  высшему руководству компании чрезвычайно  важно создать такую структуру  предприятия, которая обеспечивала бы подотчетность руководителей  и их ответственность за результаты работы.

Упрощенно организационная  структура управления представляется как ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Проблема совершенствования  организационной структуры управления предполагает уточнение функций  подразделений, определение прав и  обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.

Организационная структура, в идеале, видит, прежде всего, установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение  между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные  требования к совершенствованию  систем управления, выражающиеся в  тех или иных принципах.

Организационные структуры  управления промышленными фирмами  отличаются большим разнообразием  и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним  могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (средняя, мелкая, крупная); производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или  широкой номенклатуры изделий различных  отраслей); характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа).

Несмотря на это, не выделяют однозначно прогрессивных, так же как  и однозначно отсталых организационных структур. Каждая из них имеет как свои достоинства, так и недостатки. И каждая покажет себя с лучшей стороны только в конкретном, именно ей подходящем, случае. Задача сегодняшних менеджеров – найти и привести в жизнь именно такую организационных структуру, которая будет наиболее полно отвечать целям и задачам организации. Конкурентоспособность такой компании напрямую будет зависеть от успешности и уместности организационных структуры.

Найдя подходящую структуру, можно спасти, казалось бы, безнадежное  предприятие. И не только спасти, а  вывести его на качественно новый  уровень. Ведь четкая и слаженная  работа всех подразделений, основанная на определенной структуре, - весьма серьезный  козырь на сегодняшнем рынке.

 

ПОНЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

Логическая структура  раздела

 

Организация - пространственно-временная  структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения  максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Организации обладают следующими общими признаками:

- определение ее характера кадрами и менеджером; 
-  объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;                         ; 
-  сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте; 
- определенная, зависящая от процесса гибкость, обеспечивающая      функционирование системы в изменяющихся условиях;                 ; 
- единство рабочих процессов и процессов управления, как результат разумного разделения труда.

Организация - единство состояния  и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней  и внутренней сред фирмы.

Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций  управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи  и разделение элементов управления.

Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано  на: 
- подпроцессы    промышленного        производства;                                                 ;                                     
- пространственные производственные условия.

Организационная структура регулирует:

- разделение задач по отделениям  и подразделениям;

- их компетентность в решении  определенных проблем;

- общее взаимодействие этих  элементов.

Тем самым фирма создается  как иерархическая структура.

Основные законы рациональной организации:         : 
- упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса; 
- приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование «поля решения» и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи); 
-  обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за «процесс»); 
- короткие пути управления;                    ; 
- баланс стабильности и гибкости;                  ; 
- способность к целеориентированной самоорганизации и активности; 
- желательность стабильности циклически повторяемых действий.

На организационную структуру  влияют следующие факторы: 
- размеры предприятия;                     ; 
- применяемая технология;                     ; 
- окружающая среда.

 
ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ  СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

В современной теории менеджмента  выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

Исторически первым сформировался  бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели - представление о предприятиях как об "организованных организациях", предъявляющих жесткие требования, как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы:

- четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;

- иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

- наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

- дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей;

- осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.

Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность, ответственность и иерархичность. Сам Вебер считал центральным пунктом концепции исключение смещения "человека" и "должности", ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом принципиальное отличие бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей общинной, где главная роль отводилась партнерству и мастерству.

Бюрократические структуры  управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют  мобилизовать человеческую энергию  и кооперировать труд людей при  решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий  и задач экономического развития. Очевидно, прежде всего, что бюрократический  тип структуры не способствует росту  потенциала людей, каждый из которых  использует только ту часть своих  способностей, которая непосредственно  требуется по характеру выполняемой  работы. Ясно также: коль скоро вопросы  стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением "спускаемых сверху" решений, теряется общий управленческий интеллект (который  рассматривается сегодня как  важнейший фактор эффективного управления).

Еще один недостаток структур бюрократического типа - невозможность  с их помощью управлять процессом  изменений, направленных на совершенствование  работы. Функциональная специализация  элементов структуры приводит к  тому, что их развитие характеризуется  неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях  и интересах, что замедляет прогресс в организации.

Информация о работе Организационные отношения в системе менеджмента