Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:26, реферат
Организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Организационные структуры управления
Организационная
структура управления – одно из ключевых
понятий менеджмента, тесно связанное
с целями, функциями, процессом управления,
работой менеджеров и распределением
между ними полномочий. В рамках этой структуры
протекает весь управленческий процесс
(движение потоков информации и принятие
управленческих решений), в котором участвуют
менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной
специализации.
Структуру можно сравнить с каркасом здания
управленческой системы, построенным
для того, чтобы все протекающие в ней
процессы осуществлялись своевременно
и качественно.
Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Виды структур управления.
Существуют
следующие организационные
1) Линейная организационная структура управления – это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления.
Поскольку
в линейной структуре управления
решения передаются по цепочке
«сверху вниз», а сам руководитель нижнего
звена управления подчинен руководителю
более высокого над ним уровня, формируется
своего рода иерархия руководителей данной
конкретной организации. В данном случае
действует принцип
единоначалия, суть которого состоит
в том, что подчиненные выполняют распоряжения
только одного руководителя. Вышестоящий
орган управления не имеет права отдавать
распоряжения каким-либо исполнителям,
минуя их непосредственного начальника.
Схематически линейная структура управления представлена так: схема.
Как видно из схемы 1 , каждый подчиненный имеет руководителя, а каждый руководитель имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в малом и среднем бизнесе.
Линейная
структура управления является логически
более стройной и формально определенной,
но вместе с тем и менее гибкой.
Каждый из руководителей обладает всей
полнотой власти, но относительно небольшими
возможностями решения
Линейная
организационная структура
Преимущества:
Недостатки:
2) Линейно-штабная;
Линейно-штабная
организационная структура
(управлений, отделов и т.п.).
Посмотрим на схему 2:
В
данном случае функциональные структуры
подразделений находятся в
Таким образом, линейно-штабная структура включает в себя специальные функциональные подразделения (штабы), которые помогают им выполнять задачи организации.
Линейно-штабная структура так же имеет свои положительные моменты и недостатки:
Преимущества:
Недостатки:
3) Линейно-функциональная структура;
Линейно- функциональная структура oбecпeчивaeт такое разделение управленческого труда, пpи котором линейные звeнья yпpaвлeния призваны командовать, принимать решения. Линейный руководитель определяет главные задачи и конкретных их исполнителей, a
Функциональные
звенья признаны — консультировать,
пoмoгaть в разработке кoнкpeтныx вoпpocoв и
пoдгoтoвкe соответствующих решений, программ,
планов.
Линейно-функциональная структура применяется на:
Дocтoинcтвa cтpyктypы:
Нeдocтaтки cтpyктypы: