Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:40, курсовая работа
Организация – понятие многогранное. В теории управления под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели.
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 4
1 Организация – основа менеджмента 4
2 Общие характеристики организаций 7
3 Организационная структура и ее основные виды 10
Заключение 18
Глоссарий 20
Список использованных источников 24
Их применение определяется теми или
иными конкретными
Наиболее простым и
Он применим, прежде всего, там, где осуществляются наиболее простые виды деятельности (например, погрузочно-разгрузочные или сельскохозяйственные работы), а также в учебных заведениях, и предполагает, что подразделения организации (цехи, бригады, учебные группы и пр.) создаются, исходя из оптимального числа людей, необходимых для выполнения поставленной задачи, а также возможности ими должным образом управлять.
Другой достаточно простой принцип структурирования – временной. Он применяется в тех организациях, где по технологическим или экономическим причинам целесообразна посменная (на непрерывных производствах) или так называемая "вахтовая" работа. Например, буровые бригады, экипажи судов и т.п., отработав положенный срок вдали от места постоянной дислокации, заменяются новыми и направляются на отдых. При этом внутри таких "вахт" при необходимости выделяются еще и смены (вахты на корабле). На низовом уровне производственных организаций чаще всего применяется технологический принцип структурирования, заключающийся в том, что в основу создания подразделений кладется технологический процесс или его относительно самостоятельный законченный элемент. Так возникают цехи, а в их рамках отдельные участки.
В научных учреждениях или
Для большинства средних и крупных предприятий или организаций основным принципом департаментализации является функциональный. Он предполагает, что группировка подразделений в них происходит в соответствии с функциями, отражающими основные направления и сферы их деятельности. К таким функциям принято, например относить производство, финансы, сбыт, маркетинг и т.п.
Функциональная
В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.
Дальнейшее структурирование происходит уже по одному из перечисленных выше принципов или по нескольким одновременно. Например, выделение отдельных цехов в составе производства может осуществляться в соответствии с выпускаемой ими продукцией, а участков в них исходя из применяемых в них технологий.
Функциональный принцип построе
В блок производственных входят основные подразделения, связанные с выпуском профильной продукции или оказанием услуг; вспомогательные, обеспечивающие необходимые условия для нормального функционирования основных (на предприятиях, например, это – инструментальное хозяйство); подразделения, обслуживающие основные и вспомогательные процессы (энергетический цех, склады, гараж); экспериментальные подразделения, где изготавливаются опытные образцы продукции.
Понятно, что в зависимости от характера деятельности организации роль тех или иных подразделений производственной структуры различна – не везде создаются опытные образцы, не везде имеются вспомогательные производства и т.п.
К блоку управленческих относятся предпроизводственные подразделения (научно-исследовательские, проектно-конструкторские и пр.); информационные (библиотека, архив); сервисные, занимающиеся вопросами маркетинговых исследований, сбыта, гарантийного обслуживания; административные (дирекция, бухгалтерия, плановая служба, юридический отдел); совещательные (комитеты и комиссии, работающие над совершенствованием организации и технологии производства и управления).
Наконец, третий блок функциональной
структуры организации
В определенных условиях функциональная структура обеспечивает организации достаточно серьезные конкурентные преимущества, которые достигаются, во-первых, за счет ее четкости, стройности, надежности коммуникаций, отсутствия их дублирования; что позволяет без задержек доводить до исполнителей и реализовывать управленческие решения. Во-вторых, глубокой специализации отдельных видов деятельности, повышающей ее качество. В-третьих, функциональная структура создает условия для быстрой концентрации людских и материальных ресурсов в нужном месте и в нужное время.
Однако отсутствие горизонтальных связей делает функциональную структуру, основанную на глубокой специализации внутренних процессов, негибкой. Она быстро закостеневает, порождает ведомственность, бюрократизм, сковывает процесс внедрения достижений научно-технической революции, что в итоге приводит к замедлению технического, экономического и социального развития организации по сравнению с имеющимися возможностями.
Такая структура как нельзя лучше соответствовала условиям производства первой половины XX века, лицо которого определяли гиганты индустрии типа отечественного Магнитогорского металлургического комбината и т.п.
В этот период обеспечить конкурентоспособность и дешевизну продукции можно было в основном за счет массовости ее выпуска именно на такого рода предприятиях, на практике демонстрировавших свои преимущества по сравнению с мелкими.
Однако в условиях современного этапа НТР положение коренным образом изменилось. За счет внедрения новых технологий, всеобщей компьютеризации производственных процессов и т.п. непосредственная зависимость уровня затрат от объема выпуска продукции осталась в прошлом. Сегодня даже небольшие по размерам предприятия могут с успехом выпускать не только конкурентоспособные по уровню затрат изделия и услуги, но и обеспечивать им необходимое качество и разнообразие, поэтому крупные и сверхкрупные предприятия свои решающие позиции в экономике утратили.
Продолжающийся рост организаций
и масштабов их деятельности привел
к тому, что их границы перестали
совпадать с границами
При территориальном принципе построения
структуры организации каждое из
входящих в нее предприятий
При продуктовом принципе департаментализации каждое из предприятий, входящих в организацию, сосредоточено на выпуске какого-то одного вида продукции или услуг для всех территорий групп потребителей. Такой подход дает возможность максимально специализировать производство, значительно повысить его эффективность и качество, сориентировать на реальные потребности рынка.
Рыночный принцип ориентирует предприятия, входящие в организацию, на производство продукции для определенной группы покупателей, в совокупности образующих рынок. Покупатели потребительских товаров могут различаться, например, по доходам, демографическим характеристикам, социальному положению. Наконец инновационный принцип департаментализации состоит в том, что в условиях неопределенности и нестабильности внешней среды организации в ее рамках формируются специальные центры, занимающиеся разработкой, освоением и развертыванием производства новых видов продуктов и услуг, вторжением в иные сферы деятельности.
Созданные на основе такого рода принципов
организационные структуры
Производственные связи могут быть как технологическими, так и продуктовыми.
Первые основываются на том, что предприятия, входящие в организацию, выполняют лишь отдельные операции в цикле изготовления конечного изделия, передавая его "полуфабрикат" друг другу для последующей обработки. Вторые предполагают, что имеет место обмен законченными продуктами, которые предназначены для использования не только внутри организации, но и на стороне.
Финансовые связи реализуются
либо через формирование и последующее
перераспределение внутри организации
между ее подразделениями
Наконец, в рамках административных связей руководство организации доводит до подразделений обязательные для исполнения решения, направленные на достижение конкретных результатов и задает основные стандарты их деятельности.
В целом дивизиональная организационная структура четко ориентируется на потребности рынка, ослабляет бюрократические тенденции за счет развития горизонтальных связей и реализации межфункциональных программ, дает простор инициативе подразделений. В то же время она усложняет коммуникации, приводит к их дублированию, затрудняет внутри организационный контроль, а взамен "ведомственности" функциональных подразделений вызывает к жизни другое негативное явление – "местничество" дивизиональных. Эти негативные явления в определенной мере преодолеваются переходом к новым типам организационных структур.
Список литературы
1. Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., стереотип. / Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 288 с.
2. Баранников А.Ф. Теория
организации: учебник для
3. Белолипецкий В.К. Этика и культура управления. / М.: ИНФРА-М, 2008. - 322 с.
4. Большаков А. С. Менеджмент: Учебное пособие. / СПб.: "Издательство Питер", 2007. –160 с.
5. Бреддик У. Менеджмент
в организации: Учебное
6. Вачугов Д.Д., Березкина
Т.Е. Основы менеджмента:
7. Веснин В.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / М.: Проспект, 2007. – 512 с.
8. Веснин В.Р. Основы
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 4-е изд. / М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.
10. Гвишиани Д.М. Организация и управление. / М.: Изд-во МГТУ им Н. Э Баумана, 1999. – 348с.
11. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. 4-е изд. / М.: Юнити, 2007. – 499 с.
12. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. / Таганрог: ТРТУ, 2003. – 230 с.
13. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Спб.: Питер, 2009. – 800 с.
14. Иванова Т.Ю.
Теория организации: Учебное
15. Коренченко Р.А.
Общая теория организации:
16. Латфуллин Г.Р.,
Райченко А.В. Теория
17. Магура М. Культура
организации. Секреты
18. Медведев, В.П. Основы менеджмента: Учебно - методическое пособие. / М.: ДеКА, 2008. – 840 с.
19. Мескон М.Х. Основы менеджмента. / М.: Дело, 2006. – 704 с.
20. Мильнер Б.З. Теория организаций. / М.: Инфра-М, 2005. – 480 с.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1. |
Внешняя среда организации |
это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия. |
2. |
Внутренняя среда организации |
это среда, которая |
3. |
Оcнoвныe pecypcы, иcпoльзyeмыe opгaнизaциeй |
этo люди (чeлoвeчecкиe pecypcы), ocнoвнoй и oбopoтный кaпитaл, тexнoлoгия и инфopмaция. Глaвнaя зaдaчa opгaнизaции в oблacти иcпoльзoвaния pecypcoв – дocтижeниe цeлeй пpи: минимyмe зaтpaт и мaкcимyмe эффeктивнocти. |
4. |
Объект |
приемник и исполнитель |
5. |
Организация |
понятие многогранное. В теории управления под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели. |
6. |
Организация |
крайне важная функция менеджмента,
поскольку благодаря е |
7. |
Система |
объединение частей в целое, свойства которого могут отличаться от свойств входящих в нее частей. Любую организацию можно назвать системой. |
8. |
Субъект |
это источник управленческого воздействия. |
9. |
Управление |
целенаправленный процесс, включающий в себя некоторые основные элементы, рассматриваемые как основные функции управления. |
10. |
Функции управления |
это обособившийся вид |