Организация и техника внешнеторговых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:07, контрольная работа

Описание

Рынок технологий является важнейшим фактором современной международной экономики.
Современная рыночная среда характеризуется тем, что технологии, непрерывно развиваясь, меняют рынок, формируя новые потребности и видоизменяя связанные технологические цепочки.
Мировые рынки технологий служат своеобразным полигоном, на котором проходят решающие испытания и осуществляется отбор нововведений, разрабатываемых в научно-исследовательских и производственно-технических подразделениях различных стран.

Содержание

Введение
1. Классификация сделок в рамках передачи технологий на международном рынке.
2. Виды внешнеторговых лицензий. Формы лицензионных вознаграждений.
3. Особенности положения России в международном технологическом обмене.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Организация и техника внешнеторговых операций.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

Действовавший плановый, строго регламентированный, но излишне громоздкий и малоэффективный механизм государственного регулирования лицензионной деятельности в конце 80-х годов оказался разрушенным. Были ликвидированы или сокращены государственные управленческие структуры, патентно-лицензионные службы предприятий и организаций различных форм собственности, отменены действовавшие в этой области законодательные акты. Уникальный опыт, знания и деловые связи таких организаций, как «Лицензиторг» и «Внештехника» оказались невостребованными. Вследствие этого неконтролируемый вывоз отечественных наукоёмких технологий, основанный на прямых контрактах разработчиков с иностранными фирмами, значительно увеличился.

Государственные и приватизированные  предприятия Российской Федерации оказались перед необходимостью осуществлять патентно-лицензионную деятельность, включая международную торговлю лицензиями, в новых радикально изменившихся условиях. Это связано с созданием новой законодательной базы, определяющей условия участия предприятий и организаций различных форм собственности в международной торговле лицензиями.

Для начала напомним об участии России в международных  соглашениях по охране промышленной собственности. Как известно, Советский Союз состоял в 10 таких соглашениях, функционирующих под эгидой ВОИС :

- Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности;

-  Парижская конвенция по охране промышленной собственности;

-  Мадридское соглашение о международной регистрации знаков;

-  Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;

- Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов;

-  Договор о патентной кооперации;

-  Страсбургское соглашение о международной патентной классификации;

-  Договор о регистрации товарных знаков;

Российской  Федерации приняло меры к продолжению участия России в этих соглашениях, направив соответствующую ноту генеральному директору ВОИС, являющемуся их депозитарием, с тем, чтобы российские граждане могли пользоваться всеми вытекающими из них преимуществами.

В соответствии с Указом президента России «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» №213 от 15 ноября 1991г. осуществление внешнеэкономической деятельности разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям, независимо от форм собственности. Это означает, что юридические лица, зарегистрированные в качестве участников предпринимательской деятельности в России, получают право и на участие в международной торговле лицензиями. Регистрация участников в качестве субъекта хозяйственной деятельности, а следовательно, и получение права на участие в международной торговле лицензиями требует проведения следующих подготовительных мероприятий:

1. Подготовка  учредительных документов и поиск  юридического адреса (помещения). Визирование учредительных документов у юрисконсульта и заверение нотариусом.

2. Сдача документов  в регистрационную палату района  или города. Получение временного  свидетельства о регистрации.

3. Открытие временного  счёта в банке. Внесение уставного  фонда.

4. Изготовление печати.

5. Открытие постоянного  счёта в банке.

6. Получение  кодов ОКПО, ОКОНХ и СООГУ в  Госкомстате.

7. Регистрация  в налоговой инспекции и пенсионном  фонде.

8. Сдача в  регистрационную палату документов, подтверждающих выполнение действий  по пунктам 3-7, и получение постоянного свидетельства о регистрации.

При создании акционерных  обществ и совместных предприятий  необходима дополнительная регистрация  в Министерстве финансов РФ, а для  концернов и крупных межрегиональных  объединений — в Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие физических лиц, а также не имеющих регистрации предприятий и их объединений в международной торговле лицензиями возможно лишь через посреднические организации, зарегистрированные в соответствии с указанным порядком. В качестве посредников при заключении лицензионных сделок следует выбирать фирмы и организации, которые специализируются на проведении патентно-лицензионных операций, имеют устойчивые деловые связи с зарубежными фирмами и опыт заключения лицензионных договоров на продажу и покупку лицензий. В качестве таких организаций могут быть рекомендованы специализированные внешнеторговые организации «Лицензиторг», «Литинтерн» и «Внештехника», независимые фирмы патентных поверенных, патентно-лицензионные службы предприятий с многолетним опытом участия в международной торговле лицензиями.

Однако преобладающая  часть российских предприятий и  организаций, получивших право на предпринимательскую  деятельность в различных отраслях производства, не располагают необходимой базой знаний и опыта, квалифицированными работниками, способными на профессиональном уровне решать весь комплекс проблем, связанных с международной и внутренней торговлей лицензиями. Поэтому на начальном этапе этого бизнеса при незначительных объёмах лицензионных операций целесообразно пользоваться посредническими услугами упомянутых выше внешнеторговых организаций и патентно-лицензионных служб.

Существенные  изменения произошли и в сфере  государственного регулирования международной торговли лицензиями в Российской Федерации. Принятое на основе упомянутого указа президента Постановление правительства Российской Федерации №90 от 30 декабря 1991 г. «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в 1992 г.» устанавливает единый порядок выдачи лицензий и квот на продажу и покупку товаров в странах дальнего и ближнего зарубежья в соответствии со списками, утверждаемыми правительством. Данное постановление распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности в Российской Федерации и касается в том числе и вопросов продажи и закупки лицензий. В приложениях к постановлению, относящихся к экспорту товаров, исключены изобретения и ноу-хау, для продажи которых ранее требовалось получение разрешения соответствующего государственного органа (Совет Министров, ГКНТ, Госкомизобретений). Вместе с тем в Приложении №2 к данному постановлению говорится, что получение разрешения на продажу изобретений, ноу-хау и результатов научно-исследовательских работ необходимо лишь в том случае, когда они могут применяться при создании вооружения и военной техники. Списки таких разработок подготавливаются министерствами экономики и финансов РФ.

Претерпел изменения  и порядок закупки лицензий на изобретения и ноу-хау за рубежом в связи с отменой государственного планирования их импорта и выделения централизованных валютных средств на эти цели. В рамках проводимой в стране либерализации внешнеэкономической деятельности на основе указанных законодательных актов был отменён разрешительный порядок продажи и закупки лицензий в стране и соответственно ликвидированы занимавшиеся этими проблемами службы.

Современное состояние  и перспективы развития лицензионной торговли в Российской Федерации также связаны с принятием Верховным Советом в 1992 г. Патентного закона Российской Федерации, законов «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «Об авторском праве и смежных правах», ряда законодательных и нормативных актов, что позволило создать новую правовую базу для патентно-лицензионной деятельности в стране, адекватную правовому законодательству в этой области в странах с рыночной экономикой.

Введение в  практику изобретательской и патентно-лицензионной деятельности понятия «патент» вместо ранее используемого авторского свидетельства означает, по существу, приватизацию объектов промышленной собственности, передачу исключительного права на их использование из рук государства патентообладателям, в роли которых выступают авторы, предприятия и организации различных форм собственности. В результате патентообладатели, являющиеся юридическими лицами в Российской Федерации, получили право на внешнеэкономическую деятельность, в том числе на продажу лицензий на собственные разработки зарубежным фирмам.

Преимущества, предоставленные с 1992 г. патентообладателям Патентным законом РФ очевидны. К  примеру, по старому патентному законодательству советский изобретатель всемирно известной игры "Тетрис" получил только служебную премию и несколько ценных подарков, Академия наук - $ 10 млн., посредник в переговорах по продаже игры - около $ 35 млн., а фирма NINTENDO заработала только на ручном варианте игры $ 2 млрд. Действуй тогда новый Патентный закон - наш изобретатель обеспечил бы материально несколько своих поколений.

В Патентном  законе Российской Федерации нет  упоминания о внутренней торговле лицензиями в стране. Однако в ст. 13 (п. I) закона говорится, что любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом, лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора). Иное использование указанных объектов промышленной собственности признаётся нарушением патента, и к виновным, в соответствие со ст. 14 закона, должны применяться санкции. Указанные положения об обязательном заключении лицензионных договоров на использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов распространяются на все деловые отношения патентообладателей с заинтересованными в этих разработках предпринимателями на территории России. Императивный характер этих норм означает, по существу, законодательное введение в Российской Федерации внутренней лицензионной торговли. Это новое явление в отечественной экономике, свидетельствующее о её рыночном характере. Лицензионная форма коммерческого обмена охраняемыми объектами промышленной собственности в силу законов рынка непременно должна распространяться и на обмен не имеющими патентной защиты техническими разработками типа ноу-хау. Уже имеется немало примеров внутренних лицензионных договоров на ноу-хау, подписанных российскими предпринимателями.

Как уже отмечалось, новое законодательство не предусматривает необходимости получения разрешения на продажу объектов промышленной собственности за границу, а также процедуру одобрения заключенных лицензионных договоров. Однако Патентный закон Российской Федерации (раздел IV, ст. 13, п. 2) вводит обязательный порядок регистрации лицензионных договоров в Патентном ведомстве, без чего они считаются недействительными. Их регистрация осуществляется в Комитете РФ по патентам и товарным знакам (Роспатенте) в соответствии с Порядком регистрации договоров на передачу прав на патент и права на использование изобретения или промышленного образца, вытекающего из патента, утверждённым приказом Роспатента от 9 марта 1992 г. Это документ, однако, не касается процедуры регистрации лицензионных договоров на ноу-хау и опционных соглашений.

Практически во всех странах мира с рыночной экономикой осуществляется и внешняя (международная), и внутренняя торговля лицензиями, и эти процессы органически связаны  между собой. Несмотря на различия в  экономике и особенности правового регулирования лицензионных операций в разных странах, национальные рынки лицензий имеют общие черты, характерные для мирового рынка лицензий. Этот вывод имеет важное практическое значение для лицензионной деятельности российских предприятий и организаций, получивших право прямого участия в международных лицензионных операциях с фирмами других стран, а также ставших участниками внутренней лицензионной торговли в стране.

Органическая  взаимосвязь национальных и мирового рынка лицензий обусловливает возможность использования российскими предпринимателями во внутренней торговле лицензиями на территории России форм, методов и принципов, применяемых в международной лицензионной торговле. Накопленный российскими лицензиарами, лицензиатами и патентно-лицензионными службами опыт многолетнего участия в международной торговле лицензиями должен быть использован не только для дальнейшего расширения деловых контактов с зарубежными партнёрами, но и для осуществления коммерческих операций на внутреннем рынке лицензий. Во внутренней лицензионной торговле в значительной мере могут быть использованы применяемые в международной практике типовые лицензионные договоры, принципы и методика определения цены лицензии, виды платежа, реклама, маркетинговые исследования, опыт подготовки и заключения договоров и др. Одновременно следует учитывать особенности российского законодательства в этой области и реальные интересы отечественных продавцов и покупателей лицензий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время  можно говорить об экспоненциальном развитии высоких технологий, больших  затратах на научно-исследовательскую  работу в целом в мире и постоянно  увеличивающемся обороте нематериальных активов предприятий, т.е. знаний и  ноу-хау, права на которые закрепляются патентами и распространяться при помощи торговли лицензиями. В настоящий момент в каждой экономически развитой стране оборот торговли лицензиями увеличивается, т.к. все понимают, что от этого зависит благосостояние страны в будущем.

Россия оказалась в  неблагоприятных условиях в плане  внешней торговли лицензиями, т.к. законодательство, регулирующее торговлю интеллектуальной собственностью отечественных предприятий  с зарубежными партнерами было принято  сравнительно недавно, и разумный подход к продаже и покупке лицензий еще не до конца «впитался» в деловую культуру российского предпринимательства. Но в целом, при условии проведения правильной политики со стороны государства и соблюдении отечественными фирмами определенных разумных принципов, есть неплохая перспектива для развития данной отрасли экономических отношений в России. Вероятно, по прошествии некоторого времени всё встанет на свои места, когда компании начнут задумываться о долгосрочной стратегии своей деятельности. Впрочем, и в настоящее время начинают появляться некоторые примеры здоровых рыночных отношений, правда которые несколько сглаживаются на фоне общей картины упадка экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Чеботарёв Н.Ф. Мировая  экономика. Учебник-М.:Издательско  –торговая корпорация «Дашков и Ко».-2007.-332с.

2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. -- М.: ИВЦ "Маркетинг", 2001.

3. Киреев А.П. Международная экономика. - М.: "Международные отношения", 2002

4. Семенов К.А. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ, 2003.


Информация о работе Организация и техника внешнеторговых операций