Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:26, курсовая работа
Важной функцией управленческого контроля является разработка стандартной системы
отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам
хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного
подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую
очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и
производственные показатели деятельности и проведение их анализа.
ВВЕДЕНИЕ
Управленческий контроль - это одна из функций управления, без которой не
могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления:
планирование, организация, руководство и мотивация. Так, планирование должно
постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия
функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную
оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения
корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений,
так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов
выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное
функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной
перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.
В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических
результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их
с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих
отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных
целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование
отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций
развития. Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятия
срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного
подразделения.
Важной функцией управленческого контроля является разработка стандартной системы
отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам
хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного
подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую
очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и
производственные показатели деятельности и проведение их анализа.
Понятие
контроля.
Контроль
- процесс определения, оценки
и информации об отклонениях
действительных значений
Предметом
контроля может быть не только
исполнительская деятельность, но
и работа менеджера.
Контроль
осуществляется лицами, прямо или
косвенно зависящими от процесса. Проверка
(ревизия) - контроль лицами, независящими
от процесса.
Рис. «Основные
концепции контроля».
Контроль можно также классифицировать:
- по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний);
- по
основанию для обязанности (
- по объекту контроля (за объектом, за решениями, за результатами);
- по
регулярности (регулярный, нерегулярный,
специальный).
Виды контроля.
Функции менеджмента.
Прогнозирование
- это взгляд в будущее, оценка возможных
путей развития, последствий тех или иных
решений. Планирование же - это разработка
последовательности действий, позволяющей
достигнуть желаемого. В работе менеджера
они тесно связаны.Если у вас есть технология
прогнозирования, для оценки достоверности
прогноза не обязательно ждать. Пусть
для определенности речь идет о прогнозе
на год вперед. Отбросьте информацию за
последний год и примените вашу технологию.
Получите прогноз на год вперед от последних
по времени данных - т.е. на настоящий момент.
Остается сравнить его с реальностью и
оценить качество прогностического правила.
Планирование как часть работы менеджера имеет много общего с планированием в личной жизни. Применяется он не к рутинным ежедневным делам, а к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы.
Выделяют
восемь этапов в процессе
Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша фирма) хотите достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.
Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?
Этап 3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей
Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой ?
Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?
Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.
Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?
Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости. Контроль как функцию менеджмента обсудим в одном из дальнейших разделов настоящей главы.
Создание организационных структур-письменные инструкции, указывающие обязанности сотрудников и правила действий в тех или иных случаях, также имеют целью согласованность действий и обеспечивают единство фирмы как хозяйствующего субъекта. Организационную структуру фирмы можно сравнить со скелетом живого существа, но только скелет рукотворный - его создает и меняет главный менеджер.
Руководство - создание команды - одно из самых важных дел менеджера. Можно сказать, что команда - его основной инструмент работы. Недаром, меняя место службы, менеджер часто "перетаскивает" за собой и свою команду. Большое значение имеет психологическая совместимость членов команды. В ней не должно быть случайных людей. Возникновение ссор и раздоров в команде сильно снижает ее эффективность. Поэтому зачинщиков ссоры целесообразно удалить из команды, даже если их профессионализм весьма высок.
Координация- одно из основных условий успешной деятельности организации - согласованность действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели - цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах. Обратим внимание на важность эффективной организации потоков информации. Она должна быть достаточной, но не излишней.
Контроль-
сколь бы хорошо ни были разработаны планы,
они, как правило, не могут быть выполнены
так, как были задуманы. Будущее нельзя
абсолютно точно предсказать. Неблагоприятные
погодные условия, аварии на производстве
и на транспорте, болезни и увольнения
сотрудников и многие другие причины,
которые мы разбирали в начале настоящей
главы, нарушают наши планы. Эти нарушения,
прежде всего, надо обнаружить с помощью
системы контроля. Например, надо регулярно
- раз в день, неделю или месяц - возвращаться
к плану и выявлять нежелательные отклонения
от запланированного.
Правила эффективного контроля.
1. Стратегическая
направленность контроля. Деятельность
в тех областях, которые не
имеют стратегического
2. Ориентация
на результаты. Конечная цель
контроля состоит не в том,
чтобы собрать информацию, установить
стандарты и выявить проблемы,
а в том, чтобы решить задачи,
стоящие перед организацией. Проведение
измерения и оповещение об
их результатах важно только
как средство достижения этой
цели. Если вы хотите сделать
контроль эффективным, вы
3. Соответствие
делу. Методы и системы контроля
должны соответствовать
4. Своевременность
контроля. Своевременность контроля
заключается не в
5. Гибкость
контроля. Например, если неожиданно
возникает новый фактор
6. Простота
контроля. Избыточная сложность
ведет к беспорядку, потери контроля
над ситуацией. Контроль
7. Экономичность
контроля. Затраты на контроль
должны перекрываться