Организация разработки и принятия управленческих решений в современных бизнес-структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:31, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявление признаков, характерных для управленческих решений, а также в анализе организации разработки и принятия решения руководителем предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………..5
1.1 Организации процесса разработки и реализации управленческих решений………………………………………………………………….………….5
1.2 Формирование информационной базы………….……….…………….6
1.3 Планирование процесса реализации решений и создание условий для его эффективного выполнения………………………………..…………………….8
1.4 Типовой алгоритм формирования организационно-функциональной структуры механизма реализации решений………………………………………11
1.5 Организация контроля реализации решения…………………………12
1.6 Сущность и виды ответственности руководителей………………….14
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «АКАНТИТ»………..17
2.1 Основные формы разработки управленческих решений……..……...17
2.2 Основные формы реализации управленческих решений……………19
2.3 Принятие решения в процессе производства………………………...22
2.4 Методы принятия управленческих решений………………………....23
2.5 Практическое использование технологии принятия решения………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

kursavaya.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

Сетевой график содержит два основных элемента: событие (результат работы) — отображается в виде кружка, и сама рабо­та — в виде стрелки между событиями. Работа представляет пред­усмотренный решением процесс, требующий затрат времени и ре­сурсов. В работу также входит процесс ожидания (процесс, требу­ющий затрат времени без соответствующих материальных и тру­довых ресурсов).

Основными элементами сетевого графика являются: событие, работа, исходное событие, завершающее событие, путь, критичес­кий путь. Критический путь определяет наибольшую продолжи­тельность выполнения совокупности работ для достижения опре­деленного результата.

Создание условий для эффективного выполнения решения. Кроме общих должностных требований к исполнителям управ­ленческих решений предъявляются дополнительные (специаль­ные) требования. Исполнители должны обладать:

1. Высокой компетентностью в вопросах, относящихся к реа­лизуемому решению.

2.   Правомочностью исполнения конкретных работ, преду­смотренных решением. В том числе исполнители должны быть наделены необходимыми полномочиями и правами, которые со­ответствующий руководитель делегирует им по должности или на период исполнения решения (в этом случае такое делегирование должно тоже отражаться в самом решении).

3. Способность осуществлять контроль. Деление сотрудников аппарата на руководителей и исполнителей часто является условным, так как исполнение решения, как правило, требует приня­тия соответствующих дополнительных управленческих решений. Таким образом, исполнитель выступает одновременно и в роли лица, принимающего решения.

Для эффективного исполнения решений в этих условиях крайне важно создать общие условия для исполнителей, в том числе:

— Обеспечить информированность исполнителей (они должны четко представлять цели и особенности принятого решения, а также иметь доступ ко всей информации, необходимой для реали­зации решения).

— Обеспечить правомочность исполнителей, т.е. предоставить необходимые возможности и средства для осуществления реше­ний или проведения конкретных мероприятий, связанных с эти­ми решениями. Абстрактной схемы распределения прав и ответ­ственности не существует. В каждом случае распределение прав и ответственности должно соответствовать характеру проблемы.

—Обеспечить мотивацию исполнителей, т.е. создать условия для согласования интересов исполнителя с целями решения. За­дача вышестоящего руководителя — создать условия для работы подчиненных, в том числе обеспечить соответствие их деятель­ности общим интересам решения и свободную реализацию инте­ресов каждого звена управления в рамках созданных условий.

— Допустимость конкретных мероприятий решения, то есть мероприятия по реализации решения не должны нарушать норм права и морали.

 

 

1.4 Типовой алгоритм формирования организационно-функциональной структуры механизма реализации решений

 

 

Алгоритм формирования организационно-функциональной структуры механизма реализации решений включает следующие процедуры (модули):

1.  Структуризацию целей решения (определение целей и за­дач для всех исполнителей реализации решения).

2. Конкретизацию целей и задач в технико-экономических по­казателях работы объекта управления (предприятия, структур­ного подразделения, конкретного исполнителя).

3. Формулирование основных проблем, требующих решения для достижения поставленных целей.

4. Определение возможных путей и способов разрешения сформулированных проблем.

При реализации приведенного алгоритма необходимо выпол­нение определенных условий. Во-первых, необходимо установить степень важности конкретных целей решения (провести их ранжирование) в силу того, что эти решения, как правило, носят много­целевой характер. Во-вторых, обязательно осуществляется струк­туризация целей и задач реализации решения по горизонтали (по видам деятельности) и по вертикали (по уровням управления). В-третьих, формируемая система целей, которая должна быть со­поставимой, полной, взаимоувязанной, определенной и реальной (то есть они должны быть соотнесены с конкретными функциями управления, иметь объективную привязку к подразделению и ис­полнителю, а так же иметь временную определенность).

Обычно формирование целей (п. 2 алгоритма) осуществляется в виде графа (дерева) целей или в виде матрицы целей. По стол­бцам и строкам такой матрицы приводятся одни и те же цели, взаимосвязи элементов матрицы оцениваются 1 или 0 по следую­щему правилу: при наличии взаимосвязи значение элемента мат­рицы принимается равным 1, при отсутствии — 0.

Структуризация целей позволяет:

а) Выделить основные функции и задачи, ориентированные на достижение соответствующих целей.

б) Выявить недостатки в существующей системе управления, которые могут помешать выполнению решения.

в) Рационально распределить функции и задачи на разных уровнях управления между службами и должностными лицами.

г) Установить рациональную технологию выполнения работ (оп­ределить соответствующие мероприятия) по реализации решения.

д) Оценить эффективность различных вариантов реализации.

Наиболее важным аспектом этого процесса является выбор средств и методов реализации решения, адекватных поставлен­ным целям.

 

 

1.5 Организация контроля реализации решения

 

 

Организация контроля реализации решения является обяза­тельным этапом принятия управленческого решения. Причиной контроля является не только (и не столько!) безответственность исполнителей из-за отсутствия контроля, а возможность и необ­ходимость выявления и решения возникших проблем, которые требуют своих новых решений. Главная цель этого этапа заклю­чается в организации эффективной обратной связи при принятии решения, способствующей обеспечению его реализации и необходимого развития для достижения желаемого результата деятель­ности предприятия.

Процедура контроля организуется в рамках алгоритма реали­зации функции контроля менеджмента (в том числе установление показателей, измерение и определение их отклонений от установ­ленных показателей, устранение несоответствий). Контроль поз­воляет выявить причины отклонений и дает возможность при­нять соответствующие дополнительные решения относительно хода реализации решения, а также извлечь уроки на будущее. При этом контроль по завершении реализации решений дополни­тельно позволяет:

1) стимулировать хорошую работу исполнителей;

2) получить удовлетворение от хорошо выполненной работы;

3) организовать учебу исполнителей;

4) своевременно устранить возникшие в процессе реализации решений отклонения и несоответствия;

5) принять решение о внесении изменений в ранее принятое решение;

6) оценить потенциальные возможности, выявить резервы и упущенные возможности, которые могут быть использованы в бу­дущих решениях;

7) оценить действующую систему принятия решений и разра­ботать мероприятия по ее совершенствованию.

Причинами корректировки принятого решения могут быть: ошибки, допущенные в самом решении, изменения в обстановке, происшедшие с момента принятия решения, вызванные непред­виденными внутренними и внешними факторами, неудовлетво­рительная организация исполнения решений, выявление (появ­ление) дополнительных возможностей, позволяющих перекрыть запланированные результаты. Неизмененное решение (при воз­никновении такой необходимости) становится не только не эф­фективным, но и превращается в фактор дезорганизации про­изводства.

При необходимости изменения ранее принятого решения воз­можны два варианта: внесение необходимых изменений в ранее принятое решение и принятие нового решения в соответствии с новой обстановкой.

Корректировка решения имеет и негативные последствия из-за потери темпов реализации и трудозатрат аппарата управле­ния вследствие несущественных изменений, постоянно вносимых в принятое решение. Всякая целесообразность улучшения решения требует всестороннего изучения и оценки. Стремление быст­ро внести изменения при неудовлетворительном его выполнении может породить новые ошибки. Поэтому всякой корректировке должны предшествовать: предоставление возможности самим ис­полнителям найти пути устранения возникших помех (проблем), а также тщательный анализ, как самого решения, так и хода его реализации с учетом новой обстановки.

Завершающим этапом реализации решения является подведе­ние итогов его выполнения. Эта процедура является обязательным элементом эффективного контроля и направлена в большей степени на совершенствование системы принятия решений на предприятии в целом.

В процессе подведения итогов следует: проанализировать все этапы процесса подготовки, принятия и реализации решения; оценить успехи, рассмотреть выявленные в работе исполнителей недостатки и зафиксировать внимание работников на вновь воз­никших проблемах.

Подведением итогов заканчивается управленческий цикл. В то же время следует всегда иметь в виду, что подведение итогов реализации конкретного решения служит началом нового управ­ленческого цикла, так как создает исходную базу для новых ре­шений.

 

 

1.6 Сущность и виды ответственности руководителей

 

 

Полномочия и права, делегируемые руководителю, форми­руют круг проблем, которые он должен решать, разрабатывая и реализуя управленческие решения. За эту работу руководитель получает согласно до­говору материальное и моральное вознаграждение. Полномочия и права немыслимы без обязанностей и ответственности за вы­полненную работу.

Обязанность — это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. Выделяют служебные, общественные и всеобщие воинские обязанности.

Ответственность — это необходимость, обязанность отда­вать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. Ответствен­ность может быть официальная и личная (чувство ответственно­сти как черта характера).

Многообразие сфер деятельности различных организаций сформировало следующий типовой набор видов ответственности: профессио­нальная, юридическая (в том числе уголовная), социальная, эко­логическая, экономическая, этическая, дисциплинарная, административная и материальная.

В качестве профессиональной ответственности могут приме­няться меры юридической, дисциплинарной и экономической от­ветственности. В настоящее время все большее распространение находит страхование экономических рисков профессиональной ответственности. Например, страхование профессиональной от­ветственности нотариуса, водителя автомобиля, аудитора.

Юридическая ответственность частично или полностью ка­сается тех видов ответственности, в которых закреплены регла­менты, входящие в состав государственных законов и норм государственного регулирования, например, в Гражданский и Уго­ловный кодекс, Трудовой кодекс. Юридическая ответственность реализуется в форме замечания, выполнения предписанных действий, заключения под стражу, ареста.

Дисциплинарная ответственность за бездействие или ненад­лежащее выполнение задания реализуется в форме взыскания, замечания, выговора, перевода на другую работу, увольнения.

Административная ответственность наступает за соверше­ние административного правонарушения, нарушения прав и свобод граждан. Базой для реализации административной ответ­ственности является административное и гражданское право и другие регламенты.

Экономическая ответственность призвана компенсировать полный или частичный ущерб от управленческих решений, нанесенный руководите­лем в материальной или денежной форме.

Этическая ответственность наступает в случае нарушения ру­ководителем этических норм, представляющих собой систему об­щих ценностей и правил этики, соблюдение которых обязательно для всех работников организации. Этические нормы включают оценки смысла жизни, назначения человека, содержания добра и зла, морального долга, нравственных принципов и идеалов (благо­родство, вежливость, выдержка, гуманизм, доверие, единство слова и дела, искренность, правдивость, принципиальность, самооблада­ние, скромность). Ответственность реализуется в форме изменения общественного мнения о руководителе, вынесении ему обществен­ного порицания, объявления о его несоответствии должности по этическим соображениям.

Материальная (имущественная) ответственность обычно представлена в Республике Беларусь Гражданским кодексом, который регламентирует права и обязанности физических и юридических лиц и ответственность за их исполнение, или неисполнение.

Все вышеперечисленные виды ответственности можно классифицировать по трем критериям:

— уровням ответственности (международный, государственный, уровень компании и ее подразделений и уровень собственного Я (перед самим собой);

— времени ответственности (за прошлые, на­стоящие или будущие результаты уже принятого решения). 

— ущербу, вызванному ошибочными решениями (ответ­ственность за существенный ущерб и имеющая сроки дав­ности; ущерб, ответственность по которому имеет срок давности — обычно 3 или 5 лет, — и ущерб, ответствен­ность по которому не предусмотрена).

 

 

Информация о работе Организация разработки и принятия управленческих решений в современных бизнес-структурах