Основатели, сторонники и противники школы человеческих отношений и школы поведенческих наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – глубокий анализ достижений школы научного управления и школы поведенческих наук, а также предоставление биографических данных относительно наиболее известных представителей данной школы.

Содержание

1 Возникновение школы человеческих отношений и школы поведенческих наук
1.1 Представления о человеке как о факторе производства до появления школы человеческих отношений и школы поведенческих наук
1.2 Предпосылки возникновения школы человеческих отношений и школы поведенческих наук
2 Основные представители школы человеческих отношений и школы поведенческих наук
2.1 Абрахам Маслоу: биография и основные взгляды
2.2 Фредерик Герцберг: биография и основные взгляды
3 Взгляд на школу человеческих отношений и школу поведенческих наук в наши дни
3.1 Нововведения школы человеческих отношений школу поведенческих наук в наши дни
3.2 Основные концепции школы человеческих отношений школу поведенческих наук в наши дни
Заключение

Работа состоит из  1 файл

2 курсач.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

     Современные исследователи школы человеческих отношений внесли много поправок в прежние концепции , основные из которых:

     * Увеличение внимания социальным  групповым потребностям человека;

     * Стремление к обогащению рабочих  мест путем рассеивания отрицательных  последствий сверхспециализации;

     * Отказ от акцента на иерархичность  власти и призыв «к приземленности  управления», к «менеджменту участия»;

     * Возрастающее признание неформальной  стороны организации, роли умонастроений рабочих и неформальных отношений»;

     * Развитие средств и методики  изучения взаимодействия формальной  и неформальной организации.11

     Основные  выводы Маслоу

     Мотивами  поступков людей являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Маслоу рекомендовал использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе.

     Маслоу  предположил, что все потребности  врожденные и представил свою концепцию  иерархии потребностей в мотивации  человека в порядке их очередности: 

1. Потребности самовыражения
2. Потребности признания и самовыражения
3. Потребности принадлежности и  причастности
4. Потребности безопасности и уверенности  в будущем
5. Физиологические потребности
 

     В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребности,

     расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек сможет осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху, то есть, удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии. По Маслоу, средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

     физиологические - 85%,

     безопасность  и защита - 70%,

     любовь  и принадлежность - 50%,

     самоуважение - 40%,

     самоактуализация - 10%.

     Общие принципы

     В круг вопросов, которые рассматривала школа человеческих отношений, входили такие категории как «власть» и «авторитет», их разграничение и неформальное восприятие, ответственности делегирование ответственности и так далее. Была выдвинута идея гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон. Представители данной школы считали, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими и быть лидером, признанным ими, а не назначенным вышестоящими органами. Руководитель должен управлять в соответствии с ситуацией. Формальный руководитель должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это – не простая задача, а «социальное искусство».

     Исследователи этой школы исходили из того, что  если руководство проявляет большую  заботу о своих работниках, то уровень  долетворенности у работников возрастает, что естественно ведет к увеличению производительности. Цель сторонников этой школы состояла в том, чтобы попытаться управлять, воздействуя на систему социально- психологических факторов.

     Основной  целью школы было повышение эффективности  организации за счет повышения эффективности  ее человеческих ресурсов. Главный  постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации.

     Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. Мотивами поступков людей являются, в основном, неэкономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

     По  мнению Мэри П. Фоллетт, представительницы  школы человеческих отношений, «власть  принятая как подчинение одного человека другому, оскорбляет человеческие чувства  и не может быть основой эффективной  индустриальной организации. Демократия – вот та огромная сила, которая использует каждого и компенсирует несовершенство отдельных индивидов тем, что сплетает и в жизни общества. Лидерство не есть удел личности, привыкшей господствовать; лидерами становятся не только по рождению, но и благодаря соответствующему обучению. Подлинный лидер должен не только предвосхищать будущую ситуацию, но и творить ее»

     Заключение 

     В данной работе представлена, детально проанализирована и описана школа  человеческих отношений и школа  поведенческих наук, а также предпосылки  для ее появления, биографии и основные взгляды наиболее известных представителей данной школы. В рамках развития управления как науки, а также менеджмента и психологии, школа человеческих отношений играет огромную роль, следовательно, основные принципы и концепции данной школы должны быть известны и понятны каждому. Изучая данную школу, необходимо также знать и основных ее представителей, их биографию и основные взгляды. Кроме того, анализируя данные относительно школы человеческих отношений, не следует забывать о предпосылках ее появления и о состоянии управленческой науки тех времен.

     В первой главе данной курсовой описывается состояние управленческой науки до появления школы человеческих отношений. Это сделано, чтобы показать всю новизну высказанных теорий и показать контраст между существовавшими в то время школами и школой человеческих отношений. Далее в первой главе представлены предпосылки возникновения данной школы. Основной предпосылкой, по мнению современных ученых, явился Хоторнский эксперимент. Поэтому в данной курсовой описана суть данного эксперимента, а также приведены выводы, сделанные представителями школы человеческих отношений относительно данного эксперимента.

     Во  второй главе представлены биографии и основные взгляды наиболее известных представителей данной школы. В данной главе также представлены некоторые цитаты наиболее выдающихся представителей школы человеческих отношений и поведенческих наук, а также пред-ложенные данными представителями схемы, иерархии и основные работы

     В третьей главе  подводится итог всему вышесказанному. Третья глава является наиболее обобщенной и информативно насыщенной. В данной главе предоставляются и обобщаются основные взгляды в рамках всей школы человеческих отношений, а не отдельных ее представителей. Также в данной главе показана вся новизна предложенных теорий и концепций относительно того времени. Это отчетливо видно в пункте 3.1 - нововведения школы человеческих отношений. Третья глава является наиболее важной и значимой в данной работе, так как дает полное представление о школе человеческих отношений и поведенческих наук, о ее концепциях и основных принципах. Именно анализируя данную главу, можно сделать наиболее точные выводы относительно данных школ, понять ее важность и значимость для современной управленческой науки.

     Данная  курсовая работа необходима при изучении курса организационного поведения, так как школа человеческих отношений  описывает такие важные факторы, как поведение человека в группе, изучает влияние неформальных групп  на поведение человека и на производительность труда.

     Впоследствии  написания или изучения данной работы, можно сделать вывод, что школа  человеческих отношений являлась наиболее значимой из всех научных направлений  в управлении. Данная школа являлась наиболее важным, ценным и прогрессивным учением в управленческой науке тех времен. Именно благодаря тому, что школа человеческих отношений рассматривает человека как основной фактор производства, современное общество сделало огромный скачок вперед в области управления, что, в свою очередь, способствует развитию науки, техники, увеличению производства. Школа человеческих отношений заложила основу для появления более поздних и более совершенных школ. Несомненно, школа человеческих отношений внесла огромный вклад в развитие управленческих наук. Данная школа впервые использовала многие психологические методы и приемы в управлении. Благодаря школе человеческих отношений, при приеме человека на работу и при управлении им, стало анализироваться психическое и психологическое здоровье данного человека, его поведение в группе. При приеме работника на работу, будущий работник стал выполнять определенные тесты для определения уровня работоспособности, и определения, насколько данный работник подходит для определенного вида деятельности. Благодаря школе человеческих отношений в управленческих науках стал использоваться термин мотивации, стали учитываться различные потребности человека, не учитывающиеся ранее, например, уровень освещенности в помещении. Представители школы человеческих отношений дали подробную, полную, но в то же время понятную классификацию потребностей человека, что помогает руководителю в процессе управления работниками.

     Итак, школа человеческих отношений являлась наиболее прогрессивной и важной школой своего времени. Благодаря данной школе, общество сделало огромный скачек вперед.

     Библиографический список 

  1. Большаков А."Менеджмент". Учебное пособие. СПб, изд. ЗАО "Питер", 2000 г. Серия Краткий курс.
  2. Егоршин А. П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1997.
  3. Егоршин А.П."Управление персоналом", изд. Н.Новгород - НИМБ, 1999 г
  4. Ерёмина Б. Л, Базарова Т. Ю. "Управление персоналом". Учебник для вузов, М.: ЮНИТИ, 1998.
  5. Кибанов А.Я., Захаров Д.К."Организация управления персоналом на предприятии" - М. ГАУ, 1994
  6. Кнорринг В.И."Теория, практика и искусство управления". Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". М-1999 г., НОРМА-ИНФРА.
  7. Лапуста М. Г. "Справочник директора предприятия", 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000
  8. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия, 2000
  9. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. " Основы менеджмента". Пер. с англ. М. Дело. 1992.
  10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. "Основы менеджмента". Пер. с английского - М.: "Дело ЛТД", 1995.
  11. Пономарев А.Я. " Введение в административный и экономический менеджмент", Санкт-Петербург. 1995.
  12. Хроленко А. Т. " Самоменеджмент" М. Экономика. 1996
  13. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. «Менеджмент» ЮНИТИ Москва ,2001.
  14. www.inventech.ru

15 www.vikipedia.ru

Информация о работе Основатели, сторонники и противники школы человеческих отношений и школы поведенческих наук