Основные элементы и особенности функционирования знаково-символической системы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:28, реферат

Описание

К знаково-символической системе культуры предприятий относятся также такие, как стиль одежды, знаки отличия, статус, награды и т. д. Все эти элементы призваны символизировать ценности предприятия. Как, например, используется одежда у «Тандем компьютеринг»: президент компании на ежегодный прием всегда идет в бледно-голубых ботинках и ковбойской шляпе. Это, по всей видимости, должно демонстрировать богатую историю компании и ее бойцовский характер. В IBM существует неписаный кодекс ношения одежды. Мужчины и женщины, находясь на работе и представляя IBM, всегда носят деловые костюмы: темный костюм, белая рубашка.

Работа состоит из  1 файл

Основные элементы и особенности функционирования знаково.docx

— 14.40 Кб (Скачать документ)

. Основные элементы и  особенности функционирования знаково-символической  системы на предприятии

 

В тесном взаимодействии с  ценностным аспектом культуры находится  ее знаково-символическая составляющая, которая в развитых культурах  предприятий приобретает характер целостной системы. Знаково-символическая  система является той формой, через  которую осуществляется производство и воспроизводство культуры предприятия, ее постоянное функционирование. Иными  словами, культура предприятия живет  и действует на основе различных  форм знаково-символической системы.

 

Функционирование знаково-символической  системы осуществляется во взаимодействии двух ее составляющих моментов: мифологии  и обрядов. Развитые корпоративные  культуры быстро вырабатывают довольно разнообразную мифологию. Мифология  — это система словесных символов. Обряд — это система символов в действии. Основу мифологии составляют лингвистическая составляющая —  язык. Язык — это наиболее интегральная часть культуры. Он является хранителем понятий и категориальных схем мышления. С помощью языка осуществляется классификация и управление данными  чувственного опыта, моделирование  действий говорящего субъекта. Слово  всегда значимо, несет в себе оценочную  нагрузку. Значение имеет сам способ формулирования мысли. Так, обращение  предпринимателя или старшего менеджера  к сотрудни­кам с такими словами: «Мои коллеги», «Мои служащие», «Члены моей команды» выражают оттенки различного к ним отношения и в какой-то мере определяют их статус. За этими  словами для сотрудников компании скрывается большая или меньшая  ответственность, мера причастности к  общему делу, поощрение инициативы и т. д. Не менее значима и эмоциональная  составляющая языка — тон, которым  произносится обращение, распоряжение и т. д. Они в большей мере, чем  формальные декларации, свидетельствуют  о степени уважения к своим  сотрудникам, характере делегирования  полномочий, степени сотрудничества различных иерархических ступеней и т. д.

 

Содержательная же часть  мифологии предприятий существует в виде метафорических историй, анекдотов, которые постоянно циркулируют  на предприятии. Обычно они связаны  с основателем предприятия и  призваны в наглядной, живой, образной форме довести до рабочих и  служащих ценности компании, ее «кредо». Эти истории рассказывают о том, как была создана компания, какими мотивами руководствовался ее создатель. Часто создание компании представляется как некий героический акт, который  разрешил какую-то сложную ситуацию в биографии ее создателя или  того города, поселка, в котором была создана данная компания. В принципе, через мифологию могут быть объяснены  все важнейшие проблемы деятельности предприятий: вознаграждение, контроль, дифференциация статусов и т.д.

 

76

 

Приведение в движение мифологии, ее воспроизводство, превращение  в факт социального общения осуществляется при помощи обрядов и ритуалов. Обряды и ритуалы направлены прежде всего на то, чтобы придать особую важность событиям, которые связаны  со стержневыми ценностями предприятий, эпохальными событиями в деятельности предприятий, его рабочих и служащих. Это могут быть торжественные  собрания, связанные с юбилейными датами деятельности компаний. Значительное распространение получили на предприятиях посвятительные обряды, которые проводятся при приеме новичков. В ходе этих обрядов их знакомят с основными  ценностями, выработанными в компании, стремятся привить чувство причастности к большому коллективу компании и  тем самым дополнительно мобилизовать их внутренние резервы.

 

Большая роль в воспитании преданности компании отводится  церемонии проводов на заслуженный  отдых ветеранов компании. Проводы  всегда сопровождаются торжественными речами и подарками. Во время этого  обряда всячески подчеркивается, что  верность компании, добросовестный труд на ее благо не остается незамеченным и получает свою высокую оценку.

 

Нередко на предприятиях совершаются  обряды перехода, через которые отмечаются изменения статусной позиции  индивидов. Обряд перехода, в отличие  от двух других обрядов — это  быстрая и скромная церемония, которая  может заключаться в представлении  вышестоящим начальником переведенного  на новую должность своему новому коллективу, визиты вежливости коллег-смежников  и т. д.

 

Весьма распространены в  компаниях ежегодные приемы, в  которых участвуют высшее руководство, основные держатели акций, некоторые  служащие — «ситуационные герои  », главные клиенты и т. д. Эти  мероприятия обставляются как большое  рекламное шоу с привлечением прессы и электронных средств  информации. На многих предприятиях систематически раз в месяц, раз в неделю на уик-энд проводятся совместные обеды, в которых чаще всего принимают  участие высшее руководство компании и специально приглашенные рабочие  и служащие. Основная цель таких  мероприятий — символизировать  общность, единство всех звеньев иерархии предприятия, представить предприятие  как некую тождественную структуру.

 

К знаково-символической  системе культуры предприятий относятся  также такие, как стиль одежды, знаки отличия, статус, награды и  т. д. Все эти элементы призваны символизировать  ценности предприятия. Как, например, используется одежда у «Тандем компьютеринг»: президент компании на ежегодный  прием всегда идет в бледно-голубых  ботинках и ковбойской шляпе. Это, по всей видимости, должно демонстрировать  богатую историю компании и ее бойцовский характер. В IBM существует неписаный  кодекс ношения одежды. Мужчины и  женщины, находясь на работе и представляя IBM, всегда носят деловые костюмы: темный костюм, белая рубашка

 

77

 

и неброский галстук. Как  объясняет Ф. Дж. Роджерс, это связано  с тем, что IBM серьезно относится  к своему делу и хочет, чтобы ее представители всем своим поведением и обликом доводили это до клиентов. Знаки отличия статуса информируют  о престиже, на который имеет право  личность. Это может быть связано  с размером, размещением и отделкой помещения, соответствующие таблички и т. д. На ряде предприятий еженедельно  или раз в месяц, наиболее отличившимся в труде, вручаются знаки отличия  — бронзовая звезда или какой-то иной символ компании. Вся эта совокупность средств идеологического и морального воздействия создает серьезные  внеэкономические предпосылки для  эффективной деятельности компании и реализации его сотрудниками своих  сил и способностей.


Информация о работе Основные элементы и особенности функционирования знаково-символической системы на предприятии