Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:28, реферат
Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период реформирования системы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое, осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода из создавшегося положения.
Введение………………………………………………………………3
Эволюция теории менеджмента…………………………………….
Основные школы менеджмента…………………………………….
Современные подходы в менеджменте…………………………….
Наличие указанных характеристик способно обеспечить значительное повышение действенности организации. И следует признать, несмотря на огромные изменения, которые мир претерпел с времен Вебера, бюрократическая форма организации и сегодня господствует в деловой практике всего мира.
Вместе с тем веберовская концепция имеет некоторые ограничения, выразившиеся прежде всего в том, что характеристики идеальной организации касаются только формальных аспектов организации и носят нормативный характер. По Веберу, «рационализация» и «бюрократизация» — понятия тождественные. Он рассматривает организацию как некую безличную, механическую машину, полностью свободную от личностных дел, интересов и проблем членов организации, находящуюся во власти высшего руководителя и действующую согласно его предписаниям.
И все же, несмотря на некоторые
ограничения, принципы «классической»
теории и концепция М. Вебера сыграли
важную роль в рационализации управления,
получили широкое признание и
продолжают оказывать значительное
влияние на развитие теории и практики
современной организации и
Развитие науки управления
характеризуется
Школы/годы |
1895 |
1920 |
1930 |
1940 |
1950 |
1960 |
2004 |
Научное управление |
|||||||
Административная школа |
|||||||
С точки зрения человеческих отношений |
|||||||
С точки зрения науки о поведении |
|||||||
С точки зрения количественных методов |
|||||||
Процессный подход |
|||||||
Системный подход |
|||||||
Ситуационный подход |
Как видно из таблицы, современный
этап характеризуется пятью
(1950 –по настоящее время).
Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенных вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Ф. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Англичане должны были отыскивать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать уничтожения во время массированных воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций, были использованы при решении этих или других проблем, включающих войну подлодок и минирование японских портов.
По своей сути, исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет её абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Модели, разработанные в исследовании операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных до управляемого количества.
После создания модели, переменные задаются количественными значениями. Это позволяет объективно сравнить и окисать каждую переменную и отношение между ними. Ключевой характер науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие ЭВМ. ЭВМ позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и являются более точными.
Влияние науки управления
или количественного подхода
было значительно меньше, чем влияние
поведенческих наук, отчасти потому,
что гораздо большее число
руководителей ежедневно
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
Здесь рассматриваются функции управления, как взаимосвязанные, и сам процесс управления является общей суммой всех функций, Эти функции объединены связующими процессами - коммуникации и принятие решений. Коммуникации - процесс, связанный с межличностным общением при передаче информации, как внутри организации, так и с внешней средой. Решение - предписание к действию с целью разрешения, выбор определенного действия из множества возможных вариантов.
Планирование - процесс определения целей и путей их достижения. При планировании руководитель должен:
Функция организации - процесс
распределения работы среди
Контроль - каждодневный текущий процесс, призванный обеспечить выполнение планов организации. Этапы контроля:
Мотивация - процесс побуждения других к деятельности для достижения цели организации. Процесс мотивации включает:
В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ
Внешняя среда прямого воздействия. | |||
Внешняя среда косвенного воздействия. |
Внутренняя среда: стр-ра, культура, ресурсы. |
Политика, право, экономика, технология, социально-культурные, организационно-технические, географические условия | |
Акционеры, конкуренты, поставщики, потребители, местные органы, правительственные органы |
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всею соответствует данной ситуации.