Основные этапы менеджмента как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:28, реферат

Описание

Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период реформирования системы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое, осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода из создавшегося положения.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Эволюция теории менеджмента…………………………………….
Основные школы менеджмента…………………………………….
Современные подходы в менеджменте…………………………….

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 58.10 Кб (Скачать документ)

Наличие указанных  характеристик способно обеспечить значительное повышение действенности  организации. И следует признать, несмотря на огромные изменения, которые  мир претерпел с времен Вебера, бюрократическая форма организации и сегодня господствует в деловой практике всего мира.

Вместе с тем  веберовская концепция имеет некоторые ограничения, выразившиеся прежде всего в том, что характеристики идеальной организации касаются только формальных аспектов организации и носят нормативный характер. По Веберу, «рационализация» и «бюрократизация» — понятия тождественные. Он рассматривает организацию как некую безличную, механическую машину, полностью свободную от личностных дел, интересов и проблем членов организации, находящуюся во власти высшего руководителя и действующую согласно его предписаниям.

И все же, несмотря на некоторые  ограничения, принципы «классической» теории и концепция М. Вебера сыграли  важную роль в рационализации управления, получили широкое признание и  продолжают оказывать значительное влияние на развитие теории и практики современной организации и управления.

 

 

 

 

 

 

 

3. Современные подходы  в менеджменте

Развитие науки управления характеризуется множественностью школ и подходов:

Школы/годы

1895

1920

1930

1940

1950

1960

2004

Научное управление

             

Административная школа

             

С точки зрения человеческих отношений

             

С точки зрения науки о  поведении

             

С точки зрения количественных методов

             

Процессный подход

             

Системный подход

             

Ситуационный подход

             

 

Как видно из таблицы, современный  этап характеризуется пятью направлениями, два  из которых берут свои истоки еще в 19 столетии, а остальные  существуют лишь с 60-х годов ХХ века.

 

Наука управления или количественный подход

(1950 –по настоящее  время).

Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области  знания внесли существенных вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Ф. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Англичане должны были отыскивать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны  с тем, чтобы избежать уничтожения во время массированных воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций, были использованы при решении этих или других проблем, включающих войну подлодок и минирование японских портов.

По своей сути, исследование операций – это применение методов  научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель – это форма представления  реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет её абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Модели, разработанные  в исследовании операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число  переменных до управляемого количества.

После создания модели, переменные задаются количественными значениями. Это позволяет объективно сравнить и окисать каждую переменную и  отношение между ними. Ключевой характер науки управления является замена словесных  рассуждений и описательного  анализа моделями, символами и  количественными значениями. Самый  крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие ЭВМ. ЭВМ позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и  являются более точными.

Влияние науки управления или количественного подхода  было значительно меньше, чем влияние  поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее число  руководителей ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с  проблемами, которые являются предметом  исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у немногих руководителей  было образования достаточно для  понимания и применения сложных  количественных методов. В настоящее  время положение быстро меняется, т.к. всё больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применение ЭВМ.

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

Здесь  рассматриваются функции  управления, как взаимосвязанные, и  сам процесс управления является общей суммой всех функций, Эти функции  объединены связующими процессами - коммуникации и принятие решений. Коммуникации - процесс, связанный с межличностным  общением при передаче информации, как внутри организации, так и  с внешней средой. Решение - предписание  к действию с целью разрешения, выбор определенного действия из множества возможных вариантов.

Планирование - процесс определения  целей и путей их достижения. При  планировании руководитель должен:

    • сформулировать цели;
    • определить конкретные задания и работы;
    • учесть наличие всех ресурсов в организации.

 Функция организации - процесс  распределения работы среди сотрудников  и координация их деятельности.

Контроль - каждодневный текущий процесс, призванный обеспечить выполнение планов организации. Этапы контроля:

    • установка четких задач для исполнения;
    • проверка реального исполнения задачи
    • решение проблем, если исполнение не соответствует поставленным задачам.

Мотивация - процесс побуждения других к деятельности для достижения цели организации. Процесс мотивации  включает:

  • установление или оценка неудовлетворенных потребностей;
  • формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей;
  • определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

 

 

В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированны на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

 

Внешняя среда прямого воздействия.

Внешняя среда косвенного воздействия.

Внутренняя среда: стр-ра, культура, ресурсы.

Политика, право, экономика, технология, социально-культурные, организационно-технические, географические условия

Акционеры, конкуренты, поставщики, потребители, местные органы, правительственные  органы


 

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется  на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всею соответствует данной ситуации.

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Генкин Б.М., Коновалова Г.А., Кочетков В.И. и др. Основы управления персоналом - М.: Высш. школа, 1996.

 

  1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: "Дело ЛТД", 1994.

 

  1. Травин В, В.,  Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995.

 

  1. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. // Человек и труд, №10, 1997.

 

  1. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Б.В. Прынин, Л.В. Прынина, Н.Д. Эриашвили, З.А. Усман; Под ред. проф. Б.В. Прынина. – М.: ЮНИТИ, 1998.

 

  1. Психология управления. - М.:    , 1996/97.

 

  1. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: "Акалис", 1996.

 

  1. Уткмн Э.А. История менеджмента – М.: Ассоциация авторов и издаталей «Тандеш»: Издательство ЭКМОС, 1997.

 


Информация о работе Основные этапы менеджмента как науки