Основные этапы организации исследовательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:00, реферат

Описание

Для постороннего человека проведение исследования может показаться достаточно простым делом. И такой человек вряд ли подозревает, какой кропотливый труд скрывается за столбцами цифр, приводимыми в итоговом отчете. На самом же деле, исследование проводится с чрезвычайной тщательностью по строго определенным правилам для того, чтобы получить точную информацию. Каждый человек, вовлеченный в исследовательский процесс, должен четко выполнять свою работу и взаимодействовать с другими людьми, как часть одного механизма для того, чтобы исследование увенчалось успехом.

Содержание

Основные этапы организации исследовательской деятельности……… ……..3 1. Определение проблемы и целей изучения……………………………………3
2. Выбор программы и плана изучения………………………………………….4
3. Выборка…………………………………………………………………………5
4. Составление и предварительная проверка качества анкет…………………..6 5. Процесс опроса………………………………………………………………... 6 6. Кодирование интервью, ввод и обработка результатов опроса……………..7
7. Анализ результатов и подготовка отчетов по исследованию……………….8
Список использованной литературы…………………………………………....14

Работа состоит из  1 файл

Основные этапы организации исследовательской деятельности.docx

— 27.36 Кб (Скачать документ)

Содержание

Основные этапы организации  исследовательской деятельности……… ……..3          1. Определение проблемы и целей изучения……………………………………3 
2. Выбор программы и плана изучения………………………………………….4 
3. Выборка…………………………………………………………………………5 
4. Составление и предварительная проверка качества анкет…………………..6         5. Процесс опроса………………………………………………………………... 6     6. Кодирование интервью, ввод и обработка результатов опроса……………..7 
7. Анализ результатов и подготовка отчетов по исследованию……………….8 
Список использованной литературы…………………………………………....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы  организации исследовательской  деятельности.

Для постороннего человека проведение исследования может показаться достаточно простым делом. И такой  человек вряд ли подозревает, какой  кропотливый труд скрывается за столбцами  цифр, приводимыми в итоговом отчете. На самом же деле, исследование проводится с чрезвычайной тщательностью по строго определенным правилам для того, чтобы получить точную информацию. Каждый человек, вовлеченный в исследовательский  процесс, должен четко выполнять  свою работу и взаимодействовать  с другими людьми, как часть  одного механизма для того, чтобы  исследование увенчалось успехом. 

В большинстве исследований можно выделить следующие этапы: 
1. Определение проблемы и целей изучения; 
2. Выбор программы и плана изучения; 
3. Отбор людей, которых следует изучать (выборка); 
4. Составление и предварительная проверка качества анкет; 
5. Процесс опроса (интервьюирование, анкетирование); 
6. Кодирование интервью, ввод и обработка результатов опроса; 
7. Анализ результатов и подготовка отчета по исследованию.

 
1. Определение  проблемы и целей изучения 
Заказчик(клиент), а это может быть товаропроизводитель, рекламное агентство, газета, государственное учреждение или любая другая организация или отдельный человек, приходят в социологическую службу со своей проблемой. Исследователь определяет и намечает область исследования, то есть, разрабатывает и формулирует общие цели изучения. Затем эти цели делятся на более узкие, специфические задачи, которые определят основные направления и способы организации исследования. Исследователи определяют, какие из целей исследования можно решить с помощью опроса, а какие — с помощью других методов. Возможно, что проблему заказчика полностью нельзя разрешить с помощью только одного исследования: она может быть слишком сложна, или клиент ограничен в средствах и времени. Тогда исследователь выбирает обозримый аспект проблемы — ту ее часть, которая гипотетически наиболее важна, а главное, может быть изучена в условиях существующих ограничений. 
 
2. Выбор программы и плана изучения 
Разработка программы — это нахождение тех методических средств, с помощью которых можно решить цели и задачи исследования. Во-первых, определяется объект исследования. Это может быть население страны или отдельного города, какая-то возрастная (например, молодежь, пенсионеры), профессиональная (например, аудиторы), иная социальная (например, члены какой-то партии) или специальная (например, люди, потребляющие пиво или автовладельцы ) группа. Во-вторых, исследователи решают с помощью какого метода рациональнее изучать выделенный объект с учетом конкретных целей исследования. Это может быть опрос по месту жительства (интервью или анкетирование), телефонный, уличный или онлайн опрос. Возможно, целесообразнее применить метод наблюдения, изучения документов или групповой дискуссии, которая проводится не в «естественных » условиях, а в специально оборудованных помещениях. 
На этом этапе задачи исследования разлагаются на основные показатели, которые в свою очередь превращаются в вопросы будущей анкеты. Заранее планируется как и с помощью каких методов будут проверяться гипотезы исследования. Наконец, составляются организационный и календарный планы, учитывающие какие силы, в какой последовательности и в какие сроки должны быть привлечены к работе, для того, чтобы успешно решить основные задачи и цели реализуемого исследования.

 

3. Выборка 
Следующий основной шаг в планировании исследования — это выборка. То есть, определение того, каких именно конкретных людей нужно будет изучить. Для того, чтобы судить о больших группах людей, оказывается, совсем не обязательно опрашивать их всех. Если специалисту достаточно лишь нескольких капель крови для того, чтобы судить об общем состоянии организма, или достаточно попробовать лишь ложку супа для того, чтобы иметь представление о содержимом целой кастрюли, то также можно, «попробовав» даже небольшую группу людей, представить себе «вкус» населения в целом. Вся сложность этой работы состоит именно в искусстве правильного отбора для пробы или изучения. 
Выборочная совокупность — это небольшая часть населения или другого объекта исследования (фермеры, пенсионеры, бизнесмены, покупатели и т.д.), опросив которую мы будем иметь право распространить полученную информацию на генеральную совокупность, охватывающую всех, кого мы изучаем. Отобранные люди (те, кого мы будем интервьюировать как наших респондентов), избираются посредством точных математических процедур таким образом, чтобы полученная от них информация могла бы отражать мнение всего изучаемого населения. 
 
Выборочная процедура в исследовании, которое должно представлять мнение населения целой страны, включает в себя несколько ступеней отбора: 
— Выделение экономико-географических регионов, представляющих страну; 
— Определение населенных пунктов (городских и сельских) в регионах, где 
планируется проводить опрос; 
— Процедура нахождения конкретного респондента в точке опроса. 
 

 

4. Составление  и предварительная проверка качества  анкет 
После определения того, какую информацию необходимо получить в исследовании, специалисты приступают к составлению анкеты. Это требует большой работы. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы они были ясно поняты, нужно распределить их таким образом, чтобы они следовали друг за другом естественным образом, создавая впечатление беседы, которая переходит от одной темы к другой. Анкета должна быть разумных размеров. Прежде чем анкета используется в исследовании, она апробируется, или, как говорят специалисты, «пилотируется», для того, чтобы определить: 
— все ли вопросы адекватно воспринимаются респондентами; 
— хорошо ли воспринимается весь вопросник в целом; 
— отвечают ли вопросы целям исследования; 
— какова длительность интервью и «работает» ли механизм отбора. 
 
Пробные интервью, проводят как специалисты, так и интервьюеры, которые вносят свои предложения по совершенствованию анкеты и метода опроса. Для интервьюера такие интервью являются хорошей тренировкой, а авторам исследования результаты «пилота» позволяют устранить возможные недостатки анкет. 
 
Выверенные анкеты тиражируются и готовятся вместе с инструкциями к полевой части исследования в соответствии с намеченным календарным планом. 
 
5. Процесс опроса (интервьюирование, анкетирование ) 
Интервьюер получает инструкции, которым неукоснительно следует и от выполнения которых зависят результаты всего исследования. В этих инструкциях указываются: 
— цели, задачи и сроки проведения исследования; 
— описание процедуры выборки; 
— особенности групп или отдельных вопросов анкеты, на которые следует обратить внимание.

Интервьюер получает анкеты и другие «раздаточные» материалы, предъявляемые респондентам. Интервьюеру  передается конкретное задание с  указанием числа респондентов, которых  необходимо опросить, метода отбора респондентов и сроков, которыми располагает интервьюер для проведения этой работы. 
Интервьюер тщательно изучает анкету и все методические материалы и приступает к опросу. С этого момента успех исследования — в его руках. В течение всего периода опроса интервьюер контактирует с руководителем полевых работ. После опроса каждая анкета проверяется на полноту заполнения, интервьюер готовит методический отчет с описанием особенностей, с которыми ему пришлось столкнуться в исследовании, сдает анкеты руководителю полевых работ. Опрос считается законченным, когда интервьюерами возвращена последняя анкета. 
 
6. Кодирование интервью, ввод и обработка результатов опроса 
Каждое интервью может содержать тысячи слов. Для того, чтобы обобщить информацию многих интервью, вариантам ответов респондентов присваиваются коды. Например, «да» шифруется как «1», «нет» шифруется как «2», а «затрудняюсь ответить» — как «3». Интервьюер, выслушивая ответы респондента, как правило, обводит кружком коды, соответствующие вариантам ответов. Однако, в анкете бывают вопросы, которые не имеют заранее предлагаемых вариантов ответов, и интервьюер их записывает дословно. Такие ответы предстоит закодировать после сдачи всех анкет специальному кодировщику. Коды для этих вопросов создаются из реальных ответов на первые 100 — 150 интервью. 
Следует отметить, что в настоящее время кроме привычного способа проведения исследований («бумажная анкета» после опроса переводится в компьютерный вид) получили распространение и другие способы: 
— телефонные опросы — когда операторы проводят опрос по телефону и сразу же заносят ответы в анкету, разработанную в специальной программе; 
— онлайн опросы — когда респонденту присылается ссылка на специальный сайт, на котором он может ответить самостоятельно на вопросы в любое удобное для него время.  
Способ перевода ответов респондентов в компьютерный вид выбирается в зависимости от количества анкет, их сложности, необходимой скорости проведения исследования, охвата и т.д.  
 
7. Анализ результатов и подготовка отчетов по исследованию 
Используя тщательно обработанный статистический материал, специалисты готовят таблицы и распределения, позволяющие с определенной степенью вероятности проверить гипотезу исследования и ответить на поставленные вопросы. Для анализа используются специализированные программы, такие как SPSS, Pulsar, Statistica, SYSTAT, R, Excel и т.д.  
Отчеты по исследованию включают в себя аналитическое описание, как всей изученной совокупности, так и отдельных ее частей, статистические таблицы и графики, на основе анализа которых были сделаны обобщения, основные выводы и рекомендации заказчику. Обязательно описывается процедура исследования: характеристики выборки и методов.

При выполнении исследовательской  работы  формируется:   

 •Мыслевыдвижение идеи (мозговой  штурм),

• Презентационные: (построение устного  доклада (сообщения) о проделанной  работе, выбор способов и форм наглядной  презентации (продукта) результатов  деятельности, изготовление предметов  наглядности)

• Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

• Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в  гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов.

 • Информационные: структурирование  информации, выделение главного, приём  и передача информации, представление  в различных формах, упорядоченное  хранение и поиск. 

Научно-исследовательская деятельность – интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем; обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. 
 
Научное исследование – процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Различают фундаментальные и прикладные научные исследования.  
 
Процедура исследования – последовательность познавательных и организационных действий, направленных на решение исследовательских задач и достижение цели, заключенной в получении новых знаний. Организация исследования предполагает: постановку цели и задач; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировку исходных гипотез; сбор данных; анализ и обобщение полученных результатов; проверку гипотез; формулирование утверждений.

Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного обучающимся.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный  экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является не предопределенность результата, который могут дать исследования.     

 Качественные результаты  исследовательского обучения разделяются  на две части:       

 Первая – формальная  – соответствие результата (исследовательской  работы) критериям и требованиям,  принятым в исследовательском  обучении (сюда входит структура  работы, оформление, качество аналитической  части и др.).       

 Вторая показывает, какие  способности и характеристики  личности были развиты в процессе  реализации исследовательского  обучения. Такими характеристиками  могут быть: способность видеть  и выделять проблему, способность  к рефлексивному мышлению, уровень  познавательной мотивации, наличие  и выраженность авторской позиции.  

  Исследовательскую работу можно  представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые  работы (научный доклад, стендовый  доклад, реферат, литературный обзор,  рецензия). Кроме того, исследовательскую  работу можно представить в  форме компьютерной презентации  или видеофильма с текстовым  сопровождением. Реже ее демонстрируют  в форме действующей модели  или макета с текстовым сопровождением.

 

Специфические  различия  проектной и учебно-исследовательской  деятельности

Начинающие исследователи  очень часто смешивают понятия  проекта и исследования. Рассмотрим их в сравнении:

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская  деятельность

Проект направлен на получение  конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными  свойствами и необходимого для конкретного  использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются  отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных  работ предваряет представление  о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта  должен быть точно соотнесён со всеми  характеристиками, сформулированными  в его замысле

Логика построения исследовательской  деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для  решения этой проблемы) и последующую  экспериментальную или модельную  проверку выдвинутых предположений


 

       

Принципиальное отличие  исследования от проектирования состоит  в том, что первое не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, — процесс  поиска неизвестного, поиска новых  знаний.     

 Таким образом, это  два изначально принципиально  разных по направленности, смыслу  и содержанию вида образовательной  деятельности.       

Информация о работе Основные этапы организации исследовательской деятельности