Основные направления развития менеджмента в странах рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание

Развитие науки менеджмента, в свою очередь, предъявляет в свою очередь, серьезные требования к изменению оценочной базы управленческих процессов.
За достаточно короткий срок специалисты в этой области должны обеспечить высокую конкурентоспособность, эффективность и устойчивость своих организаций на отечественном и международном рынках. Более того, по мере укрепления новых социальных и экономических отношений в мире роль управления и управленцев будет расти, так как менеджмент – это мощный двигатель и ускоритель общественного развития.

Содержание

Вступление. ......................................................................... 3
I. Историческое развитие науки «управление»
и современная концепция менеджмента. …………………… 5
1.1. Развитие теории и практики менеджмента. …………………… 6
1.2. Особенности становления
современного менеджмента в Украине. …………………… 9
1.3. Современные концепции менеджмента. …………………… 16
ІІ. Менеджмент инновационной деятельности. ............................... 31
III. Классификация направлений менеджмента. …………………… 38
Заключение. …………………………………. 43
Список использованной литературы. ………………………….. 44

Работа состоит из  1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 397.50 Кб (Скачать документ)

      Исследования в области трудовых отношений и методов управления человеческими отношениями проводятся по разным аспектам. В течение многих лет важными составляющими менеджмента как науки являются: 1) трудовые отношения; 2) управление персоналом и 3) методы управления человеческими ресурсами (УЧР).

      Интересно, что до начала Второй мировой войны многих специалистов-первопроходцев в этой области – Ф. Тейлора, М.П. Фоллетт и Э. Мэйо – нередко обвиняли в чрезмерном внимании к проблемам управления и исключительном стремлении к достижению гармонии интересов администрации и работников. Однако после войны (с 1945 г.) с тех же самых позиций критиковались и достижения представителей школы человеческих отношений и приверженцы неочеловеческих отношений – С. Перлман, Дж. Страус, А. Фландрес, Х. Клегг.

      Большое влияние на развитие данного направления оказали такие специалисты по организационному управлению, как А. Гулднер, Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Герцберг, К. Исикава и др.

      Производственный менеджмент был ориентирован на управление производственными предприятиями и организациями.

      Среди ученых, оказавших значительное (как теоретическое, так и практическое) влияние на управление производством и совершенствование производственных операций, были американцы: Ф. Тейлор, супруги Ф. и Л. Гилберт, Г. Форд, Т. Уотсон – и японцы: К. Исискава, Т. Оно, К. Мацусита, С. Синго и представители семейства Тойда. Японские ученые были создателями всемирно признанных методов управления производством.

      Не только в Японии, но и во всем экономически развитом мире широкое распространение получило управление тотальным качеством – TQM (Total Quality Management), так популярное в последнее время в нашей стране.

      Маркетинг в качестве самостоятельной дисциплины возник сравнительно недавно – с 1860 г. Но еще А. Смит уделял большое внимание анализу рынков и отмечал, что «обеспечение потребления единственной целью и задачей производства».

      Среди наиболее известных зарубежных авторов, создателей теории маркетинга можно выделить Ф. Котлера.

      Исследование операций / систем и управленческие информационные системы (УИС) связывает друг с другом «поведение действующих систем, созданных из явлений природы, людей и машин». Основополагающий вклад в развитие этой области науки внесли П. Блекетт, П. Риветт, и другие ученые. Представление о системах, которое может быть названо современным и учитывающим потребности социальных наук и бизнеса, возникло в 1940-х гг.

      Понятие системы, которое до этого момента формулировалось лишь с использованием биологических терминов, получило дальнейшее развитие до представления о неком целостном явлении любого типа, другими словами, до уровня «системы в общем». От Л. Фон Берталанфии, Дж. Викерса и Н. Винерра и до Р. Анкоффа и Дж. Форрестера и других такое мышление вне зависимости от того, было ли оно «жестким» или «мягким», породило так называемое «системное движение». Оно прошло путь от описания мира в повседневных языковых терминах до разработки конкретных процессов моделирования.

      Организационное поведение – это в настоящее время самостоятельная научная дисциплина (и одновременно «исследование на стыке наук»), в рамках которой было сделано много важных открытий.

      Многие пионеры-исследователи (от Ф. Тейлора и М. Вебера до М.П. Фоллет и Э. Мэйо) и современные ученые (Дж. Чайлд, Дж. Фримен, П. Сенге и К. Вейк и др.) внесли значительный вклад в развитие этого направления.

      Организационное поведение включает в себя десять наиболее явных самостоятельных направлений:

  • исследование бюрократии (от М. вебера к Т. Бернсу, М. Крозье, Д. Пью и Астонской группе, делавшим акцент на анализе организационных структур);
  • исследование процесса принятия решений (Дж. Марч, Р. Стайерт, Г. Саймон); изучение поведение людей в группах, выявление роли «неформальных» групп (Э. Жаке, Э Мэйо и К. Левин);
  • лидерство (М. Вебер, Ф. Филдер и Дж. Коттер);
  • мотивация (А. Маслоу, Ф. Герцберг);
  • власть (М. Крозье, Дж. Преффер и Дж. Салансик);
  • организационная экономика (К. Болдуинг и О. Уильямсон);
  • организационное обучение (К. Аржирис, Д. Шона и П. Сенге);
  • выбор стратегии и структуры управления (А. Чандлер);
  • проблемы организации и технологии, а также социотехнических систем (Ф. Тейлор, Ф. Эмери и Э. Трист, Дж. Томпсон и Дж. Вудворд).

      Стратегия – развитие данного обособленного направления менеджмента исторически восходит к достижениям военной науки, но уже достаточно давно широко применяется для решения проблем бизнеса.

      Длинный список людей, внесших вклад в разработку этой темы, простирается от древнекитайского военачальнике Сунь-Цзы до нашего современника А. Чандлера, который первым попытался выявить связь стратегии и структуры. Большие достижения в области исследования конкуренции были сделаны М. портером.

      Общий (генеральный) менеджмент – именно здесь представлены все основные направления, характеризующие менеджмент как самостоятельную науку, содержащую множество отдельных интегрированных подтем. Среди них:

  • цели и функции управления организацией;
  • организация как объект управления;
  • методы управления организацией;
  • стратегическое управление;
  • процесс принятия решений;
  • роль человека в организации;
  • коммуникации и мотивации в управлении;
  • организационные структуры управления организацией;
  • измерение и оценка эффективности организации.

      Наиболее известны работы таких видных ученых, как Ч. Барнард, П. Друкер, А. Файоль, Ю. Фукудзава, Дж. Коттер, С.Н. Паркинсон, Т. Питерс и Л. Урвик и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

      Внедрение современного менеджмента в Украине  требует структурной реорганизации органов государственного управления экономикой, усовершенствования методов и форм их влияния на производственно-хозяйственную деятельность предприятий, содействия приливу в органы государственной власти рыночно мыслящих людей.

      Полиструктурная экономика обуславливает разнообразие систем управления хозяйствующими субъектами – от командно-административного  управления до менеджмента, разнообразие моделей поведения их во внешней среде. Становление рыночных отношений требует формирования новой системы управления – менеджмента. Необходимость внедрения современного менеджмента уже осознали представители многих отечественных корпораций, особенно те, которые постоянно контактируют с зарубежными партнерами. На этом сегменте украинской экономики сформировался рынок управленческих кадров, система их подбора на основе деловых и моральных качеств, необходимых современному менеджеру. Об этом свидетельствует то, что большинство представительств зарубежных фирм, совместных предприятий возглавляют местные кадры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы:

  1. Хміль Ф.І. Основи менеджменту: Підручник. – К.: Академвидав, 2003. – 608с. (Альма-матер);
 
  1. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 304 с. – (Серия «Профессиональное образование»);
 
  1. Шегеда  А.В. Менеджмент: Навч. Посіб. – К.: Т-во „Знання”, КОО, 2002. – 583 с. – (Вища освіта ХХІ століття);
 
  1. Стадник В.В., Йохна М.А. Менеджмент: Посібник. – К.: Академвидав, 2003. – 464 с. (Альма-матер);
 
  1. Менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 528 с.;
 
  1. Макмиллан Ч. Японская промышленная система: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. О.С. Виханьского. – М.: Прогресс, 1988. – С.193;
 
  1. Анософф И. Новая корпоративная стратегия/Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуровского. – СПб: Питер, 1999. – С. 411 – 414.

Информация о работе Основные направления развития менеджмента в странах рыночной экономики