Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:27, курсовая работа
Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло задолго до того, как оно стало предметом специальных научных исследований. Присущие людям потребность и способность работать вместе, в соорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласования, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Возникновение науки об управлении………………………………………………... 7
2 Школа научного управления и административная или классическая школа управления………………………………………………………………………………..16
3 Краткая характеристика основных положений школы научного управления…….16
4 Школа человеческих отношений и количественная школа управления ………….19
5 Практические аспекты применения основных положений школы ее последователями и их значение на современном этапе……………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..28
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………...29
Министерство Образования и науки РФ
Муниципального образовательного учреждения
Волжский
Институт экономики, педагогики и права.
Факультет
заочного обучения.
Курсовая работа.
«Основные
положения школы научного управления
и их значение на современном этапе»
Дисциплина «Основы менеджмента»
Специальность
«Менеджмент»
Выполнил:
Студент группы – 2М
Коваленко П.С.
Проверил:
К.э.
н. доц. Гришин И.А.
Г. Волжский – 2010 год
ВВЕДЕНИЕ
3
1 Возникновение науки об управлении………………………………………………..
2 Школа научного управления и административная
или классическая школа управления……………………………………………………
3 Краткая характеристика
основных положений школы научного управления…….16
4 Школа человеческих отношений и количественная
школа управления ………….19
5 Практические аспекты применения основных
положений школы ее последователями и
их значение на современном этапе……………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Предыстория
науки управления
Управленческая
деятельность - неотъемлемый и наиболее
важный компонент функционирования
социальных организаций. Управление как
особая разновидность
Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло задолго до того, как оно стало предметом специальных научных исследований. Присущие людям потребность и способность работать вместе, в соорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласования, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью. Поэтому принято считать, что "управление старо как мир. Оно зарождается вместе с цивилизацией, развивается в ходе ее эволюции и является одним из ее важнейших факторов.
Возникновение вначале примитивных, а затем все более сложных организаций древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования практики управления. Так, зафиксированные на глиняных табличках, датируемых III тыс. до н.э., сведения о коммерческих сделках и законах древнего Шумера доказывают существование там практики управления. Дошедшие до нашего времени многочисленные исторические свидетельства убедительно показывают достаточно высокую степень сложности древних организаций и управления ими. Создание грандиозных архитектурных сооружений древности (египетские пирамиды, древние ацтекские города); существование крупных политических организаций (Македония при Александре Великом, Персия, а позже - Древний Рим); наличие крупных армий; успешное функционирование сложных и разветвленных религиозных организаций (прежде всего римско-католической церкви) - все это и многое другое было бы просто невозможным без иерархического и скоординированного управления.
Параллельно этому, хотя и гораздо медленнее, начинают складываться предпосылки для возникновения некоторых общих и отвлеченных, т.е. собственно теоретических, представлений об управлении, о формах и способах его организации. Процесс зарождения теории управления в недрах его практики оказался, однако, очень противоречивым, сложным и длительным. Достаточно сказать, что теория управления как самостоятельная научная дисциплина оформилась лишь в начале XX в. В этом отношении она повторила судьбу развития ряда других гуманитарных наук, в частности психологии. Как отмечал известный историк психологии Э. Боринг, "психология имеет очень длительную предысторию и очень короткую историю". С еще большим основанием это относится к развитию теории управления. Ее "предыстория" измеряется десятками веков, а переход к собственно теоретической стадии произошел лишь около века назад.
Общая картина эволюции управленческой мысли и основные ее вехи могут быть проиллюстрированы понятием "управленческого континуума" (по К.С. Джорджу) - см. Приложение. В нем принято выделять ряд ключевых событий, когда эволюционное развитие представлений об управлении дополнялось качественными, революционными изменениями. Считается, что первое из таких революционных достижений связано с образованием особого рода "жрецов-бизнесменов", занимавшихся торговыми операциями ("религиозно-коммерческая революция"). Второе из них соотносится с XXVIH в. до н.э., когда царь Хамму-рапи издал свод законов для регулирования всего комплекса отношений между социальными группами населения. Третья революция связана с еще одним монархом - Навуходоносором II (VII в. до н.э.) и состояла в попытке объединения методов государственного управления и контроля за сферами производства и строительства. Четвертая революция (XVII-XVIII вв.) неразрывно связана с индустриальным прогрессом европейской цивилизации в русле зарождающего капитализма. Ее главным событием было отделение управления от собственности и зарождение профессионального менеджмента. Наконец, на рубеже XIX и XX вв. произошла наиболее крупная - "бюрократическая революция".
Она
привела к формированию крупных
иерархических структур управления,
к разделению труда в них, к
четкому определению функций
управления. По времени с ней совпало
возникновение теории управления как
самостоятельной научной
Процесс
развития науки об управлении, однако,
не является плавным и безболезненным,
лишенным внутренних противоречий. Эти
противоречия наиболее отчетливо проявились
именно в период, который непосредственно
предшествовал возникновению
Среди главных причин данного явления следует отметить то, что на протяжении столетий коммерческая деятельность как таковая не пользовалась уважением. Хотя организации, требующие управления (прежде всего коммерческие), возникли очень давно, предпринимательская деятельность рассматривалась как унизительное занятие. Например, Аристотель считал куплю-продажу "противоестественным деланием денег". А. Смит также довольно презрительно высказывался о "деловых" людях: "Это - тип людей... которые заинтересованы в том, чтобы обманывать и даже угнетать народ". Известна и негативная характеристика, данная Наполеоном англичанам как "нации лавочников". Негативное отношение к коммерческой деятельности как к недостойному занятию не только имеет очень давние исторические корни, но оказалось и очень стойким, дойдя до нашего времени.
Другая
важная причина состоит в том,
что экономические и социальные
науки, которые в наибольшей мере
могли бы содействовать возникновению
теории управления, изучали в основном
неуправленческие аспекты деятельности
предприятий и общественной организации
в целом. Сфера их исследований ограничивалась
соответственно экономическими вопросами
производства и макросоциальными, политическими
аспектами. При этом они пренебрегали
изучением вопросов административного
управления. Следует также отметить
трудности использования
Итак, возникновение теории управления - это сложный и противоречивый процесс, в котором взаимодействуют многие факторы как позитивного, так и негативного плана, причины объективного и субъективного порядка. И все же объективная необходимость рано или поздно должна была проявиться и привести к прорыву в этой области - к оформлению теории управления, к осознанию ее роли как важной и самостоятельной производительной силы. И это произошло в 1911 г., когда ф. Тейлор, считающийся основателем научного управления, опубликовал книгу "Принципы научного управления". "Предыстория" науки об управлении заканчивается, начинается ее история. Наука об управлении переходит с претеоретической стадии существования на стадию собственно теоретического развития. Как отмечает М. Мескон и др., "появление и оформление управления как науки, как области научных исследований частично было ответом на потребности большого бизнеса, частично - попыткой воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции, а частично - достижением небольшой группы, горстки любознательных людей, имеющих горячее желание открыть самые эффективные способы выполнения работы" [58].
2. Школа научного управления (1885—1920 гг.)
Научное управление связано с работами Фредерика У. Тейлора, Франка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Школа научного управления получила развитие в США в начале XX века.
Первым этапом становления методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Основополагающей предпосылкой этого направления классической теории является то, что работа (в частности, работа исполнителей) может и должна изучаться с помощью научных методов. Согласно Тейлору, объективный анализ фактов и данных, собранных на рабочем месте, может стать основой определения наилучшего способа организации работы. Более того, определение этого наилучшего способа является обязанностью управляющего.
Основные принципы Тейлора и его школы могут быть сформулированы в следующем виде:
Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Исходная идея концепции административной школы сводилась к тому, что существуют определенные универсальные принципы управления, следование,которым приведет рганизацию к успеху.
Авторами и видными последователями этой концепции школы в целом были: А. Файоль, Ф. Урвик, Д. Муни, М. Вебер и Ральф С. Дэвис. А. Файоль руководил большой французской компанией по добыче угля, впоследствии организовал Французский центр административных исследований.
Информация о работе Основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе