Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа
В данной работе согласно теме должен быть проведен анализ существующих основных типов организационных структур управления и изучены их особенности существования и функционирования. Управление – процесс сложный и емкий, требующий не только классификации по стилям, методам, но и структуризации.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность организации
1.2. Управление персоналом как часть организации
1.3. Организационные отношения в структуре управления
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Понятие организационной структуры и ее типы
2.2. Бюрократические структуры управления
2.2.1.Линейная организационная структура управления
2.2.2.Функциональная организационная структура управления
2.2.3.Линейно-функциональная (штабная) структура управления
2.2.4.Дивизиональная организационная структура управления
2.3. Адаптивные структуры управления
2.3.1. Проектная организационная структура управления
2.3.2. Бригадная организационная структура управления
2.3.3. Матричная организационная структура управления
Глава 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
3.1. Анализ оргструктур
3.2. Проектирование оргструктур
3.3. Оценка эффективности оргструктур
ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Матричная структура управления сохраняет преимущества как линейно-функциональной, так и проектной структур. Она нацелена на взаимную согласованность работы всех подразделений организации для достижения целей различных проектов. Это упрощает координацию выполнения работ и создает предпосылки для наиболее квалифицированного выполнения отдельных функций. Структура обладает значительной гибкостью, поскольку упрощается перераспределение персонала для выполнения первоочередных работ.
Рис. 8
Матричная структура
управления
Таким образом, главным
принципом организации
Создание матричной
организационной структуры
Основной недостаток матричной структуры — ее сложность. Тем не менее она используется в ряде отраслей промышленности, в частности, в химической, электронной, в производстве вычислительной техники, а также в банках, системе страхования, правительственных учреждениях.
Таблица 5
Преимущества
Недостатки
1) возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации;
2) повышение творческой
активности административно-
3) рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности;
4) увеличение мотивации
деятельности за счет
5) усиление контроля за отдельными задачами проекта;
6) сокращение нагрузки
на руководителей высокого
7) повышение личной
ответственности за выполнение
программы в целом и ее
1) ложная структура
соподчинения, в результате чего
возникают проблемы, связанные с
установлением приоритетов
2) присутствие "духа"
нездорового соперничества
3) необходимость постоянного контроля за "соотношением" сил между задачами управления по целям;
4) трудность в
приобретении навыков, необходимых для
работы по новой программе.
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
Решение о проектировании
организационной структуры
Процесс проектирования оргструктуры состоит из трех основных этапов:
1) анализ оргструктур;
2) проектирование;
3) оценка эффективности.
3.1. Анализ оргструктур
Анализ действующей оргструктуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации. Т.е. определяют, насколько структура управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся:
· принципы управления - соотношение между централизацией и децентрализацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уровне? каковы их последствия? какой объем контрольных функций лежит на каждом уровне управления?);
· аппарат управления - перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельные структуры каких-то звеньев, изменение характера межфирменных связей, создание в аппарате управления необходимых промежуточных звеньев и т.д.;
· функции управления - усиление стратегического планирования (корректировка "бизнес-плана"), усиление контроля за качеством продукции, привлечение работников к управлению путем реализации акций, изменение подходов к мотивации труда и пр.;
· хозяйственная деятельность - изменение технологического процесса, углубление межфирменного сотрудничества, техническое переоснащение организации и т.п.
В результате анализа
можно выявить "узкие" места
в деятельности организации. Это может
быть большая звенность управления, параллелизм
в работе, отставание в развитии оргструктуры
от происходящих изменений внешней среды.
3.2. Проектирование
оргструктур
Методические подходы к проектированию оргструктуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в четыре группы.
1) аналогий - предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях;
2) экспертный - базируется на изучении предложений экспертов-специалистов. Они могут (в зависимости от поставленных задач) либо сами спроектировать варианты организационной структуры, либо оценить (провести экспертизу) разработанные проектировщиками структуры;
3) структуризации целей - предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой. В этом случае оргструктура управления строится на основе системного подхода, который проявляется в форме графических описаний этой структуры с качественным и количественным анализом и обоснованием вариантов ее построения и функционирования;
4) организационного моделирования - позволяет четко сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных решений. Его суть состоит в разработке формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации.
В процессе проектирования оргструктур управления организацией, как правило, решаются следующие задачи:
· определение типа структуры управления;
· уточнение состава и количества подразделений по уровням управления;
· численность административно-
· характер соподчиненности между звеньями организации;
· расчет затрат на содержание аппарата управления.
В конечном итоге устанавливаются управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников.
Вместе с тем, проектируя новую оргструктуру управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к оргструктурам, и принципах их построения.
Требования к организационной структуре:
1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.
2. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.
4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.
5. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.
Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при ее проектировании соблюдалисьпринципы проектирования:
1) целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;
2) четкое обособление составных частей оргструктуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.);
3) обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;
4) предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
5) приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.
Следует иметь в виду, что в различных организациях (с учетом специфики их работы) используются и другие принципы построения оргструктур, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.
Таким образом, в процессе проектирования оргструктур различают три стадии:
1) аналитическую (изучение существующей практики и требований к построению оргструктур);
2) проектную (проектирование (моделирование) структуры управления);
3) организационную (организация
внедрения спроектированной оргструктуры).
3.3. Оценка эффективности
оргструктур
Степень совершенства оргструктур проявляется в четкости системы управления организацией и высоких конечных результатах ее деятельности. Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений.
В конечном счете вся работа по проектированию структуры управления сводится к выработке направлений по совершенствованию действующей организационной структуры, повышению эффективности работы аппарата управления.
Отдельные параметры эффективности оргструктуры можно определить, использовав ряд коэффициентов:
1) коэффициент звенности: Кзв=Пзв.ф/Пзв.о,
где Пзв.ф - количество звеньев существующей оргструктуры;
Пзв.о - оптимальное количество звеньев оргструктуры;
2) коэффициент территориальной концентрации: Кт.к=Ппр.ф/П,
где Ппр.ф - количество организаций данного типа, функционирующих в регионе деятельности нашей организации;
П - площадь региона, на которой функционируют все организации данного типа;
3) коэффициент эффективности организационной структуры управления:
Кэ=Рп/Зу,
где Рп - конечный результат (эффект), полученный от функционирования оргструктуры управления;
Информация о работе Основные типы организационных структур управления