Основы современного социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:37, реферат

Описание

Современную науку управления принято разделять на два уровня знаний. Первый представлен теориями управления социальными процессами, являющимися частью более общих политико-экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования общества на различных исторических этапах. Второй более конкретен и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления в виде прикладных теорий организации и управления. Оба уровня основываются на фундаментальных законах и закономерностях общественного развития и управления социальными процессами, а также конкретном историческом опыте, отражающем изменения мирового менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

основы современного социального управления.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

    С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода: формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

    В результате буржуазной революции появился класс менеджеров взамен капиталистов. Стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе. Наряду с менеджментом усиливается и государственное управление.

    Подлинная история менеджмента начинается с движения, во главе которого стояла группа передовых западных инженеров  конца XIX — начала XX вв. К ним относят  Ф. Тейлора (тейлоризм), А. Файоля, Г. Эмерсона и др. В центре их внимания стояли вопросы повышения производительности труда и налаживания социальных отношений на предприятии. Теоретический фундамент современного менеджмента заложен трудами А. Маслоу, Э. Майо, П. Дракера, которые послужили исходной точкой для практических разработок в области гуманизации труда и новых форм организации управления, стали основой специальной управленческой функции, называемой управление персоналом или, более широко, управление человеческими ресурсами, что во многом тождественно понятию социальный менеджмент.

    История мирового социального управления насчитывает  несколько управленческих революций, знаменующих собой поворотные моменты в теории и практике управления.

    Первая  управленческая революция привела к возникновению власти жрецов и зарождению письменности в результате делового общения и калькуляции.

    Вторая  связана с именем вавилонского царя Хаммурапи, давшего образцы сугубо светского аристократического стиля

    управления.

    Основным  итогом третьей революции в управлении, относимой по времени к царствованию Навуходоносора II, явилось соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью.

    Четвертая совпала с зарождением капитализма  и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Индустриальная революция доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические.

    Пятая управленческая революция ознаменовалась приходом новой социальной силы —  профессиональных менеджеров, класса управляющих, который стал господствующим в сфере управления материальным и духовным производством.

    Особую  эпоху в развитии российской теории управления составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк — от изменения летосчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

    • развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств;
    • содействие развитию сельского хозяйства;
    • укрепление финансовой системы;
    • активизация развития внешней и внутренней торговли.

    Законодательные акты Петра I — указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением — регулировали различные сферы деятельности государства, по сути это было государственным управлением.

    Особую  роль в сфере управления в России сыграл М.М. Сперанский (1772-1839). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М. Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суда — в ведении Сената, управления государством — в ведении министерств, ответственных перед Думой. В 1864 г. Александр II утвердил "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", которым вводилось всесословное самоуправление.

    4. Принципы социального  управления. 

    Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления — это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития - социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития - законы и закономерности социального управления - принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают — им следуют.

    К основным принципам социального  управления относят:

    • принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;

    • единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;

    • сочетания отраслевого и территориального управления;

    • приоритетности в достижении стратегических целей;

    • научности социального управления;

    • прогнозирования социального управления;

    • мотивации (стимулирования) труда;

      • ответственности за результаты социального управления;

      • рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;

      • экономичности и эффективности  управления;

      • системности (рассмотрение  объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);

      • иерархичности (рассмотрение  систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы;при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);

      • необходимого разнообразия (управляющая  система должна обладать не  меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);

      • обязательности обратной связи  (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);

      • сочетания единоначалия и  коллегиальности;

      • ситуационного управления по  прогнозированию возмущений;

      • программно-целевой;

      • делегирования полномочий;

      • гуманизма и нравственности  в управлении;

      • гласности в принятии решения.

    Принцип позволяет формировать систему  методов и выбирать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

    Таким образом, принципы социального управления должны:

    • основываться на законах развития общества, на законах управления;

    • соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;

    • учитывать временные и территориальные  аспекты процессов социального управления;

    • в необходимых случаях иметь  правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

    Системы принципов управления изменяются в  процессе развития и социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными. 
 

    5. Методы социального  управления 

    Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

    Характеризуя  методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

    Направленность  методов управления ориентирована  на систему (объект) управления.

    Содержание  — это специфика приемов и  способов воздействия.

    Организационная форма — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

    В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетание (комбинации), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.

    Можно выделить следующие методы управления:

    • социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;
    • экономические, обусловленные экономическими стимулами;
    • организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
    • самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы.

    В более общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов.

    По  содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т.д.

    Социальные  методы управления связаны со способами  достижения социальных целей общества не только экономической, организационно-административной мотивацией человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, и в первую очередь управленцев. Будучи основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, качеством социального воздействия, чувством социальной сопричастности к делам фирмы и т.п.

    Социальные  методы включают широкий спектр методов  социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Социально-политические методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия. Методы социального регулирования применяются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К этим методам относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.

Информация о работе Основы современного социального управления