Особенности менеджмента на малых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:58, контрольная работа

Описание

Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности.

Содержание

Специфика малого бизнеса как особой формы организации бизнеса и его роль в экономике 5
1.1 Сущность малого предприятия 5
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 7
2. Менеджмент в малом бизнесе
11
2.1 Управление, направленное на результаты 11
2.2. Предпринимательское управление 14
2.3 Организационная структура малого предприятия 15
2.4 Факторы, определяющие особенности менеджмента на малом предприятии

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

     2.4 Факторы, определяющие особенности менеджмента на малом предприятии 

     Российский  малый бизнес многообразен. Он различается  по целому ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени  влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов следует  отметить размер предприятия, численность  и состав работающих, форму собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационную структуру предприятия и др.

     Наибольшее  влияние на определение конкретной организации управления оказывает, прежде всего, размер предприятия, а точнее, численность персонала. В зависимости от численности работающих на предприятии имеет свою специфику и менеджмент.

     В этой связи можно выделить три  уровня управления:

  1. Неорганизованное управление.
  2. Организованное управление.
  3. Научно обоснованное организованное управление.

     Первый  низкий уровень технологии управления соответствует малым предприятиям с численностью работающих до 20 человек. В них отсутствует специальное  управленческое подразделение, а само управление ведется на элементарном уровне и включает только ведение бухгалтерского учета, контроль за рентабельностью хозяйственной деятельности и руководство работой.

     Второй  средний уровень технологии управления соответствует предприятиям с численностью работающих от 21 до 80 человек. В них  уже чаще имеется специальное управленческое подразделение способное, более или менее, организованно управлять хозяйством. Практикуется технология управления производством, сбытом, трудом, финансами.

     Третий  высокий уровень технологии управления соответствует предприятиям с численностью работающих более 80 человек. На таких предприятиях уже имеются хорошо организованные управленческие подразделения. А иначе просто нельзя. Каждое из таких подразделений обладает более высокой технологией управления в своей области.

     К сожалению тип управления с низким уровнем технологии управления на российских малых предприятиях, часто переносится  и на малые предприятия второго  и даже третьего типа по вышеуказанной  классификации и ведется прежде всего от желания владельцев (учредителей) сэкономить на управленческом персонале, и все управление берет на себя сам собственник, либо в некоторых случаях приглашенный или назначенный директор и   приглашенный бухгалтер. Естественно минимальный управленческий персонал не в состоянии взваливать на себя все, даже некоторые наиболее актуальные, с точки зрения необходимости их решения, задачи менеджмента. В лучшем случае результат неэффективного управления – недополучение возможной прибыли, упущенные выгоды.

     Если  ситуацию идеализировать, то нетрудно увидеть, что в таком делении предприятий по уровню управления присутствует своя логика. Понятно, что в небольшом магазине, кафе, парикмахерской и т. д. нет необходимости иметь специалистов-менеджеров, да это и накладно. Обычно функции управления в маленьких предприятиях берет на себя его владелец или один единственный приглашенный специалист по управлению делами, то есть происходит своего рода совмещение должностей. Хотя, в то же время указанные размеры предприятия по численности работающих не являются единственным критерием применения соответствующего уровня управления. Необходимость создания того или иного подразделения управления или привлечение специалиста менеджера может зависеть от целого ряда других факторов, характеризующих условия деятельности конкретного предприятия.

     Это может зависеть от ассортимента продукции (услуг), состава работающих, организационной  структуры предприятия, отрасли  деятельности и других.

     Итак, перечислим факторы, в той или  иной степени, влияющие на организацию  управления предприятием:

  • размер предприятия (численность работающих);
  • состав работающих;
  • организационная структура предприятия;
  • отрасль деятельности;
  • ассортимент продукции (услуг);
  • форма собственности;
  • особенности спроса и потребления, производства и предоставления услуг.

     Как показали проведенные исследования среди негосударственных предприятий  города Москвы (Москва является лидером  в организации предпринимательских  структур в России), 44 % созданных  предприятий имеют численность  работающих до 20 человек, 36,1 % предприятий – от 21 до 80 человек, 17,3 % - от  80 до 500 человек и лишь на 2,6 % фирм занято более 500 человек. Иными словами малый бизнес по количеству предприятий занимает очень высокий процент и чуть ли не половина создаваемых предприятий приходится на небольшие с численность работающих до 20 человек. Как правило, функции в них берет на себя руководитель (в большинстве случаев он же и собственник), полагая, что их лучше выполнять самому, чем перепоручать другим.

     Однако  такой расчет не всегда оправдан. Отказ о делегирования полномочий (или их части) влечет за собой дефицит времени на управленческую деятельность и отрицательно сказывается на результатах работы предприятия. К тому же руководителю фирмы необходимо заниматься не только текущей работой фирмы, но и смотреть вперед, видеть перспективу ее деятельности. Поэтому целесообразно потратить определенное время на обучение подходящего для этого работника делегировать ему полномочия, чем постоянно выполнять эту работу. Но почему-то некоторые российские предприниматели, собственники малых предприятий не хотят соглашаться с вышеуказанными доводами, во многих случаях, даже, например, по причине своей гордыни, которая им подсказывает, что он полный хозяин, сам единолично должен управлять своей «вотчиной». Самолюбию такое положение дел может и льстит, но вряд ли такая лесть стоит тех выгод, которые безвозвратно упускаются.

     По  мере роста масштабов деятельности предприятия появляется потребность  в привлечении специалиста по управлению, то есть менеджера или  даже в создании специальной управленческой группы. Если организационная структура предприятия становится разветвленной, то есть коллектив делится на ряд групп, может возникнуть необходимость выделения линейных и функциональных специалистов по управлению. Роль управляющего предприятием в таком случае во многом сводится к координации действий линейных и функциональных служб.

     Словом, целый ряд факторов накладывает  серьезный отпечаток на способы, формы и стиль управления на малом  предприятии.

     Задача  менеджера (руководителя) фирмы заключается в том, чтобы с учетом всей совокупности специфических факторов конкретного предприятия определить оптимальную систему управления в целях достижения успеха.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Малое предпринимательство по накопленному в нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.

     Управление на малом предприятии довольно сложный и многогранный процесс, как это может показаться со стороны. Руководитель (менеджер) малого предприятия работает, обычно, сразу по многим направлениям управления, что для человека непросто. Зато, если руководитель умен (появилась тенденция, что все же не только воришки государственного имущества и бывшие бандиты могут организовать свой бизнес), он легко увязывает между собой все аспекты деятельности предприятия и правильно и оперативно применяет свои знания. В настоящее время наблюдается процесс перехода предпринимательского мышления в качественно иной уровень, перехода от политики, максимизации прибыли и быстрого ухода с рынка к политике стабильного малого бизнеса, включающей постоянное совершенствование управленческой деятельности, новаторство, поиск и развитие перспективных направлений деятельности, совершенствование финансовых механизмов малого предприятия, учетной политики. Концепции управления персоналом малого предприятия стали не пустым звуком для многих их руководителей. Несмотря на небольшую численность работающих, небольшие обороты, проблему у малого предприятия не меньше, чем у крупного, несмотря на некоторые кажущиеся преимущества. Так, например, получить налоговые льготы для малого предприятия в России иногда столь трудоемко для его управленческого персонала, что руководство предпочитает и дальше платить налоги на общих основаниях. Бюрократия, криминализованность экономики, несовершенное законодательство и многое другое часто становятся головной болью руководителей малых предприятий. Печально, что в России в некоторых регионах нормально заниматься своей деятельностью могут, лишь, малые предприятия, в которых руководство имеет «связи» в органах государственной власти и с криминальными структурами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Оноприенко  В.И. «Малые предприятия: Опыт, проблемы» М.: Профиздат, 2006
  2. Певзнер А.Г. «Новое о малых предприятиях» М.: АО "Факт", выпуск 2, 2005
  3. Серегин А.С. «Эффективность малого бизнеса». М.: Экономика, 2003
  4. Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал. Выпуск №44 от 02.11.06
  5. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М. ИНФРА-М, 2008
  1. Подпорин Ю. Малые предприятия: Особенности учета и налогообложения. - "Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь».  №46, Ноябрь 2007
  1. Власов В. И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о малых предприятиях. - М.: Юрайт-М, 2003
  2. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. – М.: Финансы и статистика, 2006
  3. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. -  М.: ИНФРА-М, 2005
  4. Лапуста М. Г., Поршнев А. Г. Предпринимательство. -  М.: ИНФРА-М, 2002
  5. Губарев В. Г. Основы экономики предпринимательства. -  Ростов-на-Дону: Феникс 2003
  6. Блинов А. О, Шапкин И. Н. Малое предпринимательство. Теория и практика. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003
  7. Грибов В. Д., Менеджер в малом бизнесе. – М.: Финансы и статистика, 2002

Информация о работе Особенности менеджмента на малых предприятиях