Особенности планированя и прогнозирования в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 23:48, контрольная работа

Описание

В начале ХХ в. были сделаны первые попытки выявления экономических индикаторов. В частности, Дж. Брукмайер уже в 1911г. пробовал использовать для прогнозирования три хронологических ряда следующих показателей: индекс банковских кредитов, индекс цен акций, индекс общей экономической активности. Дальнейшее развитие этот подход получил в 20-е годы в исследованиях Гарвардского университета, использовались так называемые «гвардейские кривые А, В, С». Кривая А представляла собой индекс стоимости ценных бумаг на бирже, кривая В - величину депозитов в банках, кривая С – норму процента. В основе выбора именно этих показателей в качестве индикаторов лежали представления, согласно которым в окрестностях поворотных точек цикла данные показатели должны были фиксировать, прежде всего, изменение экономической конъюнктуры в указанной последовательности.

Содержание

1. Становление прогнозирования и планирования в зарубежных странах….
2. Долгосрочное планирование и прогнозирование в странах ЕС……………
2.1. Особенности прогнозирования в Западной Европе..................................
2.2. Методы прогнозирования в странах Восточной Европы………………..
3. Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в США…
4. Прогнозирование и планирование в Японии……………………….….…....
Список литературы…………………………………………………………….....

Работа состоит из  1 файл

особенности планированя и прогнозирования в зарубежных странах.docx

— 38.54 Кб (Скачать документ)

Большинство макроэкономических прогнозов разрабатывается с  помощью пяти главных методов. К  ним относятся: методы экспертных оценок, экономических индикаторов, модели динамических рядов, эконометрическое моделирование, модель «затраты – выпуск».

В США выделяются три уровня организации прогнозных исследований: прогнозирование в системе государственного регулирования; внутрифирменное прогнозирование; коммерческое прогнозирование. На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных  подразделений: федеральные и штатов; местные органы власти.

Главные прогнозные разработки федерального правительства на макроуровне  сосредоточены в трех организациях: Совете экономических консультантов, Совете управляющих федеральной  резервной системы (ФРС) и Административно-бюджетном  управлении (АБУ).

Для выработки экономической  политики правительства был создан специальный орган - Совет экономических  консультантов. В функции Совета входят: помощь и консультации президенту при Составлении экономического отчета; сбор и анализ информации об экономических процессах с точки  зрения задач правительства; оценка различных экономических программ и выработка рекомендаций; проведение специальных исследований по заказу президента.

Прогнозирование в США  сформировалось и функционирует  как отрасль коммерческой деятельности.

Для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль, в реализации которых играет государство. В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы - на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться.

Стратегическое планирование охватывает разработку стратегических планов на федеральном уровне, уровне штатов и организаций (фирм). Разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации стране фактуры, чтобы определить возможные угрозы для фирмы. Перечень факторов внешней среды приведен на рис.3.1.

Особая значимость придается  технологическим, экономическим, конкурентным, международным, рыночным и политическим факторам. Технологические факторы  учитывают изменение технологий во внешней среде, что очень важно  для технологического обновления; экономические  включают оценку уровня занятости, инфляции, налоговых ставок, стабильности доллара  США за рубежом и др.; конкурентные предполагают выявление действий конкурента: что движет конкурентом, что он делает, что может сделать; политические - учет руководством организации нормативных  документов местных органов, властей  штата и федерального правительства, кредитов федерального правительства  и штатов для финансирования долгосрочных вложений, ограничений по найму рабочей силы и возможности получения ссуд, за соглашениями по тарифам торговли, направленными против других стран или заключенными с другими странами, и т.д.


Международные факторы –  изменение валютного курса, политических решений в странах. Рыночные факторы - изменчивость рыночной внешней среды, представляющей собой область постоянного беспокойства как в целом для страны, так и для организаций (конкуренция, доходы страны, населения и др.).

Стратегия фирм может быть направлена на укрепление внутреннего  рынка, поиск правительственной  защиты против иностранных конкурентов  или на расширение международной активности для противодействия стратегиям других компаний.

При прогнозировании технико-экономических  показателей в отраслях растениеводства  и животноводства сначала определяется платежеспособный спрос на эти продукты в целом по стране и на душу населения, затем - прогнозный выход валовой  продукции в растениеводстве  и животноводстве. В основу кладутся дескриптивные методы прогнозирования  урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных.

На средства МСХ США  проводится прогнозирование развития сельского хозяйства в ЕС, России и других странах. Эта объясняется  тем, что. США ежегодно увеличивают  экспорт сельскохозяйственной продукции.

 

4. Прогнозирование и планирование в Японии

 

Все крупные японские фирмы  имеют плановые отделы; подготовка плана централизована, планирование осуществляется сверху - вниз. Временной  горизонт планирования обычно равен  пяти годам, горизонт прогнозирования - пятнадцати годам. Процесс планирования в большинстве случаев включает четыре стадии: формулировку предпосылок, уточнение проблем, долгосрочную стратегию, среднесрочные и краткосрочные планы.

Особо следует подчеркнуть, что в Японии, как и во Франции, существует система общенационального  прогнозирования, иногда ее называют индикативным планированием.

Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании  системы социально-экономических  прогнозов, планов и научно технологических  программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики. Вопросами прогнозирования и  планирования социально-экономических  процессов занимаются Экономический  совет, образованный при правительстве, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и  промышленности (МВТП), Управление по науке  и технологии. В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы (носящие индикативный характер) как было сказано выше. Они разрабатываются по заданию правительства, в котором сформулированы важнейшие стратегические цели. Планы представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей. Планы-программы дают, во-первых, представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри и за пределами страны, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Для разработки планов изучаются статистические данные, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании этих данных делается научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономике страны в целом. Опираясь на рекомендации, каждая корпорация вырабатывает свою стратегию.

Общепризнано, что основой  японского бизнеса является планомерность, т.е. все действия любого предприятия (организации) обязательно осуществляются по строгому плану. Всякое действие включает три операции: планирование, само действие и контроль. Многие исследователи  утверждают, что страна буквально  укутана сетью планов, и план в Японии не противоречит рынку. Большое внимание уделяется всем видам планов, особенно стратегическим, ориентированным на достижение крупных целей и развитие на долгосрочной основе. Долгосрочное планирование в Японии начало ускоренно внедряться с 1950 г. В 1956 г. был принят первый пятилетний план экономического развития страны.

Правительство и предприниматели  обычно учитывают многие рекомендации планов-программ. В тех случаях, когда  возникают возражения правительства  или деловых кругов против каких-то положений плана и Управление экономического планирования убеждается в обоснованности этих возражений, оно тут же вносит в документ коррективы. Такое планирование в Японии принято называть адаптивным.

Частные фирмы составляют детальные планы, определяющие их производственную и коммерческую деятельность, а также  учитывающие общенациональные задачи и правительственные финансово-кредитные  и налоговые льготы.

Особое внимание обращается на квалификацию плановика и коллективный разум людей, работающих на предприятии  и принимающих участие в планировании. План является основным средством рационализации деятельности и основным документом контроля за поставленными целями.

Правительство концентрирует  свои ресурсы в основном на получении  принципиально новых знаний и  их применении (т. е. на фундаментальных  и прикладных исследованиях) и обеспечивает подготовку высококвалифицированных  специалистов. Для Японии характерны достаточно высокие темпы экономического роста.

В 1987 г. была принята программа  трансформации экономической структуры  Японии в целях достижения международной  гармонии, или "Доклад Маэкавы". Это  экономическая стратегия развития Японии накануне ХХI в. В ее основе Концепция  преобразования Японии в международное  государство, которое, с одной стороны, было бы гармонично интегрировано в  мировую систему, а с другой - само представляло бы внутренне сбалансированный социально-экономический организм.

Среди средств и путей  достижения поставленных целей в  планах-программах, применяемых в  Японии, представляют интерес следующие  экономические рычаги и стимулы: льготное кредитование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация, бюджетное  субсидирование, поддержка рискованных  инновационных проектов; госзаказ. Льготное кредитование - основной источник финансовых средств для технологического обновления в Японии. Основным источником займов на цели разработки и освоения новой технологии является Японский банк развития. В последние годы повысилась роль налоговых льгот. По предприятиям, выпускающим новую  продукцию, они могут колебаться от 25 до 50 %. Система ускоренной амортизации  введена в Японии для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо содействующее эффективному использованию ресурсов. Бюджетное субсидирование осуществляется для поддержки исследований и разработок, проводимых государственными институтами, а также исследовательскими центрами совместно с частными компаниями.

Правительство предусматривает  последовательное развитие конкуренции  и всестороннюю поддержку частных  фирм, добившихся успеха на мировом рынке. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять двадцатипроцентное снижение дохода, подлежащего налогообложению. На них приходится около 55 % реализованной продукции промышленности, около 60 % - объема оптовой торговли и более 80% - розничной. В обрабатывающей промышленности функционирует 6,5 млн. небольших предприятий, или 99 % от их общего числа. К мелким и средним предприятиям относят предприятия с капиталом 660 тыс. долларов и численностью работающих до 300 человек; к оптовой торговле - соответственно до 200 тыс. долларов и до 100 работающих, к розничной торговле и сфере услуг - 66 тыс. долларов и до 50 работающих.

В Японии применяется государственный  заказ. Главный стимул для выполнения госзаказа - заинтересованность и своевременность  оплаты за выполненную работу. В  рыночной стихии государство - самый  надежный заказчик.

 

Список литературы

 

  1. Владимиров Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Уч. пособие./5-е изд., перераб. и доп. – М.: Джиков и К, 2005. – 400 с.
  2. Парсаданов Г. А. Прогнозирование национальной экономики: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2002. – 304 с.
  3. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Уч. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999, - 260 с.



Информация о работе Особенности планированя и прогнозирования в зарубежных странах