Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:19, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что с ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России. Соответственно это повлияло и на развитие различных наук, в том числе и менеджмент. Появляются новые идеи, новые подходы, новые методы управления.
Целью нашей работы является изучение истории и особенности российского менеджмента.
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1 Современный этап развития российского менеджмента……………………………………………………………..…...5
1.1.Типологический признаки российского менеджмента ………………..5
1.2. Инфраструктура и особенности развития российского менеджмента…………………………………………………………………7
1.3. Приоритеты как типологический признак менеджмента……………………………………………..…………………..11
Глава 2 Российский менеджмент …………………………………………..13
2.1.Факторы определяющие особенности российского менеджмента…………………………………………………………………..13
2.2. Менеджмент и менеджеры………………………………………………16
2.3. Российский менеджмент и национальная культура……………………19
2.4. Профессионализация менеджмента……………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Современный этап развития
российского менеджмента…………………
1.1.Типологический признаки российского менеджмента ………………..5
1.2. Инфраструктура и особенности развития
российского менеджмента…………………………………………………
1.3. Приоритеты как типологический признак
менеджмента……………………………………………..
Глава 2 Российский менеджмент …………………………………………..13
2.1.Факторы определяющие особенности
российского менеджмента…………………………………………………
2.2. Менеджмент и менеджеры………………………………………………16
2.3. Российский менеджмент и национальная культура……………………19
2.4. Профессионализация
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………29
Введение
В этой работе я хотела подробно раскрыть для себя значение менеджмента, а так же узнать об особенностях его развития в нашей стране.
С легкой руки американцев английское слово «менеджмент» известно сегодня каждому образованному человеку. Однако что же это слово означает, могут ответить лишь учебники и преподаватели соответствующих вузов.
Менеджмент – слово английского происхождения. В переводе на русский язык «management» означает управление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых разных организациях.
Создание принципиально новой системы
управления в России, адекватной рыночным
отношениям, - неотъемлемая составляющая
построения нового общества.
Управление в условиях
рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента
заключаются в том, что он ориентирует
фирмы на удовлетворение потребностей
рынка, на постоянное повышение эффективности
производства (получение оптимальных
результатов с наименьшими затратами),
на свободу в принятии решений, на разработку
стратегических целей и программ и их
постоянную корректировку в зависимости
от состояния рынка.
В отечественной литературе
и практике понятие менеджмента
вместо управления стало широко использоваться
в 1990-е гг. в связи с переходом от административно-командной
системы управления к формированию системы
управления, основанной на рыночных отношениях.
С помощью термина «менеджмент» подчеркивалась
ориентация коммерческих организаций
и фирм на рынок, потребителя и достижение
наивысшей эффективности их деятельности
(рост прибыли, увеличение доли рынка и
др.). На это направлены современные принципы,
методы, средства и формы управления.
Любая наука базируется
на использовании исторического
метода, позволяющего хорошо изучить
историю развития управленческой мысли во всем ее
многообразии. Изучение уроков истории
позволяет избежать противоречий и ошибок,
встречающихся на ранних этапах развития
науки.
Знание и осмысление прошлого способствуют
лучшему пониманию современного состояния
науки, а также появлению и формированию
новых идей. Развитие науки управления
свидетельствует, что нежизненные концепции
гибли, а оставались только самые ценные,
проверенные практикой и временем.
История менеджмента
имеет свой предмет исследования
– теорию и практику управления. Как учебная дисциплина,
история менеджмента оперирует теми же
категориями и понятиями, что и наука менеджмент.
Между историей развития
менеджмента и процессом
Изучение истории менеджмента является необходимым условием формирования современного менеджера-профессионала. Для этого необходимо пересмотреть отношение к истории развития менеджмента за рубежом. В условиях административно-командной системы управления в СССР превалировал взгляд на менеджмент как на буржуазную науку.
Проблемы управления
в нашей стране рассматривались
изолированно, без какой-либо увязки с зарубежной
теорией и практикой управления; в литературе,
в основном, давался их критический анализ
и показывались преимущества социалистической
системы управления по сравнению с капиталистической.
Всё чаще использование менеджмента приносит
компаниям большой хозяйственный эффект
при относительно минимальных затратах.
Задача менеджмента, мне так кажется, состоит
именно в том, чтобы вначале сделать желаемое
возможным, а потом реальным.
Радикальная перестройка системы управления
экономикой, переходящей на рельсы рыночных
отношений, - одно из важнейших направлений
программы реформ, проводимых в нашей
стране. Особое значение эта проблема
имеет на уровне предприятий, положение
которых в рыночной экономике коренным
образом меняется. Именно поэтому данная
исследовательская работа представляет
собой анализ менеджмента как особого
вида профессиональной деятельности,
направленного на достижения предприятием,
действующим в рыночных условиях хозяйственных
оптимальных результатов на основе применения
многообразных принципов, функций и методов
социально-экономического механизма менеджмента.
Актуальность выбранной
темы заключается в том, что с
ноября 1991 г. начался процесс формирования
рыночных отношений в России. Соответственно
это повлияло и на развитие различных наук, в
том числе и менеджмент. Появляются новые
идеи, новые подходы, новые методы управления.
Целью нашей работы является изучение
истории и особенности российского менеджмента.
Глава 1 Современный этап развития российского менеджмента.
1.1.Типологические признаки российского менеджмента
Переход к рынку выдвинул задачу формирования эффективного российского менеджмента. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что он не просто создается, но и имеет свои сугубо национальные черты.
Российский менеджмент выступает как динамичная развивающаяся система, и понять ее движение, роль и место во всемирной системе управления можно исходя из анализа и развития существующего национального менталитета. Российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности.
Россия всегда стояла между Европой и Азией. Ее географическое и расово-этническое многообразие отразило эту геополитическую реальность. Население, проживающее на территории России, творило и создавало синтезированную культуру. От Азии Россия впитала форму группового мышления – группизм, а от Европы – индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Группизм и индивидуализм – два фундаментальных качества, составляющие основу русского менталитета, причем они постоянно входят в противоречие между собой в силу полярности их основ.
В настоящее время дуализм русского менталитета, его противоречивость перешли на качественно иной уровень. Наблюдается новая волна роста индивидуализма, с одной стороны, и стирания общинных традиций, с другой. Однако дуализм был и остается главной чертой отечественной ментальности. Это и дает возможность определить его место по отношению к японскому и американскому менталитету.
Если считать американский индивидуализм и основанный на нем менеджмент одной крайней точкой, а японский, базирующийся на психологии группизма, другой, то Россия с ее двойственностью должна занимать промежуточное между этими двумя точками положение.
Причем следует учитывать, что русский менталитет выступает как динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации, пробивающей себе дорогу в условиях формирующегося рынка. Исходя из этого, основная тенденция становления русского менталитета, вероятно, заключается в постепенном движении к индивидуализму, т. е. в сторону американизированной ментальности.
Формирование современного российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплаты. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. При формировании системы управления необходимо больше учитывать деловые качества индивида, способность его к восприятию нового, настойчивость.
Работников с коллективистской психологией целесообразно использовать на участках, где применяются специфические, адекватные им методы управления, с акцентом на коллективный труд, коллективную ответственность и контроль, использование бригадной формы организации труда и его оплаты. При таком подходе можно осуществлять и целенаправленный отбор управляющих. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей и задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению. Подобный тип руководителя, сочетающий в себе гибкость, приспособляемость и огромные волевые качества придется формировать длительные годы.
Осторожный, длительный подход к формированию российского менеджмента, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту российских условий, – важнейшая стратегическая задача общества. От нее во многом зависит не только переход к рыночной экономике, но и место России в мировом сообществе. Это движение к современным формам и методам управления, которые будут формироваться не слепо, а на базе научно обоснованных мер. Последнее приобретает чрезвычайное значение в условиях стихийного формирования рынка и внесет в этот процесс элемент сознательности.
1.2.Инфраструктура
и особенности развития
Российский менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется, имеет ряд специфических и общих особенностей.
К специфическим чертам относятся:
• национальные особенности общества;
• исторические особенности развития;
• географические условия;
• культура и другие подобные факторы.
Кроме того, состояние развития российского общества, сложившиеся производственные отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить четыре основных особенности российского менеджмента:
1. Приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий.
Наиболее актуальными проблемами управления в России становятся антикризисное управление, управление занятостью людей, информационные технологии, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Однако главная проблема состоит не в том, чтобы выявить их, а в том, чтобы выстроить ранжированные приоритеты. Именно здесь зародились наибольшие трудности в понимании менеджмента и его роли в России.
2. Инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его существования.
Здесь важно понять и сформулировать понятие собственно инфраструктуры. Она представляет собой совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой формируется российский менеджмент, а именно:
• факторы менталитета (ценности, национальные традиции и культура);
• факторы общественного сознания, т. е. осознание практики зарубежного и отечественного направления (система подготовки менеджеров);
• факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развитие социально-экономических знаний.
3. Комплекс факторов, затрудняющих или благоприятствующих укреплению менеджмента в России.
Это факторы уровня научного мышления, методологической структуры, развития социально-экономических знаний.
4. Культурная среда, особенности общественного сознания.
Это факторы, которые невозможно изменить в одночасье и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменять.
Кроме того, к особенностям российского стиля управления относятся:
• в большинстве фирм процесс принятия решений носит индивидуальный характер;
• решения принимаются менеджерами на каждом уровне управления, причем вышестоящие руководители, как правило, не дублируют решения своих подчиненных, хотя и это имеет место, но создает много проблем;
• стратегическое планирование осуществляется исключительно высшим руководством;
• российский топ-менеджер сочетает в своем стиле управления качеством как японского менеджмента, так и американского, т. е. приветствуется профессионализм, инициатива, умение осуществлять координацию действий и контроль;
• структура управления на российских предприятиях, а также процедура контроля строго формализованы. Проверки плановые, о них персонал предупреждается заранее, следовательно, такой метод контроля косвенно стимулирует работу сотрудников и способствует их карьерному росту;