Особенности российского рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:49, доклад

Описание

В прошлом раб. Сила в социалистическом хозяйстве не рассматривалась как товар. Однако, в реальной жизни не очень сопряженной с политико-экономическими изменениями, люди вступали и вступают в отношение по поводу найма раб.силы.

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)

55. Особенности российского  рынка труда

В прошлом  раб. Сила в социалистическом хозяйстве  не рассматривалась как товар. Однако, в реальной жизни не очень сопряженной  с политико-экономическими изменениями, люди вступали и вступают в отношение  по поводу найма раб.силы.

РТ в  нашей стране отягощен многочисленными  диспропорциями, которые влияют на ее формирование и развитие:

1.Наличие  административных, правовых, экономических  ограничений препятствующих довольно  свободной продажи труда работников  на более выгодные условия.

2. Функционирование  рынка жилья, определяющего ограниченное  количество потенциальных работников  в разных городах.

3. Не  развитость гос. Регулирования  и контроля в сфере занятости.

Другой  особенностью российского РТ выступает  огромное количество работников, совмещающих 2 или несколько работ одновременно. Имеются противоречивые данные, с точки зрения исследования трудоустройства профессионала в различных отраслях: В США – 15%, в странах западной Европы -6%.

ГЛАВНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ российского РТ по прежнему является наличие достаточного большого % скрытой безработицы, т.е. существует такая ситуация, при которой определенное количество сотрудников используются не рационально и они могли бы быть уволенными, но по ряду причин их оставляют на работе, что обуславливает избыток раб. Силы на промышленных предприятиях. Функционирование  промышленных предприятий на территории РФ обуславливается в частности не сбалансированностью на РТ. Большинство регионов  страны за 90-е гола стали трудо-избыточными. Анализ данных позволяет сформулировать ряд проблем России в области занятости и управления труд. Ресурсами, решение которых несомненно обеспечит развитие трудовой базы государства, что в свою очередь определит эконом. Рост и повышение конкурентоспособности на мировом рынке. ДАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

1.ухудшение  демографических показателей ведет  к сокращению базы формирования  труд.ресурсов, что ведет к ухудшению  их качественных характеристик.

2. снижение  жизненного уровня населения  значительно отражается на формировании  труд.потенциала.

3. преодоление  неэффективной занятости, которая  выражается в концентрации раб.силы  на убыточных предприятиях, что  приводит к недоиспользованию  раб.времени занятых в производстве, неэффективной организации труда.

4. Ухудшение  качественных характеристик системы раб. Мест

5. Снижение  мотивации к труду, низкая З\П.

6. система  проф.образования недостаточно адаптирована  к условиям хозяйствования.

7. привлечение  молодых специалистов в ряды  профессионалов рабочих специальностей. 

   48. Социальная статистика

Понятие "социальная статистика" имеет  два толкования: как область науки  и как область практической деятельности. Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе. Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.

Автономное  существование социальной статистики как области науки или как  области практической деятельности было бы бессмысленным. Эти области  должны и могут развиваться лишь в единстве и взаимосвязи.

Ранние  примитивные формы фиксирования информации о различных сторонах жизни общества, государства не имели специально разработанной научно обоснованной методики. По мере усложнения содержания учитываемых данных и по мере возрастания их значимости в управлении государством и экономикой возникала необходимость в более сложных приемах регистрации и обобщения данных. Потребовались специальные меры по обеспечению единообразия и достоверности информации.

У четно-статистические работы стали самостоятельным видом  профессиональной деятельности, и были созданы специальные органы, осуществляющие эти работы в центре и на местах. Научно-методические разработки отделились от практической работы по учету. Стала проводиться подготовка кадров специалистов в области статистики. Из единой прежде статистики выделились самостоятельные отрасли этой науки: статистика промышленности, статистика сельского хозяйства, статистика населения и т. д. Одной из последних получила "права автономии" социальная статистика.

Социальная  статистика отличается от других отраслей статистики не только своими особыми предметом и объектом исследования. Ее своеобразие состоит и в особых каналах получения исходной информации, и в применении специальных приемов обработки и обобщения этой информации, и в особых путях практического использования результатов анализа. Все это подтверждает необходимость выделения социальной статистики в качестве отдельного направления учетно-статистических работ, а также как особого направления научных разработок, в рамках которого решаются теоретико-методологические вопросы социальной статистики.

Существуют особые задачи, присущие именно социальной статистике. Их специфика зависит прежде всего от трудностей, возникающих в практике изучения социальных процессов. К ним относятся следующие.

1.Преодоление  автономности отдельных направлений социальной статистики и обусловленной этим несопоставимости многих статистических показателей; действительное формирование единой взаимосвязанной системы социальной статистики.

2. Достижение  соответствия ряда статистических  показателей оценке сущности социальных явлений и процессов, так как показатели не дают их качественных характеристик.

3. Интегрирование  исследований на макро- и микроуровнях, что позволит более глубоко  и полно вскрыть первопричины  и механизмы изучаемых процессов.

4. Преодоление  существующей несопоставимости  показателей социальной статистики  и показателей, представленных  в других отраслевых статистиках.

50. Организация общественных работ

Под общественными  работами понимаются общедоступные  виды трудовой деятельности, как правило, не требующие профессиональной предварительной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу. Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с привлечением заинтересованных организаций по предложению и при участии органов службы занятости в целях поддержки трудоустройством особо нуждающихся в социальной защите граждан. Общественные работы организуются исходя из ситуации на рынке, труда и уровня безработицы на каждой территории с учетом количества трудоспособного населения и необходимости и целесообразности организации таких работ. В целях повышения статуса общественных работ с учетом их социальной значимости в создании временных рабочих мест Правительство РФ разработало «Положение об организации общественных работ» от 14.07.1997 г. № 875. Необходимость разработки и утверждения этого Положения обусловлена вступлением в силу Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации"» и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 928 «О плане мероприятий по реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996—2000 годы».[1] Положение, утвержденное Правительством РФ, определяет общий порядок организации общественных работ для граждан, обращающихся в органы государственной службы занятости населения. Общественные работы организуются для реализации следующих целей: удовлетворение потребностей субъектов территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный и сезонный характер и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития; предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка; приобщение к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), в том числе молодежи, вступающей в трудоспособный возраст; сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе; трудовая реабилитация лиц, имеющих длительный (более одного года) перерыв в профессиональной деятельности. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям: уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и обслуживании детей в период каникул; сезонная помощь при проведении сельскохозяйственных работ и заготовок сельхозпродукции; подсобные работы на предприятиях перерабатывающего комплекса, плодоовощных базах; уборка территорий городов, населенных пунктов, промышленных предприятий; строительство дорог, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций; проведение мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве; участие в строительстве жилья и реконструкции жилого фонда, а также объектов социально-культурного назначения; восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон; сезонная помощь в обслуживании пассажирского транспорта и организаций почты и связи; помощь организациям жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения; сезонная помощь местным органам в обслуживании санаторно-культурных зон; озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма; экологическое оздоровление регионов, рекультивация земель; обслуживание систем вторичного использования отходов; подсобные работы в организациях перерабатывающего комплекса промышленности и торговли; помощь в организации масштабных мероприятий культурного назначения (спортивных соревнований, фестивалей, сооружение детских спортивных площадок, обслуживание отдыха детей в период каникул и т.д.); участие в проведении федеральных и региональных общественных кампаний (опросов общественного мнения, переписи населения и т. д.); сбор, заготовка ягод, грибов, лекарственных растений; другие доступные виды деятельности. Кроме того, органы СЗН подготавливают предложения местным властям по созданию в регионе специализированных предприятий для организации и проведения общественных работ, решению вопросов их финансирования. При этом особым видом организаций могут выступать хозяйствующие субъекты, выполняющие общественные работы по перепрофилированию и модернизации ликвидируемых предприятий с последующей передачей эффективному собственнику. Организация общественных работ предусматривает применение гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени, создание на предприятиях специальных видов работ для отдельных категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, организация центров трудовой адаптации молодежи на базе общеобразовательных школ, специальных учебных заведений, межшкольных трудовых комбинатов. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, не получающие по различным причинам пособия по безработице, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев, а также работники, высвобождающиеся в результате реорганизации предприятий, и т.д. Основанием для приема на работу является направление на участие в общественных работах, выданное органами государственной службы занятости. Выдавая направление на общественные работы, СЗН обязана предоставлять полную информацию об условиях, зарплате, возможности дополнительных льгот и выплат. За полноту и достоверность информации органы СЗН несут ответственность. Услуги по направлению граждан на общественные работы оказываются органами ГСЗН бесплатно. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. По желанию граждан, проходящих обучение по направлению органов ГСЗН, они также могут привлекаться к общественным работам в свободное от учебы время. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления совместно с органами СЗН могут признавать отдельные виды общественных работ, имеющих первоочередное социальное значение для региона, подходящими для лиц, впервые ищущих работу, и лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Если при организации общественных работ учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства РФ о труде, в том числе об условиях и нормах по охране труда и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она считается подходящей для следующих категорий граждан: впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы; обратившихся в органы СЗН после окончания сезонных работ; состоящих на учете в органах СЗН более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавших. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор на срок до 6 месяцев с правом его продления по соглашению сторон. Договор гражданина расторгается в случае его поступления на постоянное место работы, на временное более подходящее рабочее место по другим уважительным причинам. При заключении трудового договора следует учитывать: период проведения общественных работ и режим труда; условия труда и обеспечение необходимыми средствами труда; оплату труда, распространение на этих работников льгот и преимуществ, действующих на предприятии; ответственность, права и обязанности сторон, условия расторжения договора. По согласованию с администрацией предприятия гражданину, участвующему в общественных работах, может быть предоставлена возможность поиска в рабочее время постоянного места работы. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании. При направлении на определенные виды общественных работ может понадобиться прохождение медицинского осмотра в соответствии с установленным порядком. Следует помнить, что к общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. В соответствии с действующим законодательством о занятости безработному гражданину, направленному на оплачиваемые временные общественные работы, прекращается выплата пособий по безработице и он снимается с учета в качестве безработного со дня заключения срочного трудового договора, т.е. с даты фактического трудоустройства. В случаях, когда безработный гражданин заключил договор с работодателем на участие в общественных работах сроком менее месяца, он не снимается с учета в органах СЗН в качестве безработного. Гражданин, завершивший участие в общественных работах и вновь обратившийся в органы СЗН для постановки на учет, признается безработным в установленном порядке. При этом общественные работы считаются последним местом работы и включаются в ОТС в соответствии с записью в трудовой книжке, но при подборе подходящей работы не учитываются. При организации общественных работ органы исполнительной власти и местного самоуправления при участии органов СЗН разрабатывают программы развития временной занятости, в рамках которых формируется система организации временных рабочих мест на базе общественных работ. В программах предусматриваются мероприятия по обеспечению организации общественных работ по приоритетным направлениям, их объемы и виды, включая виды работ для отдельных категорий населения, особо нуждавшихся в социальной защите, использование гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени. Для подготовки программ временной занятости органы СЗН обязываются выявлять спрос и предложение на участие в общественных работах, собирать информацию о возможности их организации на предприятиях региона, информировать население о порядке и условиях проведения общественных работ. Основным источником финансирования общественных работ являются средства заинтересованных предприятий. Средства местного бюджета привлекаются для финансирования общественных работ в объемах, определяемых программами и планами социально-экономического развития территорий. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится фактически за выполненную работу, но не ниже минимального размера оплаты труда. Гражданам из числа безработных, участвующим в общественных работах и имеющим право на получение пособия по безработице, устанавливается доплата к заработку в размере причитавшегося им пособия по безработице со дня заключения срочного трудового договора. При этом максимальный период предоставления доплат в суммарном исчислении не должен превышать 6 месяцев. Основанием для установления к заработку гражданина доплаты в размере причитавшегося ему пособия по безработице являются уведомление работодателя о приеме этого гражданина на работу (отрывной талон рекомендательного письма), выписка из приказа организации: справка работодателя о фактической продолжительности трудовой деятельности за текущий месяц в соответствии с табелем учета рабочего времени. Доплата безработным гражданам, занятым на общественных работах, производится органами службы занятости за фактически отработанное время на основании соответствующей справки, выдаваемой работодателем ежемесячно. Размер доплаты определяется с учетом установленных выплат на лиц, находящихся на их содержании. Изменение размера доплат осуществляется в порядке, установленном для определения размера и условий выплаты пособия по безработице. Со всех видов выплат, начисленных гражданам за участие в общественных работах, производятся все виды удержаний. Безработным гражданам, направленным на общественные работы, доплаты к заработку из средств фонда занятости не производятся по истечению срока выплаты пособия по безработице или на период приостановки выплаты пособия. После завершения участия гражданина в общественных работах, при повторной постановке на учет и определении размера пособия по безработице сумма доплат из фонда занятости населения не учитывается. Безработным гражданам, направленным на общественные работы и не получающим пособие по безработице, за виновные действия (приостановка выплаты пособия) доплата к заработку за счет средств фонда занятости производится по истечении времени наказания. Органы СЗН при организации общественных работ осуществляют: учет граждан, направленных на общественные работы, суммарный учет отработанного времени каждым гражданином на общественных работах в течение года со дня заключения первого срочного договора на участие в общественных работах. Периодом участия гражданина в общественных работах считается календарное время от даты зачисления на работу до даты увольнения. Органы СЗН осуществляют контроль за соблюдением договоров между предприятиями и иными организациями в части предоставления и выполнения общественных работ. [1] Постановление Правительства РФ «Положение об организации общественных работ» от 14.07.1997 г. № 875
 

      

Информация о работе Особенности российского рынка труда