Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:30, реферат
В подавляющем большинстве случаев управление имеет дело с различными организациями. Оно, во-первых, осуществляется в самих организациях - производственных, кредитно-финансовых, торговых, научных, образователь¬ных и т.п. Оно, во-вторых, может оказывать свое воздейст¬вие на множество более или менее однородных организа¬ций, например, организации строительства или торговли, и тогда мы имеем перед собой феномен отраслевого управ¬ления.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
В
подавляющем большинстве
Что же представляет из себя организация?
В социологии управления под социальной организацией подразумевается специально, для достижения определенной цели созданная группа людей, выполняющая определенную общественную функцию. Поэтому организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнять коллективно то, чего они не могли бы достичь индивидуально, поодиночке. Следовательно, цель - это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь группа людей, работающая вместе и составляющая данную организацию.
В своей повседневной жизни люди оказываются втянутыми в деятельность множества организаций, включая детский сад, школу, производственный коллектив, спортивную команду и т.д., причем все эти организации подразделяются на два основных типа - формальные и неформальные.
Под неформальной организацией обычно понимается система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе с связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.). Именно такие организации чаще всего исследует социальная психология, хотя она интересуется и формальными организациями. Социология же, в отличие от социальной психологии приоритетное внимание уделяет не таким неформальным организациям, а социальным организациям формального типа.
Каковы же существенные признаки формальной организации? К ним относятся следующие ее особенности:
1.
Наличие определенной цели (целей) действия
данной организации.
2. Совокупность функциональных положений, занимаемых членами данной организации, воплощаемых в I свойственных им социальных статусах и ролях.
3.
Конкретное воплощение соотношения этих
статусов (позиций) через распределение
отношений власти и подчинения.
4. Совокупность правил и норм, регулирующих отношение между людьми, занимающими определенные статусы в данной организации и выполняющими определенные роли в ней.
5. Формализация значительной части целей данной организации и нормативная регуляция поведения, отношений между членами данной организации.
С социологической точки зрения социальная структура формальной организации определяется тремя основными факторами.
Во-первых, она зависит от цели, для осуществления которой создана данная организация.
Во-вторых, она определяется ценностно-нормативными стандартами, которые регулируют распределение и взаимодействие социальных позиций (должностей) и присущих этим должностям ролевых предписаний.
В-третьих, она обусловлена иерархической упорядоченностью и соподчиненностью названных статусов и ролей, связанных с ними уровней должностных обязанностей и ответственности, не зависящей (или мало зависящей) от личностных качеств и особенностей членов данной организации.
Таким образом, формальная
Основной функцией такой организации является достижение поставленной цели путем повышения упорядоченности и эффективности действий ее членов в жизненно важных для индивидов или общества в целом сферах жизнедеятельности. Одним из решающих условий успешного функционирования организации является хорошо налаженная система коммуникации между ее членами и связанное с этим упорядочение потоков информации, циркулирующей между различными звеньями данной организации, без чего невозможно эффективное управление организацией и рациональная координация деятельности людей, в нее включенных. Другим важным условием эффективного функционирования организации является создание реальных условий для служебного продвижения ее работников по иерархической лестнице должностей, так называемая "вертикальная мобильность" статусов и ролей в пределах данной организации. Третье существенное условие успешного функционирования организации составляет формирование и целенаправленное осуществление в ней системы социального контроля, представляющего собой совокупность вознаграждений и санкций, применяемых за добросовестное и эффективное выполнение должностных обязанностей либо, наоборот, за неточное, безответственное выполнение порученного дела.
В процессе своего функционирования социальная организация вырабатывает два ряда требований, один из них -это требование организации к каждому входящему в ее состав индивиду, а другой- требование индивида к организации. Суть требований организации к индивидам можно свести к следующему:
1) активная и эффективная деятельность, направленная на успешное достижение цели, стоящей перед организацией;
2) требования к индивидам, сформулированные безотносительно к их личностным особенностям, т.е. безличностные (университет, например, предъявляет свои требования к студентам, независимо от особенностей личности каждого из них);
3) требования к индивидам как к членам определенной социальной общности (скажем, требования студентам определенного вуза, определенного факультет; определенного курса и т.д.).
В свою очередь, для успешного, своего функционирования организация должна отвечать определенному набору требований со стороны индивида. Они таковы:
1) обеспечение устойчивости социального положена данного индивида;
2) возможности самоутверждения индивида в обществе как члена данной организации (члена партии, религиозной организации, футбольного клуба и т.п.
3) обеспечение условий для его саморазвития как личности. От взаимодействия и взаимоудовлетворения этих взаимны требований зависит устойчивость данной организации, е динамика и эффективность ее деятельности.
Из изложенных особенностей функционирования формальной организации и ее взаимодействий как целостной общности со своими членами можно вывести ее характерные черты.
Формальная организация:
1) рациональна, т.е. в основе ее формирования и действительности находится принцип целесообразности, рациональности, сознательного движения к определенной цели;
2) безлична, т.е. безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на их взаимоотношения, устанавливаемые по составлен ной программе (например, отношения между солдатами. офицерами в армии, между директором, инженерами, бухгалтерами, рабочими на заводе и т.п.);
3) предусматривает и регулирует только служебные отношения;
4) подчинена в своей деятельности и в коммуникациях, взаимодействиях своих членов функциональным целям:
5) обладает (в большинстве случаев) административным персоналом, постоянно ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого.
Мы достаточно подробно изложили основные особенности, условия успешного функционирования, характерные черты формальной организации, что дает достаточные основания для ее определения.
Социальная организация - это такая общность людей, которая складывается в определенную систему отношений, для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения, определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.
В процессе управления организацией приходится принимать во внимание, что ее работники чаще всего распределены по функциональным областям деятельности. Понятие функциональная область относится к работе, которую выполняет подразделение или организация в целом, например, маркетинг, производство, обучение персонала или планирование финансов (4; 90).
Взаимозависимость уровней управления и функциональных областей, построенная в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать намеченные цели, составляет структуру организации. В структуре организации выделяется несколько компонентов, среди которых важнейшее значение имеют специализированное разделение труда, сфера контроля и координация совместной деятельности людей, работающих в данной организации. Все это образует внутреннюю среду организации. Но последняя действует в определенной внешней среде.
Социальные факторы, внешние по отношению к организации, сплетаются в сложный клубок политических, экономических, юридических, социальных и социально-культурных воздействий, постоянно присутствующих в жизни организации и существенно влияющих на формирование ее деятельности. Внешняя среда сказывается не столько на повседневной работе людей, сколько на их отношении к своей организации и на поведении самой организации в целом. В частности, положительный в глазах общественного мнения имидж вселяет в людей гордость за принадлежность к организации. В этом случае легче привлекать и удерживать работников. Когда же в общественном мнении складывается недоверчивое или даже негативное отношение к организации, в нее приходят люди без большого удовлетворения, скорее подгоняемые соображениями выгоды, отсутствием выбора.
Внутренняя среда организации - это непосредственная обстановка, в которой приходится работать людям, объединенным совместными целями, интересами и деятельностью. Всегда нужно иметь в виду, что и организация, и управление ею, и руководители, и подчиненные - это люди объединенные в определенные группы. Когда открываете какое-либо предприятие, принимает соответствующее решение конкретный человек или конкретная группа людей, а вовсе не абстрактное руководство. Когда выпускается продукция низкого качества, виноваты не абстрактные "рабочие", а несколько конкретных людей, которые недостаточно мотивированы, стимулированы, плохо обучены или безответственно относятся к своим обязанностям. Если руководство-отдельные работники системы управления - не понимае или не признает, что каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми запросами, интересами, потребностями, ожиданиями, способность организации достичь намеченных целей будет поставлена под угрозу.
Огромное разнообразие организаций, существующих в обществе, можно определенным образом типологизиравать. Одним из широко распространенных типов организаций являются добровольные ассигнации, например, ассоциация предпринимателей. Белорусская социологическая ассоциация, ассоциация адвокатов и др. Для добровольных ассоциаций являются характерными следующие черты:
1) она организована для защиты и выражения общих интересов ее членов;
2) членство в ней является добровольным - оно не предусматривает предъявления определенных требований к людям (что неукоснительно соблюдается при призыве на военную службу) и его не присваивают от рождения (как, например, вероисповедание или гражданство);
3) она не связана в своей деятельности с местными или государственными органами власти.
Второй тип социальных организаций составляют производственно-хозяйственные объединена, т.е. организации, специализирующиеся на производстве товаров и услуг - заводы, фабрики, сельскохозяйственные кооперативы, торговые фирмы, комбинаты бытового обслуживания и т.п.
Третий тип организаций образуют кредитно-финансовые организации - банки, страховые кампании и др.
Четвертый тип организаций включает в себя научно-исследовательские и учебные заведения, ставящие своей целью производство и распространение новых научных знаний, их реализацию в техникумы, обучение подрастающих поколений - исследовательские институты, техникумы, вузы, школы и т.п.
Информация о работе Особенности управленческой деятельности в организациях