Осуществление защиты по договору купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание

Купля-продажа – один из важнейших институтов гражданского права. Известная нам история правового регулирования этого договора насчитывает почти четыре тысячи лет. В процессе многовекового развития правовых систем происходил своеобразный естественный отбор норм о купле-продаже. Случайные, неудачные положения со временем отсеиваются , уступая место более обоснованным и качественным, повышая уровень юридической техники. Правовые нормы, первоначально регулировавшие только куплю-продажу, постепенно приобрели характер общих, исходных положений для других гражданско-правовых сделок.

Содержание

Введение..............................................................................................................................5
1.1 Предмет и формы договора купли-продажи..............................................................8
1.2 Содержание договора купли-продажи.....................................................................12
2. Особенности договоров розничной купли-продажи.................................................16
2.1 Элементы договора розничной купли-продажи......................................................16
2.2 Виды договоров розничной купли-продажи............................................................31
3. Осуществление защиты по договору купли-продажи...............................................35
3.1 Последствия передачи некомплектного товара.......................................................35
3.2 Последствия передачи товара ненадлежащего качества........................................38
Заключение........................................................................................................................46Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

ОКД.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

Вместе  с тем в Инструкции N 25 Госкомстата  России указано, что в розничный  товарооборот включается также продажа  товаров юридическим лицам за наличный расчет, что противоречит как принципам гражданского права, так и основным принципам СНС, поскольку для квалификации торговли в качестве розничной при продаже товаров юридическим лицам за наличный расчет определяющей должна быть не форма оплаты (за наличный или безналичный расчет), а направление дальнейшего использования приобретенных товаров (для промежуточного потребления на производственные нужды или для конечного потребления на социальные нужды).

     При учреждении любого юридического лица ему присваиваются соответствующие коды (идентификационный номер налогоплательщика, код вида деятельности и т. п.). В письме Госкомстата России от 8 ноября 1995 года N 17-1-17/1947 "Об отнесении торговых предприятий к розничным или оптовым" разъяснено: "Идентификация сфер оптовой и розничной торговли для решения учетно-статистических задач осуществляется Госкомстатом России на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности продукции и услуг (ОКДП), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК) Российской Федерации. Согласно этому Классификатору в понятие оптовой торговли включается деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. Розничная торговля включает деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего пользования".

     Вместе  с тем в данном письме отмечено, что "вопрос методологии и критериев разграничения сфер оптовой и розничной торговли для применения в системе налогообложения в увязке с систематизацией сфер экономики по общероссийским классификаторам не находится в компетенции Госкомстата России".

     Письмом Госналогслужбы России от 25 апреля 1996 года N ПВ-4-13/41н упомянутая выше "Инструкция по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от форм собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание", утвержденная постановлением Госкомстата России от 1 апреля 1996 года N 25, доведена до сведения всех налоговых инспекций "для использования в практической деятельности". При этом в письме Минфина России от 25 ноября 1997 года N 04-03-05 разъяснено, что "действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость определение оптовой и розничной торговли не предусмотрено".

     Таким образом, можно сделать вывод, что  критерии отнесения торговли к оптовой  или розничной совпадают в  статистическом и в налоговом учете.

     В подтверждение данного вывода приведем высказывание из письма Госналогслужбы России от 6 мая 1997 года N 03-4-09/15, применительно  к торговле бензином через автозаправочные  станции (АЗС): "Согласно Общероссийскому  классификатору видов экономической деятельности розничная торговля включает деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования, то есть непосредственно через кассовый аппарат торговой организации. Продажа горюче-смазочных материалов на условиях, когда согласно заключенному договору покупатель единовременно безналично (налично) оплачивает весь объем продажи ГСМ, согласованный с продавцом, а затем посредством кредитных карточек или по талонам выбирает его через АЗС, не относится к розничной торговле.

     Указанные операции входят в понятие оптовой  торговли, в которую включается деятельность по продаже товаров промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым  и розничным торговцам.

     В связи с изложенным при продаже горюче-смазочных материалов на условиях, когда согласно заключенному договору покупатель единовременно безналично (налично) оплачивает весь объем продаж ГСМ, в соответствии с инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 года N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" налог на добавленную стоимость должен исчисляться продавцом со всей продажной цены горюче-смазочных материалов по ставке 20 процентов".

     Следовательно, реализация товаров юридическим лицам должна вестись с исчислением НДС в порядке, установленном для оптовой торговли, а реализация товаров для физических лиц - в порядке, установленном для розничной торговли.

     При этом, как отмечено в письме Минфина  России от 25 ноября 1997 года N 04-03-05, "в целях применения налога на добавленную стоимость предприятия независимо от организационно-правовых форм при реализации товаров оптовыми партиями и в розницу должны вести раздельный аналитический учет этих товаров".

     Ряд видов предпринимательской деятельности (в том числе и отдельные разновидности торговли) регулируется в административном порядке: это и лицензирование, и уплата сборов за право торговли. Помимо всего прочего, к торговой деятельности предъявляют свои требования и санитарно-эпидемиологический надзор, противопожарные службы, административно-технические и торговые инспекции. Следует иметь в виду, что в субъектах Российской Федерации устанавливаются дополнительные ограничения на торговлю, причем не всегда законные.

     Например, в письме Верховного Суда РФ от 14 октября 1997 года "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам" приведен конкретный пример: АОЗТ обратилось в суд с жалобой на постановление главы администрации от 16 апреля 1996 года "О порядке выдачи свидетельств на право осуществления торговой деятельности в Хабаровском крае", которым фактически были введены незаконные ограничения на осуществление оптовой и розничной торговли в крае. Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда удовлетворила жалобу и признала недействительным постановление главы краевой администрации.

     Согласно  Конституции РФ правила лицензирования отдельных видов предпринимательской  деятельности должны устанавливаться  федеральными законами. Однако в настоящее  время такие федеральные законы отсутствуют, поэтому условия и правила лицензирования определяются как указами Президента, так и постановлениями Правительства РФ. Как отметил Верховный Суд РФ, правила лицензирования не могут вводиться нормативными актами субъектов РФ, что тем не менее широко распространено. А нормативные акты субъектов Федерации, незаконно ограничивающие конституционные права граждан на осуществление предпринимательской деятельности на территории РФ, судами должны признаваться недействительными. Вместе с тем предприниматели обязаны иметь в виду: либо они осуществляют только те виды деятельности, на которые у них получены соответствующие разрешения административных органов, либо они судятся с исполнительной властью на предмет законности введения таких разрешений. Но налоговые органы при проведении проверок и при решении вопроса об отнесении организации к тому или иному профилю торговли в первую очередь формально руководствуются имеющимися в наличии у организации лицензиями и разрешениями, которые, может быть, и являются незаконными.

     Обязанность по применению контрольно-кассовых машин (ККМ) для организаций всех форм собственности  при осуществлении денежных расчетов с населением по торговым операциям  и при оказании услуг была введена  Законом РФ от 18 июня 1993 года "О  применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". В соответствии со ст. 2 данного Закона организации, осуществляющие расчеты с населением, должны: регистрировать ККМ, использовать исправные ККМ, выдавать покупателю чек, обеспечивать беспрепятственный доступ к ККМ работников налоговых органов и центров технического обслуживания. Статья 6 Закона обязывает налоговые органы регистрировать ККМ и осуществлять контроль за их использованием.

     Статьей 7 указанного Закона установлена ответственность за следующие нарушения:

- за  денежные расчеты с населением  без ККМ - штраф в 350-кратном  установленном законом размере  минимальной месячной оплаты  труда;

- за  работу с неисправными ККМ  - штраф в 200-кратном установленном  законом размере минимальной месячной оплаты труда;

- за  работу после приостановления  деятельности - штраф в 700-кратном  установленном законом размере  минимальной месячной оплаты  труда;

- за  отсутствие ценника (прейскуранта) - штраф в 100-кратном установленном  законом размере минимальной  месячной оплаты труда;

- за  невыдачу чека покупателю - штраф  в 10-кратном установленном законом  размере минимальной месячной  оплаты труда, но не менее  20 процентов от стоимости товара (услуги).

     Статьей 6 Закона на налоговые органы возложена  обязанность налагать штрафы на предприятия, а также на физических лиц, виновных в нарушении Закона, а при повторном  нарушении - обращаться в суд с  иском о ликвидации предприятия с одновременным приостановлением его деятельности.

     Постановлением  Правительства РФ от 30 июля 1993 года N 745 было утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении  денежных расчетов с населением. Следует  подчеркнуть, что данное Положение, как и сам Закон, имеет отношение лишь к организациям, "осуществляющим торговую деятельность и оказывающим платные услуги населению". Если организация ведет наличные расчеты только с представителями юридических лиц (с оставлением у себя доверенностей на получение приобретенных товарно-материальных ценностей), использования ККМ при этом не требуется. Этим же постановлением был утвержден Перечень отдельных категорий предприятий, которые могут работать без ККМ. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1995 года N 1028 в этот Перечень были внесены изменения и добавления. Вместе с тем следует иметь в виду, что постановлением Правительства РФ от 19 декабря 1997 года N 1607 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешено принимать решения об ограничении действия указанного Перечня на соответствующей территории.

     Таким образом, отличительным признаком  розничной торговли является факт оплаты приобретенного товара за наличный расчет с выдачей чека ККМ (кроме тех  видов торговли, которые освобождены от этой обязанности в данном регионе). При этом личность покупателя - простой гражданин или представитель организации - роли не играет.

     Другое  дело, если товар приобретен с оплатой  по безналичному расчету. В этом случае для определения того, к какому виду торговли относится данная операция, решающей становится личность покупателя :

- если  товар оплачен по безналичному  расчету физическим лицом, это  розничная торговля;

- если  товар оплачен по безналичному  расчету от имени юридического лица, это оптовая торговля.

     С введением счетов-фактур в качестве налоговых документов по НДС предприятия  розничной торговли должны отражать в книге продаж ежедневный розничный  товарооборот на основании данных лент ККМ, но при этом розничным покупателям счета-фактуры не выписываются.  Гражданское право не содержит никаких ограничений для формы оплаты по договорам поставки.

     Вместе  с тем ряд специалистов из налоговых  органов, руководствуясь п. 9 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 года N 1212 "О мерах  по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения", сделали вывод, что расчеты наличными деньгами между юридическими лицами теперь запрещены. Однако в данном пункте Указа речь идет лишь о запрете зачисления наличных денежных средств непосредственно на счета юридических лиц: "Установить, что предприятия не вправе вносить наличные денежные средства на счета других лиц - владельцев счетов (в том числе физических лиц), минуя свой расчетный счет. За несоблюдение этого порядка на предприятие налоговым органом и (или) федеральным органом налоговой полиции налагается штраф в 2-кратном размере суммы произведенного взноса". Об изменении порядка ведения кассовых операций в данном Указе ни слова, поэтому делать столь категоричный вывод о полном запрещении расчетов между юридическими лицами наличными пока рано, тем более что для расчетов наличными деньгами между юридическими лицами предусмотрены специальные формы первичных кассовых документов.

     Единственное административное ограничение касается предельных расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" установлены следующие штрафные санкции:

- за  осуществление расчетов наличными  денежными средствами с другими  предприятиями, учреждениями и  организациями сверх установленных  предельных сумм налагается штраф  в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;

Информация о работе Осуществление защиты по договору купли-продажи