Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:33, реферат
В 19 век Россия вступила как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Численность населения и военная мощь России ставили её на первое место в Европе. Однако экономика России была архаичной, главным образом из-за плохого развития хозяйства (5% помещичьих хозяйств применяли рациональные технологии).
Развитие управления в России в XIX веке 7
Реферат на тему:
«Первые
университетские
программы подготовки
предпринимателей и
управленцев в
России в XIX веке»
Содержание:
Введение
В 19 век
Россия вступила как самодержавное
государство с феодально-
По своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император (в просторечии его по традиции называли царем). В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть.
Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. Но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же проводило их в жизнь.
Государственный строй России по своей форме был самодержавно-бюрократическим. Слово “бюрократия” так и переводится: власть канцелярий, от мздоимства которой страдали все слои населения.
В 19 веке в России делаются первые шаги на пути развития управления и предпринимательства. Изменения в систему управления России внесли Александр I (учреждение министерств) и Александр II (крестьянская, земская и городская реформы). Реформы Александра II подготовили почву для развития предпринимательства в России.
Созданная в 1810 году Академия коммерческих наук готовила молодых людей к осуществлению коммерческой деятельности.
Предпринимательство
в России в XIX веке
Первые работы, фрагментарно затрагивающие социально - экономическую историю российского предпринимательства появились еще в дореволюционное время. В советской историографии данная проблематика изучалась слабо и довольно схематично из-за узкоклассовой интерпретации имевшихся научных фактов.
Анализ этого вопроса содействует пониманию социально-экономической эволюции российского общества, находящегося на рубеже веков в состоянии ускоренной исторической трансформации.
При установлении основных параметров предпринимательства наиболее репрезентативными являются массовые источники (справочно-информационные издания, периодика), статистические данные которых позволяют ранжировать интеллигенцию и реконструировать историю предпринимательства.
На основании анализа источников и литературы можно выделить следующие аспекты изучения предпринимательства:
Модернизация России в середине 19 - начале 20 веков тесным образом связана с ускоренной эволюцией российского общества. С середины 19 века началось интенсивное вовлечение профессионально подготовленных людей в сферу предпринимательства, что в свою очередь, влияло на деловую элиту страны.
Символом русского предпринимательства XIX века стала семья
старообрядцев Морозовых. Родоначальник семьи Савва Васильевич Морозов, крепостной крестьянин, работал ткачом на фабрике, а через некоторое время он сам стал владельцем шелкоткацкого заведения. В 1820 году Савва Морозов вместе с сыновьями выкупается на волю за 17 тысяч руб. В 1820 -1840-е годы Морозовы создали четыре хлопчатобумажных фабрики, которые во второй половине XIX века вырастают в четыре огромных фирмы. Перед революцией собственные капиталы семьи составляли более 110 млн. руб.
19 февраля 1861 г. манифестом Александра II крепостное право было
отменено. Вслед за этим последовал ряд реформ. Великие реформы 60-70х годов XIX века разделил историю России на дореформенный период и пореформенный период. Пореформенный период, который продлился до 1913 года, можно назвать “золотым веком предпринимательства”. Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им и потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Великие реформы создали условия для быстрого роста фабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателей, благодаря чему к 80-м годам завершился промышленный переворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной. Усиливалась концентрация производства, которая привела к появлению монопольных объединений.
В целом темпы русского предпринимательства в XIX веке были просто
поразительны. С 1802 по 1881 годы численность фабрик увеличилась почти в 13 раз, а численность рабочих - более, чем в 8 раз. Только за 1804-1863 годы
производительность труда увеличилась почти в пять раз.
Традиция ярмарок стала сердцем русского предпринимательства, ибо
ярмарки были для России своего рода биржами. Было в России место, куда
ежегодно в августе со всех концов страны и света стекалось огромное
количество людей. Это Нижегородская Макарьевская ярмарка. Здесь можно было купить или договориться о покупке любого товара, производимого в России, заключить сделки, наряду с крупно-оптовой торговлей была и мелочная - розничная, разносная.
Ярмарка товаров была одновременно и ярмаркой-смотров всех творческих
сил, технических новинок, тут же рождалась предприимчивость, сколачивались артели, товарищества.
Ярмарка была самым чутким барометром экономической жизни и ее
надежным регулятором. Именно здесь формировался баланс между спросом и предложением, производством и потреблением главных российских продуктов.
Для русских предпринимателей ярмарка была одной из самых понятных,
доступных и привлекательных форм хозяйственного общения, развивавшихся в рамках народных традиций и обычаев.
Особый этап русского предпринимательства приходится на конец XIX -
начало XX веков. Происходит обновление предпринимательства. Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей (текстильной, переработки сельхозпродуктов и т. п.) к фабрикантам передовых технологий - машиностроения и металлообработки. Происходит гигантское усиление роли банков и страховых учреждений. Начинает преобладать акционерная форма предпринимательства.
В конце XIX - начале XX веков осуществляется коренное техническое перевооружение промышленности. Доля производственного накопления составляла 15-20% национального дохода.
При Александре I для упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства. Министерств по закону 1802 года было образовано восемь:
Александр
II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую,
а в 1864 г. –земскую и в 1870 г. – городскую
реформы.
19 февраля
(3 марта) 1861 в Петербурге Александр
II подписал Манифест об отмене
крепостного права и Положение о крестьянах,
выходящих из крепостной зависимости,
состоявшие из 17 законодательных актов.
Манифест «О Всемилостивейшем даровании
крепостным людям прав состояния свободных
сельских обывателей» от 19 февраля 1861
года сопровождался рядом законодательных
актов (всего 22 документа), касающихся
вопросов освобождения крестьян, условий
выкупа ими помещичьей земли и размеров
выкупаемых наделов по отдельным районам
России.
Земская
реформа 1 января 1864 г. состояла в том,
что вопросы местного хозяйства,
взыскание налогов, утверждение бюджета,
начального образования, медицинского
и ветеринарного обслуживания отныне
поручались выборным учреждениям — уездным
и губернским земским управам. Выборы
представителей от населения в земство
(земских гласных) были двухстепенными
и обеспечивали численное преобладание
дворян. Гласные из крестьян составляли
меньшинство. Избирались сроком на 4 года.
Все дела в земстве, касавшиеся прежде
всего кровных нужд крестьянства, вершили
помещики, ограничивавшие интересы остальных
сословий. Помимо того, земские учреждения
на местах были подчинены царской администрации
и в первую очередь губернаторам. Земство
состояло: земские губернские собрания
(законодательная власть), земские управы
(исполнительная власть).
Городская реформа 1870 г. заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов обеспечивала преобладание крупных купцов и фабрикантов. Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих интересов, уделяя внимание развитию центральных кварталов города и не обращая внимания на окраины. Органы государственного управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.
Управление
экономикой проявлялось в организации
артелей, ссудо-сберегательных товариществ,
кредитовании крестьянских хозяйств,'
составлявших основу экономической жизни.
Особую
роль в развитии управления в России сыграл
М.М. Сперанский (1772—1839). Цель преобразований
он видел в придании самодержавию внешней
формы конституционной монархии, опирающейся
на силу закона. Систему власти М.М. Сперанский
предложил разделить на три части: законодательную,
исполнительную и судебную. Законодательные
вопросы должны были находиться в ведении
Государственной думы, суда — в ведении
Сената, управления государством — в ведении
министерств, ответственных перед Думой.
Академия
коммерческих наук
Академия коммерческих наук (полное название Московская практическая академия коммерческих наук) — среднее учебное заведение для подготовки коммерсантов в Российской империи.
Академия была образована в 1810 году в результате преобразования коммерческого пансионата, созданного в 1804 году К. И. Арнольди. Название «Практическая Коммерческая Академия» было дано 1806 году (до официального «учреждения») для отличия от «классических» школ, по аналогии с «реальными училищами» более позднего времени. Императорским указом от 8 октября 1834 признана «учебным заведением, высшим гимназий».
Целью академии было предоставление общего образования, а также подготовки к коммерческой деятельности. Для этого в восьмилетний курс обучения были введены товароведение, бухгалтерия, политэкономия, торговое и вексельное право, международный рынок. Также, академия была единственным средним учебным заведением Москвы, где изучался английский язык (вместе с немецким и французским). В академии также был приготовительный класс.
По окончании академии Академию выпускники получали звание «потомственного личного гражданина» и «кандидата коммерции», после чего обычно продолжали образование в Коммерческом институте или Университете.
Московское купечество активно поддерживало академию; при ней было создано Общество любителей коммерческих знаний, 30-рублёвый (100-рублёвый в 1835 году) ежегодный взнос членов которого поступал в бюджет училища. Кроме того, академия собирала деньги за обучение (500 рублей в год) и с 1871 года получала пособие от «Московского купеческого общества взаимного кредита (ОВК)» в размере 5% от чистой годовой прибыли. Денег от государства, города или земства академия не получала.