Планирование и прогнозирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 17:04, реферат

Описание

Планирование у многих людей в нашей стране ассоциируется с понятием «плановая экономика» и представляется как нечто противоположное рыночной экономике. На самом же деле планирование не является понятием, присущим лишь советской модели хозяйствования.

Содержание

Введение
Понятие планирования и прогнозирования
Стратегическое планирование деятельности предприятия
Планирование маркетинга
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

прогнозирование.rtf

— 237.54 Кб (Скачать документ)

      Планирование, как средство любой организации, представляет собой постановку целей и определение путей их достижения.

      Сам процесс планирования деятельности предприятия состоит из двух частей - стратегического планирования и планирования маркетинга. 

      Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством предприятия, которые ведут к разработке специфических стратегий, направленных на достижение выбранных целей.

      Деятельность по стратегическому планированию связана с постановкой целей и задач предприятия и поддержание ряда взаимосвязей между предприятием и внешней средой, которые способствуют достижению его целей, соответствуют его внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.

      Потенциал для достижения целей предприятия в будущем является одним из конечных  продуктов стратегического планирования. В дополнение к нему другим конечным продуктом стратегического планирования выступает соответствующая разработанным планом функциональная структура предприятия, обеспечивающая  чувствительность и адаптацию к изменению внешних условий.

      Таким образом, основными результатами стратегического планирования являются:

    • Формулировка целей (построение «дерева целей») и критериев эффективности их достижения;
    • Анализ и оценка внешней среды (формулировка ограничений);
    • Генерация и анализ стратегических альтернатив достижения целей;
    • Выбор оптимальной стратегии и методов ее реализации.

     В рамках процесса стратегического планирования реализуются четыре основных вида управленческой деятельности:

  1. Распределение ресурсов;
  2. Адаптация к внешней среде;
  3. Внутренняя координация;
  4. Организационное стратегическое предвидение.
 

     Стратегическое планирование можно использовать как управленческий процесс создания и поддержания  стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Стратегическое планирование служит основой для составления плана маркетинга, цели которого более конкретны, ситуационные, а значит, пересматриваются в связи с изменениями внешней и внутренней среды предприятия.

     Претворение в жизнь и стратегических, и маркетинговых планов невозможно без организации эффективного контроля достигнутых результатов. Как осуществляется примерная взаимосвязь между планированием и системой контроля, показа на схеме. 

     В зависимости от специфики предприятия, их размеров, характера производственной и коммерческой деятельности существуют различные подходы к стратегическому планированию.

     Один из подходов включает следующие этапы планирования:

    • Формулирование программы предприятия;
    • Изложение целей и задач предприятия;
    • Разработку плана развития хозяйственного портфеля;
    • Разработку стратегий роста предприятия.
 
 

     Формулирование программы предприятия

      Обычно создание предприятия связано с формулированием конкретной цели или программы ее деятельности. Но всегда ли можно получить ответы на такие, казалось бы, простые вопросы: «А собственно для чего создано предприятие, каковы ее программные установки? Что представляет собой наше предприятие? Кто наши клиенты? Что ценного для наших клиентов? Каким будет и каким должно быть наше предприятие?» Чтобы ответить на эти вопросы, многие предприятия разрабатывают официальные программные заявления, публикуемые в средствах массовой информации и предоставляемые в собственных буклетах или проспектах. Оно нужно самим сотрудникам предприятия, поскольку позволяет почувствовать себе участниками общего дела, подчеркивает важность и значимость их труда, оказывает мобилизующее

воздействие. Кроме того, программное заявление подчеркивает важную социальную роль деятельности предприятия для общества, указывая на производимые ею товары и услуги, круг клиентов и возможности удовлетворения нужд и запросов отдельных групп общества.

    

    Изложение целей и задач предприятия.

      Программа предприятия позволяет перейти к более детальному изложению вспомогательных целей и задач, которые ставятся перед руководящим персоналом предприятия. В качестве долгосрочной задачи может стать задача наиболее полного удовлетворения клиентов в разнообразных моделях холодильников.  

    Разработка  плана развития хозяйственного портфеля.

      На этом этапе стратегического планирования предприятия необходимо провести анализ своего хозяйственного портфеля, под которым понимаются различные производственные отделения фирмы, а также выпускаемый ими товарный ассортимент. Это позволяет предприятию определить степень рентабельности этих производств и принять важные решения относительно финансовой поддержки наиболее перспективных из них. 
 

    Разработка стратегии роста предприятия.

      Формулирование основных целей предприятия необходимо проводить в определенном иерархическом порядке. А чтобы лучше понять процедуру принятия стратегических решений, уместно воспользоваться предложенной американским ученым У.А. Коэном стратегической пирамидой .  

      Управление

      стратегическим маркетингом:

      достижение общей цели фирмы

      _______________________________________

      Стратегия маркетинга:

      проникновение на новые рынки,

      сегментация рынка и т.д.

      _____________________________________________

      Тактические действия маркетинга:

      товар, цена, местоположение, продвижение

      _______________________________________________________________ 

     Высший уровень этой пирамиды представляет управления стратегическим маркетингом, призванное реализовать основную  миссию или программу фирмы. На этом уровне решаются вопросы выбора вида бизнеса, товарной линии и отдельных товаров. На следующем уровне формируются маркетинговые стратегии, направленные на реализацию задач, поставленных на высшем уровне. К числу таких маркетинговых стратегий можно отнести:

  • Проникновение на новые рынки;
  • Расширение доли рынка;
  • Закрепление на рынке;
  • Уход с рынка.

     Средний уровень - стратегия проникновения на новые рынки, с помощью которой можно выйти на определенный сегмент рынка и доминировать на нем. Чтобы бы быть на рынке первым, предприятие должно быть уверено, что его продукция обладает новизной, более полно удовлетворяет потенциальную потребность целевого рынка и отличается от товаров конкурентов.

     Самый нижний уровень - это тактические действия маркетинга, которые можно предпринять для поддержки маркетинговой стратегии. Эти действия включают управление такими факторами как продукт, его цена,  распределение и продвижение на рынке.

     Таким образом, общий комплекс тактических приемов позволяет реализовать решения по выполнению миссии или программы предприятия.

     Маркетинг играет ключевую роль в процессе корпоративного стратегического планирования. Ориентированное на рынок стратегическое планирование есть управленческий процесс достижения и поддержания устойчивого баланса целей, возможностей и ресурсов организации и новых рыночных возможностей. Задача стратегического планирования - создание и реформирование бизнеса и товаров предприятия, направленные на успешное ее развитие и достижение поставленных целей. 

  1. Планирование маркетинга.
 

     Деятельность предприятия на рынке далеко не исчерпывается формулированием программы, ее целей и выборов стратегии маркетинга. Необходимо разрабатывать план маркетинга, показывающий, что конкретно, в какие сроки и какими силами следует воспользоваться, чтобы реализовать выбранные стратегии и, в конечном счете, достичь поставленных целей.

     Планирование маркетинга - это непрерывный циклический

                                                          процесс, в ходе которого фирма

                                                          стремится привести в соответствие

                                                          свои возможности с возможностями

                                                          рынка, которые не поддаются

                                                          контролю со стороны фирмы.

     Планы маркетинга могут подразделяться по характеру постановленных целей, но чаще всего разрабатываются оперативные (ежегодные) планы маркетинга и планы маркетинга по новому продукту.

     Основная задача плана маркетинга по новому продукту - получить соответствующие инвестиции для разработки и выведения его на рынок. Оперативный (ежегодный) план маркетинга разрабатывается для тех продуктов, которые уже присутствуют на рынке.

     Каждый план маркетинга, исходя из конкретных задач, должен иметь определенную структуру, в которой логическим образом учитывалась бы любая полезная информация. Для небольших фирм план маркетинга является идентичным бизнес-плану. Здесь либо бизнес-план должен содержать значительную маркетинговую часть, либо план маркетинга должен дополняться финансовыми, производственными и техническими данными.  
 
 
 
 

5. Заключение

    В современном быстро меняющемся мире, когда рыночная

конкуренция становится все более жесткой, основной проблемой для предприятий является проблема выживания и обеспечения развития. В условиях ожесточенной конкурентной борьбы, особенно на мировом рынке, уже недостаточно только поддержания высокого качества реализуемой продукции. Необходимы тщательный учет специфики требований потребителей  в различных странах, анализ деятельности основных фирм-конкурентов, широкая рекламная компания, выбор оптимальных форм и методов сбыта, т.е. деятельность предприятия необходимо планировать и прогнозировать.

    Планирование следует рассматривать как важнейшую функцию

управления любой экономической системой, в том числе экономикой рыночного типа, поскольку формирование рыночных отношений связано с предпринимательской деятельности, стратегического менеджмента и систем планирования.

    Прогнозирование на предприятии позволяет заглянуть в будущие и

увидеть наиболее вероятные изменения в области применяемых техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентно способности предприятия.  
 

7. Список литературы 

  1. Основы экономики и управления: Учеб. пособие для студентов средних профессиональных заведений. Т.Ф. Басов, В.И. Иванов, Н.Н.Кожевников. - М.: «Академия», 2003г.
  2. Экономика организаций (предприятий). Учебник для ССУЗов. Н.В.Картошова, А.В. Приходько. - М.: Приор-издат, 2004г.
  3. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.
  4. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. Черныш Е.А., 2008.
  5. Маркетинг. Учебник, А.Ф.Барышев. - М.: «Академия»,2003г.

Информация о работе Планирование и прогнозирование деятельности предприятия