Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 07:28, реферат
Гипотеза характеризует научное поведение, основанное на теории и открытиях на ее основе закономерности и причинно - следственные связи функционирования и развития исследуемых объектов. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз не однозначен и носит вероятностный и многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга.
Введение…………………………………………………………………………..3
Прогнозирование: сущность, виды…………………………………….…4
Генетическое и целевое прогнозирование……………………………….6
Метод прогнозирования……………………………………………….......8
Сущность планирования. Технология и организация планирования…10
Методы планирования……………………………………………………12
Виды планирования ………………………………………………………14
Система планов предприятия……………………………………………15
Библиографический список……………………………………………………..17
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Красноярский государственный аграрный университет»
Институт прикладной биотехнологии и ветеринарной медицины
Кафедра предпринимательства
Реферат
Прогнозирование и планирование
Выполнила :
студентка 51 гр., ИПБиВМ
Шаехова Д.М.
Проверил:
доцент, к.н.
Каменская Н.В.
Красноярск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..17
Введение
Каждое предприятие (фирма), если оно стремиться долго, функционировать и при этом обязательно процветать, постоянно думает о будущем. Много вопросов возникает у менеджеров предприятий в связи с будущим рынком и местом, которое оно займет на рынке. Чтобы иметь четкую перспективу будущих успехов, предприятие должно разрабатывать стратегические планы развития. Поэтому, особое внимание необходимо уделить планированию и прогнозированию на предприятии.
Прогнозирование и планирование наиболее сложный вид деятельности маркетинговых исследований. Оно является основным этапом исследований, результаты которого товаропроизводители закладывают в основу программ своей деятельности.
Иногда прогнозирование соотноситься с более широким понятием предвидением. В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают следующие его формы: гипотеза, прогноз, план.
Гипотеза характеризует научное поведение, основанное на теории и открытиях на ее основе закономерности и причинно - следственные связи функционирования и развития исследуемых объектов. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз не однозначен и носит вероятностный и многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Прогноз может предшествовать разработке плана, следовать за ним, проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.
1 Сущность прогнозирования
Прогнозирование как любая
хозяйственная деятельность осуществляется
на основе упорядоченных правил и
концентрируется н решении
Прогнозирование – это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем. На основе прогнозов определяется возможность (вероятность) достижения поставленных целей. В прогнозах указывается вероятная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно-технических, природно-климатических, социально-экономических и политических факторов. Прогнозы учитывают требования плана, но являются самостоятельной формой предвидения объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели по времени (годы, месяцы) и ресурсам, выраженным в деньгах.
Основная функция прогноза – обоснование возможного состояния объекта в будущем и определение альтернативных путей и сроков достижения поставленной цели. Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной степенью достоверности. На практике прогноз – это предплановый документ, фиксирующий вероятную степень достижения поставленной цели в зависимости от масштаба и способа будущих действий. Методы прогнозирования можно разделить на пассивные и активные. Пассивный прогноз основан на изучении экономических процессов, обладающих довольно выраженной инертностью; активный (или целевой) – основан на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процессов.
Практическая задача прогнозирования как одного из элементов хозяйственного управления сводится к определению реальности и целесообразности намеченной стратегии, поэтому прогнозирование имеет значительное сходство с планированием. Однако планирование – это процесс принятия и практического осуществления управленческих решений, тогда как задача прогнозирования – формирование возможных предпосылок принятия подобных решений. К функциям прогнозирования можно отнести количественный и качественный анализ тенденций и вероятное альтернативное изменение будущего развития предприятия с учетом сложившихся тенденций и поставленных целей, оценку возможностей и последствий активного воздействия на предвидимые процессы и тенденции. Система плановых показателей носит приказной характер и должна соответствовать требованиям управления, необходимости принятия обязательных адресных решений, тогда как прогноз, учитывая задачи управления, прежде всего, должен в максимальной степени соответствовать требованиям объективных процессов.
План и прогноз – это не два альтернативных подхода к установлению перспектив экономического и технического развития, а взаимно дополняющие друг друга стадии разработки хозяйственных планов при определяющей роли плана как главного инструмента управления предприятием.
Прогноз подразумевает только анализ внутренних возможностей предприятия. Для того чтобы прогноз мог явиться основой разработки стратегического плана и организации управления предприятием, он должен охватывать значительно более широкий круг вопросов, чем внутренняя деятельность предприятия, и в том числе:
По структуре и параметрам прогноз должен соответствовать плану, т.е. давать однозначную оценку ожидаемого результата развития предприятия в течение всего периода прогнозирования и планирования.
В зависимости от внутренней и внешней ситуации, а также целей, которые определяет руководство предприятия, используются два подхода к разработке прогнозов:
1) генетический (исследовательский);
2) целевой (нормативный).
Задачи генетического прогнозирования – выявление экономических и производственно-технических закономерностей и возможностей данного направления производства исходя из естественной, присущей этому направлению логики развития; оценка возможных изменений ассортимента, характеристик и объема выпускаемой продукции; определение достижимых значений экономических и технических параметров и показателей новых изделий и сроков их выпуска.
Целевое прогнозирование направлено на формулирование и конкретизацию перспективных целей развития данного предприятия и определение необходимых средств и сроков для решения отдельного комплекса и всех, вместе взятых задач перестройки производства, создания и освоения выпуска новых изделий с необходимыми техническими и экономическими показателями в требуемых объемах. Основой данного прогноза являются установочная цель и требующиеся ее будущие параметры, на основании которых достигается цель и определяются возможные пути движения от настоящего к будущему.
Сроки прогнозирования. По срокам прогнозы делятся на четыре группы:
Как правило, чем длительнее период, на который составляется прогноз, тем значительней в будущем может быть отклонение фактических данных от прогнозируемых. Выбор периода прогнозирования определяется действием трех факторов:
Степень риска определяется величиной потерь средств и времени, неизбежных из-за ошибок на стадии подготовки и принятия недостаточно обоснованных решений как при задержке выхода на рынок с новыми изделиями, так и в случае освоения не нашедших спроса новых товаров.
Наиболее известными и распространенными методами прогнозирования являются следующие:
Экспертные методы прогнозирования разделяются на методы индивидуальной экспертной оценки и оценки типа интервью, метод комиссии (коллективного обсуждения), в том числе методы "мозговой атаки", и методы коллективной экспертной оценки – экспертизы. Эти методы в той или иной модификации позволяют анализировать большое количество суждений и различного рода оценок, высказанных группой экспертов. Экспертные методы, вследствие их относительной простоты и мобильности, в настоящее время являются наиболее распространенными, и на их основе составляется подавляющее большинство прогнозов. Определяющими факторами успеха применения экспертных методов являются подбор и формирование экспертных групп, обеспечение независимости суждений экспертов, составление четких и продуманных опросных анкет, исключающих двусмысленность выводов эксперта и обеспечивающих получение однозначных количественных оценок, необходимых для последующей статистической обработки. В случаях значительного расхождения оценок экспертов для повышения согласованности их мнений или выявления причин расхождений проводится несколько туров экспертизы с заменой экспертов и корректировкой опросных анкет.
Методы экстраполяции сводятся к обработке имеющихся данных об объекте прогнозирования за прошлое время и распространению обнаруженной в прошлом тенденции на будущее. Данный метод основан на предположении сходства условий производства и спроса прошлого, настоящего и будущего, так как тенденции будущего зарождаются в прошлом. Наиболее простыми являются методы экстраполяции тенденций, когда имеющиеся численные значения, характеризующие прошлые состояния объекта, усредняются или модифицируются путем подбора некоторой, в простейшем случае линейной, зависимости, которая затем экстраполируется на период прогнозирования.
Методы моделирования – наиболее сложный способ прогнозирования, состоящий из разнообразных подходов к прогнозированию сложных процессов и явлений. Эти методы могут пересекаться и с экстраполяционными, и с экспертными методами.
Планирование – это разработка и установление системы количественных и качественных показателей развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, управление и контроль за деятельностью предприятия в зарубежной практике определяют одним понятием – «менеджмент».
Функция планирования предполагает разработку и корректировку плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватываются рабочие процессы и движение ресурсов, нацеленных на получение заданного конечного результата. В плане предельно четко и подробно указываются: