Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:16, контрольная работа
Своеобразным приспособлением коммерческого кредита к современным требованиям стал факторинг или факторский кредит, получивший широкое распространение в последние два десятилетия. Отличие факторского кредита от коммерческого для продавца товара состоит в том, что он получает за проданный товар платеж наличными, а при продаже в кредит продавец получает только вексель. Полученный вексель поставщик может учесть в банке и получить наличные деньги, но в меньшей сумме, чем при продаже счёта-фактуры.Для покупателя преимущество факторского кредитования заключается в получении возможности вернуть долг через более длительный срок (в отдельных случаях договор пролонгируется под дополнительные обязательства).Разрешается также частичное погашение долга, что стимулирует покупку товара через факторские отделы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Понятие факторинга………………………………………………………..5
2.Классификация видов факторинга…………………………..……………..6
3. Факторинговые операции……………………………...…………………..8
4. Факторинг в России……………………………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..15
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Понятие факторинга……………………………………………………
2.Классификация видов факторинга…………………………..……………..6
3. Факторинговые операции……………………………...………………….
4. Факторинг в России……………………………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
Факторинг - разновидность торгово-комиссионной операции, связанной с кредитованием оборотных средств. Факторинг представляет собой инкассирование дебиторской задолженности покупателя, и является специфической разновидностью краткосрочно кредитования и посреднической деятельности.
Первоначально факторинг возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее - торговых банков. Он был известен ещё в XVI-XIII вв. Но только в 60-е годы нашего столетия факторинговые операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран. Такое положение требовало более быстрой реализации продукции, т.е. перевода капитала из товарной формы в денежную форму. Широко используемая в странах рыночной экономики вексельная форма расчетов не всегда гарантирует своевременное получение средств и возмещение действительных затрат на производство продукции. Поэтому проблема дебиторской задолженности приобрела первостепенное значение. При неуплате в срок по векселю фирма-векселедержатель вынуждена взыскивать причитающуюся ей сумму в судебном порядке. Однако судебные издержки очень высоки, что вынуждает их списывать долги на убытки. Кроме того фирмы стремятся «не выносить сор из избы» и не допускать судебных издержек. В поисках выхода из сложившихся трудностей фирмы стали обращаться за помощью в банк или входящую в банковский холдинг специализированную компанию по урегулированию возникающих споров по оплате векселей и других товарных документов. В результате возник тесный контакт между отделами промышленных фирм, управляющими движением коммерческого кредита и банками, регулирующими споры между клиентами.
Банки передают тесно связанным с ними корпорациям и фирмам данные о кредитоспособности их контрагентов, способствуют быстрейшей оплате счетов, гарантируют возмещение долга, оказывают давление на клиентов, с тем чтобы они в спорах с «дружеской банку фирмой» выполняли её требования.
Своеобразным приспособлением коммерческого кредита к современным требованиям стал факторинг или факторский кредит, получивший широкое распространение в последние два десятилетия. Отличие факторского кредита от коммерческого для продавца товара состоит в том, что он получает за проданный товар платеж наличными, а при продаже в кредит продавец получает только вексель. Полученный вексель поставщик может учесть в банке и получить наличные деньги, но в меньшей сумме, чем при продаже счёта-фактуры.Для покупателя преимущество факторского кредитования заключается в получении возможности вернуть долг через более длительный срок (в отдельных случаях договор пролонгируется под дополнительные обязательства).Разрешается также частичное погашение долга, что стимулирует покупку товара через факторские отделы.
Цель работы:
Проанализировать понятие факторинг, а именно, рассмотреть основные его аспекты: определение, участников операции, и классификацию видов факторинга.
2. Рассмотреть уровень развития факторинга
в России.
1. ПОНЯТИЕ ФАКТОРИНГА
Факторинг - это финансовый продукт, который позволяет поставщикам товаров и услуг предоставлять покупателям отсрочку в оплате и в тоже самое время оперативно пополнять оборотный капитал, который нужен для поддержания продаж. Факторинг используется как инструмент для долгосрочного увеличения бизнеса, его развития в соответствии с принятым планом. Сущность факторинга состоит в том, что коммерческий банк приобретает денежные требования на покупателя с последующим взысканием задолженности в пользу продавца за определенное вознаграждение.
В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:
1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;
2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;
3) инкассирование его задолженности;
4) страхование поставщика от кредитного риска. Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят и учет счетов-фактур - операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков.1
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ФАКТОРИНГА
Основная классификация видов факторинга связана с разделением их на регрессный и безрегрессный. Регрессный факторинг предполагает финансовую ответственность клиента кредитной организации за соблюдение сроков по оплате. При регрессном факторинге в случае несвоевременного платежа кредитная организация взыскивает сумму, полученную клиентом в рамках факторинга, с него самого. В результате клиент сам должен принять меры по погашению имеющейся задолженности. Безрегрессный же факторинг предполагает финансовую ответственность за соблюдение сроков по оплате не клиента кредитной организации, как при регрессном факторинге, а покупателя. То есть в результате принять меры по погашению имеющейся задолженности должен не клиент, а кредитная организация. При этом сумма, полученная клиентом в рамках факторинга, остается у него - банк не претендует на неё. Остаток денежных средств по сделке при безрегрессном факторинге передается клиенту лишь после того, как долг покупателем будет погашен. Безрегрессный факторинг может также быть обеспечительным.
Существует и другая классификация факторинга, которая связана с тем, где территориально расположены участники операций в рамках факторинга. В частности, по этому признаку факторинг может быть либо внутренним, либо международным. Если факторинг является внутренним, то участники договора покупки-продажи расположены в одном государстве. В рамках внутреннего факторинга обычно взаимодействуют три участника сделки: кредитная организация, её клиент и покупатель, если же стороны по договору покупки-продажи расположены в разных странах, то такой факторинг является международным.
Кроме того, отличают открытый и закрытый типы факторинга. Если дебитора уведомляют о том, что тот долг, обязательства по которому он имеет, уступлен другому лицу, то такой факторинг является открытым. Если же уступка дебиторской задолженности произошла, но дебитор об этом уведомлен не был, то такой факторинг называют закрытым. Факторинг также различают в зависимости от того, возникает ли денежное требование непосредственно на дату заключения договора, или же оно появится в будущем. Если денежное требование возникает непосредственно на дату заключения договора, то такой факторинг называется реальным. В том же случае, когда денежное требование появится в будущем, факторинг считается консесуальным.
3. ФАКТОРИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (банк) -- покупатель требования, первоначальный кредитор (клиент данного банка) и должник, получивший от клиента товары с отсрочкой платежа.
Статья 825 ГК прямо ограничивает круг лиц, которые по договору факторинга могут выступать в качестве финансовых агентов. Ими могут быть только банки, иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого типа.
Основу факторинговой операции составляет учет (дисконтирование) счетов-фактур. Банк на основе договора с поставщиком товара покупает у него счет-фактуру с немедленной оплатой приблизительно 80% стоимости поставки и выплатой оставшейся части (после удержания процента) к назначенному сроку независимо от перечисления денег покупателем.
Для клиента-поставщика факторинг выгоден, во-первых, тем, что основную часть денежной выручки он получает сразу, экономит на расчетах со своими поставщиками. Ведь покупка у них товаров с немедленной оплатой обходится дешевле, чем покупка в кредит. Во-вторых, становясь собственником неоплаченных платежных требований, банк берет на себя риск их неоплаты, а в случае поставки за рубеж -- риск неблагоприятного изменения валютного курса. В-третьих, зная точную дату оплаты своих требований, поставщик может планировать совершение своих платежей. В-четвертых, до окончательного погашения счетов банк может оказывать клиенту ряд дополнительных услуг, среди них такие, как оценка кредитоспособности нынешних и потенциальных должников клиента, ведение конторских книг, информационное, рекламное обслуживание, страхование, сбыт, аудит, подготовка разнообразных статистических сводок, юридическое консультирование. Это дает возможность поставщику сосредоточить свои усилия на производственной деятельности.
Таким образом, использование предприятиями факторинговых услуг банка позволяет ускорить оборачиваемость средств в расчетах, снизить неплатежи, укрепить финансовое состояние, создать предпосылки для их работы в условиях рынка.
Как правило, факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, имеющих перспективы увеличения объемов производства, но испытывающих финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, чрезмерных товарных запасов и низкой рентабельности.
Однако далеко не все поставщики могут быть субъектами факторинговых операций. Так на факторинговое обслуживание не принимаются:
- предприятия с большим количеством должников с небольшими суммами задолженности;
- поставщики нестандартной и узкоспециализированной продукции;
- предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания или по бартеру;
- строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;
- предприятия, реализующие свою продукцию по долгосрочным контрактам и выставляющие счета поэтапно или получающие авансовые платежи.
Кроме того, переуступке не подлежат долговые обязательства предприятий, объявленных неплатежеспособными, физических лиц, а также филиалов или отделений предприятий. Это вызвано тем, что степень риска, который берет на себя факторинговый отдел банка, зависит от платежеспособности должника-клиента, а объем конторской работы при данном торговом обороте связан со средней величиной счетов-фактур.
На факторинговое обслуживание после тщательного анализа обычно принимаются поставщики, производящие высококачественные и пользующиеся спросом товары и услуги, имеющие перспективы расширения производства и увеличения прибыли; недостаток денежных средств у них носит временный характер.
Коммерческие банки при помощи факторинга получают дополнительную возможность расширять свои операции, укреплять связи с клиентами и получать дополнительную прибыль. Поскольку факторинговые операции требуют привлечения крупных денежных средств, их обычно осуществляют либо факторинговые отделы банков, либо факторинговые компании, являющиеся дочерними фирмами при крупных банках. Факторинговые отделы должны быть укомплектованы высококвалифицированными специалистами, которые смогут четко контролировать платежную дисциплину клиентов и по возможности вносить коррективы в кредитные лимиты.2
4. ФАКТОРИНГ В РОССИИ
Потенциал российского рынка факторинга, по меркам мирового рынка, еще весьма далек от желанного и не соответствует ни масштабам страны, ни потребностям нашей экономики.
Несмотря на молодость и ряд нерешенных проблем правового характера, рынок факторинга в России постепенно приближается к западным стандартам. К такому выводу пришли участники конференции "Факторинг 2006: доступное финансирование - растущему бизнесу", проведенной 13 апреля в столичной гостинице "Марриотт Гранд Отель" рейтинговым агентством "Эксперт РА".
На конференции отмечалось, что продолжается тенденция увеличения числа игроков на рынке факторинга. Некоторые банки пошли по пути выделения своих факторинговых подразделений в самостоятельные факторинговые компании. В то же время результаты исследования, проведенного рейтинговым агентством "Эксперт РА", показывают, что состав основных игроков рынка уже сложился, и угнаться за лидерами рынка новичкам будет очень сложно.
Следует отметить, что продолжается приток западных компаний на российский рынок. Внешнеторговые обороты российских компаний растут, в результате услуги международного факторинга на российском рынке становятся все более востребованными. Однако в ближайшие годы факторинговые компании не ожидают значительного роста конкуренции со стороны иностранных игроков. Дело в том, что уже возникли достаточно высокие барьеры для входа на рынок отечественного факторинга. Во-первых, это система оценки рисков потенциальных клиентов, которым, по сути, предоставляется беззалоговое финансирование. Во-вторых, наличие развитой филиальной сети, без которой сделать бизнес в России практически невозможно. Кроме того, весьма ощутимы различия в бизнес-культурах и законодательстве России и дальнего зарубежья. Поэтому более вероятным представляется приход иностранцев через покупку уже существующих на российском рынке факторинговых компаний.
Что же касается других тенденций развития отечественного факторинга, то следует отметить, что в за последние годы на 3,5% выросла доля сделок без регресса. Получили большее распространение и сделки международного факторинга. Но не эти факторы определили ситуацию на рынке. Главным стало увеличение сроков отсрочки платежа. В два раза сократился объем сделок по поставкам с отсрочкой платежа до 30 дней. Во столько же увеличилась доля сделок с отсрочкой платежа от 61 до 90 дней. Правда, негативной тенденцией стало увеличение просрочки, но ее уровень еще далек от критического. Российские факторинговые компании пока используют стандартные методы работы с просрочкой в отличие от западных, которым порой приходится прибегать к нетривиальным способам борьбы со злостными неплательщиками.
Сделки с условием регресса по-прежнему доминируют на нашем рынке факторинговых услуг, в то время как в развитых странах преобладает безрегрессный факторинг. При использовании схемы факторинга без регресса фактор принимает на себя ряд рисков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением дебитором своих обязательств по уступленному поставщиком фактору денежному требованию, что делает факторинг без регресса дороже, чем с регрессом.