Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:47, лабораторная работа
В рамках менеджмента редко рассматривают небольшие организации, которые имеют единственную нехитрую цель и руководители которых не интересуются ничем, кроме собственного покоя и благополучия. Предметом рассмотрения в курсе менеджмента является управление сложными организациями. Организации, которые принято называть сложными, обычно обладают следующими специфическими характеристиками:
Подразделения, как и сама организация, частью которой они являются, представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется организацией для достижения общих целей последней. Таким образом, большие сложные организации состоят из нескольких, созданных специально для достижения конкретных целей, взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно. Все подразделения и неформальные организации, существующие внутри сложной организации, формируют и преследуют собственные цели, которые могут в большей или меньшей степени противоречить общим целям сложной организации. Это одна из важнейших причин сложности и неоднозначности управленческого процесса в организациях.
Горизонтальное разделение труда приводит к тому, что каждый работник превращается в частичного работника. Иными словами, он производит не готовый продукт, а только выполняет некоторые операции, необходимые для получения готового продукта. Чтобы готовый продукт был в конечном счете получен, действия всех частичных работников должны, как это отмечалось выше, координироваться, т. е. необходимо управление.
Там, где разделение и кооперация отсутствуют, нужды в управлении нет. Чем больше и сложнее организация, тем важнее роль и сложнее процесс управления. Поэтому если в малых организациях выполнение управленческих функций может совмещаться с другими видами деятельности, то в больших управление — это обособленный вид деятельности.
Поскольку работа в организации разделяется на составные части, выполняется за счет совместных усилий многих людей и нуждается в управлении, кто-то должен это управление осуществлять. Если в состав организации входит достаточное количество работников и групп, деятельность которых следует координировать, то и координаторов будет много. А это означает, что в среде координаторов тоже возникает разделение труда и что их деятельность тоже придется координировать. Так, в организации появляются люди, задача которых сводится к координированию многочисленных координаторов-управленцев. Понятно, что работа, которую будут выполнять руководители, координирующая непосредственно исполнителей, будет заметно отличаться от работы их начальников.
Таким образом, в организации
существуют две внутренние формы
разделения труда. Первая — это разделение
труда на компоненты, составляющие
части общей деятельности, т. е. горизонтальное
разделение труда. Вторая, называемая
вертикальным разделением труда, отделяет
работу по координированию действий
от самих действий и выделяет уровни
такого координирования.
Наличие управления как
неотъемлемого элемента деятельности
сложной организации не зависит
от природы организации. Общая структура
и характер процесса управления будут
одинаковы для
Организация как пространственно-временная структура производственных факторов позволяет получить максимальные по величине качественные и количественные результаты в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.
Организации - это открытые социально-экономические системы.
Особенности социально-экономических систем:
-изменчивость (нестационарность) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;
-Уникальность и
непредсказуемость поведения
-способность противостоять
разрушающим систему
-способность адаптироваться к изменяющимся условиям;
-способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;
-способность и стремление к целеобразованию, т. е. формированию целей внутри системы.
В организации как системе различают следующие элементы:
-функциональные области деятельности организации;
-элементы производственного процесса;
-элементы управления.