Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:14, контрольная работа
Понятие конфликта, причины их возникновения. Типы конфликтов. Возможные способы разрешения конфликта. Управление конфликтами.
Понятие конфликта
Для начала следует разобраться, что же такое конфликт. Конфликт (от лат . conflictus - столкновение), столкновение сторон, мнений, сил.
Западными социологами и
философами конфликты признаются важнейшими
факторами социального
Конфликт как социальное
действие дает, без сомнения, известный
ярко окрашенный негативный эффект. Но
он выполняет важную позитивную функцию.
Конфликт служит выражению неудовлетворенности
или протеста, информированию конфликтующих
сторон об их интересах и потребностях.
В определенных ситуациях, когда
негативные взаимоотношения между
людьми контролируемые, и, по крайней
мере, одна из сторон отстаивает не только
личные, но и организационные интересы
в целом, конфликты помогают сплотиться
окружающим, мобилизовать волю, ум на решение
принципиально важных вопросов, улучшить
морально-психологический
Среди причин, порождающих
конфликты, следует назвать, прежде
всего, социально-экономические, политические
и нравственные. Они являются питательной
средой для возникновения различного
рода конфликтов. На возникновение
конфликтов оказывают влияние
Во всех сферах человеческой
деятельности при решении разнообразных
задач в быту, на работе или отдыхе
приходится наблюдать различные
по своему содержанию и силе проявления
конфликты. Они занимают значительное
место в жизни каждого
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.
Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.
Движущей силой в конфликте является любопытство или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе или надежда на достижение поставленной в явном или не явном виде цели.
Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.
Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющих их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.
Общность всех конфликтов независимо от их природы заключается в столкновении интересов, стремлений, целей, путей их достижения, отсутствии согласия двух или более сторон - участников конфликта. Сложность конфликтов обусловливается разумными действиями отдельных лиц и коллективов с разными интересами.
1.2. Типы конфликтов
Выделим следующие виды конфликтов, появление которых наиболее часто отмечается исследователями в организации:
1. Между работодателями
и служащими (внутриличностный)
2. Между подразделениями
крупных организаций (
3. Межличностные конфликты (межличностный). Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта.
4. Между личностью и
группой. Производственные
Причины конфликтов
У всех конфликтов есть несколько
причин. Основными причинами конфликта
являются ограниченность ресурсов, которые
нужно делить, взаимозависимость
заданий, различия в целях, различия
в представлениях и ценностях, различия
в манере поведения, в уровне образования,
а также плохие коммуникации.1) Распределение
ресурсов. Даже в самых крупных
организациях ресурсы всегда ограничены.
Руководство должно решить, как распределить
материалы, людские ресурсы и
финансы между различными группами,
чтобы наиболее эффективным образом
достигнуть целей организации. Выделить
большую долю ресурсов какому-то одному
руководителю, подчиненному или группе
означает, что другие получат меньшую
долю от общего количества. Таким образом,
необходимость делить ресурсы почти
неизбежно ведет к различным
видам конфликта.2) Взаимозависимость
задач. Возможность конфликта
4) Различия в целях.
Возможность конфликта
5) Различия в представлениях
и ценностях. Представление о
какой-то ситуации зависит от
желания достигнуть
6) Различия в манере
поведения и жизненном опыте.
Эти различия также могут
7) Неудовлетворительные
коммуникации. Плохая передача информации
является как причиной, так и
следствием конфликта. Она
Разрешение конфликта
Существует два возможных способа разрешения конфликта:
1)
трансформация объективных
2)
преобразование субъективной, психологической
стороны, идеальных образов
Однако эффективность применения этих методов может быть разной. Их использование может привести или к полному, или же лишь к частичному разрешению конфликта.
Частичное
разрешение конфликта достигается,
когда прекращается внешнее конфликтное
поведение сторон, но еще не преобразуется
внутренняя, так называемая когнитивная,
интеллектуальная и эмоциональная
сфера, породившая конфликтное поведение.
Так, конфликт разрешается не полностью,
лишь на поведенческом уровне, когда,
например, применяются административные
санкции к обеим сторонам конфликта,
а объективная причина
Полное разрешение конфликта достигается лишь тогда, когда преобразуются оба компонента конфликтной ситуации -- и на внешнем, и на внутреннем уровнях. Такой полный результат достигается, например, при удовлетворении всех справедливых требований конфликтующей стороны или обеих сторон путем изыскания дополнительных ресурсов.
Следует постоянно иметь в виду, что наиболее сложной задачей управления конфликтом на разрешительной стадии является преобразование субъективного образа, идеальной картины конфликтной ситуации у конфликтующих сторон. Проблема преобразования имеющихся ценностных установок, мотивов и принятие новых требует от руководителя или посредника высокого уровня психологической подготовки и опыта регулирования конфликтных ситуаций.
Следует также отметить, что не всегда конфликт проходит все указанные стадии: латентную (скрытую), открытую и разрешительную. Так, объективно сложившаяся конфликтная ситуация может быть не замечена, не осознана теми, чьи интересы она ущемила. Тогда, естественно, конфликт не начнется. Конфликт не начнется и в том случае, если вслед за возникновением его объективных причин они тотчас же устраняются.