Понятие субъектов малого предпринимательства. Основные критерии определения малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:19, контрольная работа

Описание

Цель государственной политики – создание благоприятных условий для развития предпринимательства в тех направлениях, которые дают максимальный социально-экономический эффект, а также своевременное принятие решений, направленных на стимулирование бизнеса, определение наиболее перспективных направлений, которые стимулируют появление так называемых новых «точек роста».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие «малое предпринимательство» 5
2. Основные критерии определения малого предпринимательства 7
3. Количественные критерии определения малого предпринимательства 8
4. Качественные критерии определения малого предпринимательства 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

Работа состоит из  1 файл

кр.docx

— 34.55 Кб (Скачать документ)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СТОЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Учет на предприятии малого бизнеса

по теме: Понятие субъектов малого предпринимательства. Основные критерии определения малого предприятия.

студентки 5 курса отделения  менеджмент по отраслям

Коробковой Анастасии  Сергеевны

 

 

Проверил:

Погосян А.С.

Оценка:

_______

Подпись:

_______

 

Рязань, 2012 г. 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие «малое предпринимательство» 5

2. Основные критерии определения малого предпринимательства 7

3. Количественные критерии определения малого предпринимательства 8

4. Качественные критерии определения малого предпринимательства 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие малого и среднего предпринимательства  является одним из важнейших факторов экономического и социального развития региона, так как именно малый  бизнес позволяет создать дополнительные рабочие места, обеспечить занятость  населения и рост производства, и, как следствие, смягчить последствия  кризиса и снизить социальную напряженность в обществе.

Цель государственной  политики – создание благоприятных  условий для развития предпринимательства  в тех направлениях, которые дают максимальный социально-экономический  эффект, а также своевременное  принятие решений, направленных на стимулирование бизнеса, определение наиболее перспективных  направлений, которые стимулируют  появление так называемых новых  «точек роста».  Для реализации этой цели очень важно знать понятие субъектов малого бизнеса и основные критерии их определения.

Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики в мировой практике нет унифицированного определения  малого бизнеса. В настоящее время  в странах Европейского союза, Японии, США уже существует опыт исследований национального и международного уровней по различным аспектам проблемы развития малых и средних предприятий. Появляются примеры таких исследований и в России, а также в других странах Восточной Европы. Однако полученные данные носят достаточно фрагментарный характер. Во многом это объясняется различием подходов к определению малого и среднего предприятия. Вместе с тем, отдельные попытки как зарубежных, так и отечественных исследователей выработать единое или обобщенное определение малого бизнеса, по-видимому, изначально обречены на провал. 

Однако в каждой стране, параллельно существуют свои национальные подходы к определению малого предпринимательства, варьирующиеся для конкретных целей.

Цель контрольной работы – дать понятие субъектам малого предпринимательства и выявить основные критерии определения малого предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «малое предпринимательство»

Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости  от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной  и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.

Если рассматривать  расширенное понятие малого предпринимательства, оно представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

Также существует более широкое понятие  - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.

У малого и среднего бизнеса есть своя организация — «Опора России».

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 4 настоящего Федерального Закона ( далее ФЗ)

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные критерии определения малого предпринимательства

Проблемы, возникающие при сравнительных исследованиях уровня развития малого и среднего бизнеса в отдельных странах, наглядно демонстрируют методологические и практические трудности, связанные с установлением единых подходов к определению границ малого предпринимательства.

В ходе анализа  международной практики выработки  критериев выделения сектора  малого и среднего бизнеса, как правило, используются либо количественные, либо качественные ограничения, причем первые, в силу их измеримости, используются чаще и являются более предпочтительными.

В зависимости  от сложившихся экономических моделей  и культуры разных стран, как количественные, так и качественные критерии могут  существенно различаться. Нередки  ситуации, когда различаются даже цели разграничения на малые, средние  и крупные предприятия внутри одной страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Количественные критерии определения малого предпринимательства

Ограничение по статусу

  • Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %.

Для юридических  лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); (п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

 

Ограничение по численности работников

  • К малому и среднему бизнесу относятся средние, малые и микропредприятия.

Число постоянных работников не должно превышать 250 человек

Средняя численность  работников за предшествующий календарный  год не должна превышать следующие  предельные значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек  включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

 

Ограничение по выручке

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия — 60 млн рублей;
  • малые предприятия — 400 млн рублей;
  • средние предприятия — 1 млрд рублей.

 

 

 

  1. Качественные критерии определения малого предпринимательства

Среди качественных критериальных признаков, свойственных малому предпринимательству, и традиционно указываемых в международной практике, следует назвать следующие:

• единство права  собственности и непосредственного  управления предприятием. Владелец, как  правило, сам управляет предприятием, беря на себя риск и неся ответственность  не только за инвестированный капитал, но и за принимаемые текущие решения;

• обозримость  и прозрачность малого предприятия, масштабы которого позволяют владельцу  быть в курсе практически всего  происходящего на фирме, от каждого  изделия и его особенностей до контакта с каждым работником и знания его интересов и трудностей, что  создает более действенный механизм мотивации труда;

• персонифицированный  характер отношений предпринимателя  с партнерами-поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции, а также неформальный, личностный характер отношений с каждым работником предприятия;

• относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие малой фирме оказывать  существенное влияние на цены и объем  реализации продукции в рамках отрасли, что вынуждает их применять стратегии  приспособления к среде. Из этого  правила есть исключения. Некоторые малые фирмы столь удачно определяют свою рыночную нишу, что практически становятся в ее пределах монополистами;

• семейный характер предприятия, ведение дела: семья  нередко включается в число работников, базовый капитал малого предприятия  часто формируется за счет семейных сбережений, само дело наследуется представителями семьи и т.д.;

• малым фирмам свойствен особый характер финансирования. Если крупные корпорации формируют  необходимые финансовые средства через  фондовые биржи, то малое предприятие  может рассчитывать на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные  средства и неформальный рынок капитала (средства берутся взаймы у друзей, родственников, других предпринимателей и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета.  Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.

На данный момент в России принято необходимое законодательство по поддержке малого предпринимательства. В нем сформулировано не только понятие субъектов малого бизнеса, их категории и критерии, по которым физические и юридические лица относят к предприятиям малого и среднего бизнеса, но также прописаны положения государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Однако большим рывком для нашей страны стало бы воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки. Это позволило бы России не только решить мелкие текущие проблемы, но и перейти на новый уровень экономического развития.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ
  2. Гражданский кодекс РФ
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". б.д. http://www.auditit.ru/articles/account/basis/a79/44632.html (дата обращения: 10 март 2012 г.).

Информация о работе Понятие субъектов малого предпринимательства. Основные критерии определения малого предприятия