Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:45, реферат
Общество с момента возникновения нуждается в управлении социальными процессами, воспроизводством социальной и духовной жизни. Управление производством связано с общественным характером труда. Оно обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, кооперации и расширения масштабов производства. Это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на его объект для достижения определенных результатов.
Под субъектом управления понимают физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие.
Введение
1.Понятие, сущность организационно-административных методов управления
2. Классификация организационно-административных методов управления
3. Нормативно-правовая база организационно-административных методов управления
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1.Понятие, сущность организационно-
2. Классификация организационно-
3. Нормативно-правовая база организационно-
Заключение
Список использованных источников
Введение
Общество с момента возникновения нуждается в управлении социальными процессами, воспроизводством социальной и духовной жизни. Управление производством связано с общественным характером труда. Оно обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, кооперации и расширения масштабов производства. Это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на его объект для достижения определенных результатов.
Под субъектом управления понимают физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Объектом управления, то есть тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы.
В системе менеджмента методы занимают особое положение ввиду того, что имеют сугубо практическое применение. Именно с помощью методов менеджеры воздействуют на управляемые объекты для преобразования их из исходного состояния в желаемое.
Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) в общем смысле означает путь к цели, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Метод – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления. Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.
Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:
· организационно-
· экономические, обусловленные экономическими стимулами;
· социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
В ходе контрольной работы мы попытаемся проанализировать успешность применения организационно-
1. Понятие, сущность организационно-
Как было сказано во введении, под методами понимается совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
В экономической литературе можно встретить деление методов руководства на методы стимулирования и методы распорядительства. Методы распорядительства (организационно-
Объективной основой использования организационно-
Подход, согласно которому сфера воздействия экономических методов расширяется только за счет вытеснения организационно-
Организационно-
В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения:
1. вынужденное и внешне навязанное, которое сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим «сверху»;
2. пассивное, для которого характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;
3. осознанное, внутренне обоснованное [4, стр. 98].
Административные методы управления имеют следующие особенности:
· они выражают отношения соподчиненности и действуют не через стимулирование (как экономические методы), а в принудительном порядке;
· эти методы предписывают четкую программу действий исполнителя (задачи, порядок и сроки их выполнения, ресурсы, условия, ограничения);
· они ограничивают свободу выбора исполнителя, за исключением самостоятельности, предоставляемой в рамках полученного задания;
· с их использованием связано осуществление не только всех функций, но и других методов управления;
· средства административного воздействия существенно отличаются по степени жесткости – от прямых приказов до рекомендаций и советов;
· невыполнение административных предписаний рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет соответствующие меры взыскания [2, стр. 102].
2. Классификация организационно-
Организационно-
· организационно-
· распорядительные;
· дисциплинирующие.
Организационно-
|
I)распорядительные |
II)организационно- |
III)дисциплинирующие
|
1)нормирование - времени; |
2)регламентирование - общеорганизационные; |
3)инструктирование |
- предостережение; |
|
|
Табл. 1 Классификация организационно-
Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда используют вместе с организационно-
Направления их действия следующие:
· обеспечение стабильности организационных структур социально-экономической системы и условий их функционирования;
· подчинение каждого процесса, протекающего в социально-экономических системах, власти.
При этом все организационно-
Регламентирование включает также методы управления: общеорганизационные (определяют принципы устройства предприятия и органов власти), структурные (определяют структуру органов власти, то есть набор звеньев и уровней управления), должностные (определяют должностной статус каждого лица, обладающего властью), функциональные (определяют порядок функционирования властных структур) [5, стр. 47]. Распорядительное воздействие может осуществляться как в устной форме (указания, установки), так и в виде документа (приказы, распоряжения). Последнее позволяет более четко учитывать и контролировать исполнение распоряжений [9, стр. 68]. Проблема использования регламентирующих методов заключается в том, что во многих сферах направления регламентации слишком жестко зафиксированы, что сковывает подвижность отдельных звеньев системы. В других сферах регламентация расплывчата, а иногда вообще отсутствует [5, стр. 48].
Нормирование управления основано на использовании нормативов. Норматив – это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу. К нормирующим методам относятся нормативы времени, численности, величины, выработки, соотносительности. Использование нормативов является исключительно важным, их недооценка может привести к тяжелым последствиям.
Инструктирование также образует широкую сферу действия организационно-
Функциональное назначение организационно-стабилизирующих методов заключается в установлении долговременных организационных отношений и связей в системах управления между исполнителями управленческих работ (отдельными людьми и их группами), а также между самостоятельными субъектами хозяйствования на договорной основе.
Функциональное назначение распорядительных методов заключается в действиях субъектов управления, направленных на устранение возникающих отклонений от запланированного, установленного режима функционирования организации-системы, выработку и осуществление реакции на внешние и внутренние изменения ситуации или среды, в которой протекает жизнедеятельность фирмы.
Дисциплинирующие методы предназначаются для недопущения в будущей деятельности отклонений от установленного режима работы организации. При этом подбираются способы, которые призваны исключать несоблюдение трудовой, производственной и технологической дисциплин, режима трудового распорядка и других нарушений. Главное внимание здесь концентрируется не на определении меры вины и наказания работников, а на выявлении глубинных причин сложившейся ситуации, выработке действенных и реальных способов не повторения нарушений в дальнейшей работе.
Успех использования организационно-
· быть правомочным, предельно ясно и четко сформулированным;
· не подавлять активности подчиненных, не сковывать их мелочной опекой;
· учитывать предел загрузки сотрудника, не допуская избыточности адресуемых ему поручений, а также уровень его компетентности;
· не оставлять сомнений в правильности отдаваемого распоряжения;
· не противоречить ранее данным по тому же вопросу указаниям или распоряжениям вышестоящих субъектов управления (если они не противоречат закону);
· подвергаться своевременной корректировке, если отданные ранее распоряжения оказались ошибочными или не совсем удачными [7, стр. 98].
В любом случае указанные методы дают ощутимый результат только при соблюдении общих для них требований:
1. объективности (с точки зрения объекта управления);
2. научной обоснованности;
3. конкретности (для объекта управления);
4. системности;
5. соответствия правовым и морально-нравственным нормам (с учетом моральных норм объекта управления);
6. воспитательной направленности [2, 103].
Таким образом, организационное воздействие руководителя на процесс управления – это, по сути, влияние руководителя на коллектив в целом и личность в частности. Чаще происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения или стрессов, что исключает всякое взаимоотношение управляющей у управляемой систем [1, стр. 38].
3. Нормативно-правовая база организационно-
Организационно-
· системе законодательных актов страны;
· системе нормативных документов вышестоящих структур управления;
· системе разрабатываемых в организации, фирме и т.п. планов, программ, заданий;
· системе оперативного управления.
В систему законодательных актов страны входят государственные законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методы и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (Президентом, парламентом, правительством) для обязательного применения на территории всей страны.
Система нормативных документов вышестоящих управленческих структур включает в себя стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством этих государственных органов, и действующие во всех организациях, учреждениях и т.п., объединенных данным министерством или ведомством.
Система разрабатываемых в данной организации, фирме и т.п., планов, программ, заданий имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности ее функционирования [8, стр. 59].
В рамках организации возможны три формы проявления организационно-
· обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
· согласительные (консультация, компромисс);
· рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).
Как правило, это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления (волевое воздействие руководителя на подчиненных), которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов [4, стр. 96].
Система оперативного регулирования включает в себя распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и передачу полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице. Например, распоряжение, даваемое руководителем подчиненному, обычно содержит в себе указание, что должен совершать или, напротив, не совершать подчиненный в тех или иных обстоятельствах или при изменении обстоятельств [8, стр. 59].
В рыночной экономике особое значение придается такому организационному способу долговременного объединения людей, как разработка концепций управления фирмами. Они представляют собой свод основных правил деятельности персонала, менеджеров, соблюдение которых обязательно для всех работников. Невыполнение этих правил влечет за собой немедленное прекращение трудовых отношений между фирмой и наемным работником. Правовой основой такого подхода является факт подписания поступающим на работу в фирму контракта, в котором он обязуется неукоснительно соблюдать концепцию управления фирмой. Такой организационный способ поддержания стабильности взаимоотношений наиболее эффективен там, где люди усвоили и готовы придерживаться единых ценностей и социально-психологических установок, которые, в свою очередь, гарантируют им высокие стандарты благополучия и социальной защищенности в период трудовой жизни и после завершения трудоспособного периода. Отечественная практика управления, менталитет постсоветских людей, их отношение к общественной собственности, как к ничейной или чужой, в нынешний переходный к рыночной экономике период в полной мере не позволяют, к сожалению, использовать столь действенный инструмент цивилизованной зарубежной управленческой культуры [9, стр. 68].
Искусство применения методов управления подразумевает поиск руководителем новых возможностей и пристального внимания к отклонениям в функционировании управляемого объекта. Самой распространенной ошибкой является шаблонность и стереотипность методов руководства, а в результате чего возникает так называемый эффект накопления погрешностей или эффект привыкания. Длительное использование одного и того же метода, пусть даже полезного первоначально, постепенно ведет к тому, что управляемый объект адаптируется к нему и утрачивает нужную реакцию на управляющее воздействие. Поэтому только та система управления является эффективной, которая постоянно развивается и совершенствуется на основе использования накопленного опыта [2, стр. 102].
Заключение
В ходе контрольной работы были сделаны следующие выводы:
1. Метод – это совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
2. Организационно-
3. Организационно-
4. Выделяют три группы организационно-
5. Данные методы дают ощутимый результат только при соблюдении общих требований: объективности, научной обоснованности, конкретности, системности, соответствия правовым и морально-нравственным нормам, воспитательной направленности.
Список использованных источников
1. Вершигора Е.Е., Ким С.А. Основы управления. – Мн.: Вышэйшая школа, 1984.
2. Воробьев Л.Н. Основы управления производством: учебное пособие – Мн.: НПЖ, Финансы. Учет. Аудит, 1997.
3. Завадский И.С. Управление сельскохозяйственным производством. – Киев: Вища школа, 1984.
4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2002. – 336 с.
5. Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика: учебное пособие. – Мн.: Армита – Маркетинг, Менеджмент, 2002.
6. Менеджмент организаций, под ред. Румянцева З.П. – Мн.: Вышэйшая школа, 1987.
7. Основы менеджмента и маркетинга: учебное пособие, под ред. Седегова Р.С. – Мн.: Вышэйшая школа, 1995.
8. Уткин Э.А. Курс менеджмента. – М.: Зерцало, 1998.
9. Янчевский В.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 224 с.
Информация о работе Понятие, сущность организационно-административных методов управления