Понятия медийности, медиа-образа, медиа-персоны и медиа-личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:38, реферат

Описание

Цель исследования - определить понятия профессиональных и индивидуальных критериев медиаличности А. Гордона, проанализировать их состав и содержание, на примере его работ выявить противоречия в его профессиональной методологии телеведущего.
Объектом нашего исследования стала авторская стратегия творческого поведения, порожденная масс-медийной культурной средой и реализуемая там же – в пространстве масс-медиа.
Предметом – особенности медийного поведения известного телеведущего Александра Гордона

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Горкуновой Евгении отаас.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

Стратегия Гордона  в этой передаче – примирить противоборствующие стороны и найти совместное, коллективное решение обсуждаемой проблемы. Метод провокации используется ведущим деликатно, на уровне формулировки вопросов.

 

  1. Огни притона

Фильм А.Гордона. Съемки фильма начались в  августе-сентябре 2007 года,. Премьера состоялась   в 2011 году. Фильм снят по одноименной повести отца Александра – Гарри Гордона. Актеры: Оксана Фандера, Екатерина Шпица, Алексей Левинский, Евгений Цыганов.

«Действие фильма происходит в Одессе в 1958 году. Главная героиня – мама Люба – хозяйка маленького борделя. В ее подчинении – две "девицы", Зинка-Гитлер и Зигота. Они живут душа в душу. В маму Любу влюблен сын прокурора Аркаша, а она любит Адама, юродивого и поэта...» - таков, вкратце, сюжет картины.

По  мнению некоторых критиков, в фильме нет четко выраженного конфликта, проблемы. А отсюда – практически полное отсутствие драматизма, эмоциональной экспрессивности.

Гордон - режиссер выступает здесь  как собрание противоречий: утверждает, что снял фильм для себя самого и ему не важно, доступен ли смысл фильма среднестатистическому зрителю.  В этом проявляется его мизантропия. С другой стороны, он утверждает, что главная героиня, страдающая филантропией и человеколюбием («Людей жалко, особенно всех» - цитата из фильма), есть прототип его самого.

Интересно поведение Гордона и  в рамках программы «Закрытый  показ», где обсуждался фильм.

 

2.3 Александр Гордон как медиаличность:  парадоксы и противоречия

Как отмечается в телекритике и  отдельных исследованиях, основная тактика Гордона – провокация. Но поскольку провокация является вообще одним из самых широко используемых инструментов привлечения массового внимания, попробуем разобраться в специфике провокации Гордона.  

Начнем с того, что единственное и основное образование Гордона – актерское. Он окончил училище им. Щукина. Но его часто принимают за писателя, историка, языковеда, кинокритика, политолога, даже биолога, как в приведенном выше случае.  Интеллектуал – вот главная черта образа Гордона. Он заставляет зрителя и собеседника поверить в то, что его мнение – экспертное и единственно верное. Таким он предстает  уже в своих ранних программах «Нью-Йорк, Нью-Йорк»(1995-1997г.), «00.30» (2001 г.) и «Гордон 2030» Несколько сомнительной его ученость кажется в передаче «Собрание заблуждений», документально-фантастический жанр которой также не внушает доверия. 

Несмотря на то, что Гордон слывет безжалостным провокатором, впервые  этот его «дар»  открылся  зрителю  в программе «Хмурое утро»  в 1997 году, которую он вел на на «Серебряном  дожде». Эта программа была «выразительной антитезой  карамельному раю  утреннего вещания». Гордон  с присущими ему мизантропией и цинизмом отчитывал подсевшего на попсу слушателя за падение нравов, читал в эфире Ходасевича и Чухонцева. Пиком его именно интеллектуальной, а не бытовой, как это было в программе «Стресс», провокации стали передачи «Гордон Кихот» и «Закрытый показ». Причем сам Александр Гарриевич признается, что о предмете обсуждения информирован процентов на 10, все остальное – умение уловить суть, схватить собеседника врасплох провокационным вопросом.

Но Гордон не всегда предстает глазам зрителя пытливым критиканом. Из ряда вон выходящей кажется его  передача «Гордон в засаде» на канале «Охота и рыбалка»,  в которой  он и гость программы обсуждают  преимущества самодельных приманок для рыб и то, как сохранить грацию животного в чучеле. Не менее чуждой его острому медийному образу является вялая роль посла дьявола в сериале «Судьба на выбор».

Каким бы притягательно-интеллектуальным и успешным не казался его экранный образ, сам Гордон всегда заявляет, что это лишь его работа, которую он терпеть не может. Он то притягивает пафосом собственного «сверх-я», то отталкивает упрямым, неинтеллигентным стремлением «заткнуть» собеседника и мелочностью претензий. Еще одной загадкой является то, что являясь популярной личностью, он заявляет что к этому не стремится. Невозможно стать медиаличностью, не стремясь к этому.

Мы попытались обобщить противоречивые характеристики медиаличности Александра Гордона с помощью выделения ее внутренних оппозиций.

 

Образ-соответствие

Антиобраз

  • Циник (Партия Общественного Цинизма)
  • Мизантроп («Людей я недолюбливаю, и это мягко сказано»)
  • Независимость суждений («Если есть такие люди  среди аудитории, которые думают и чувствуют также, это замечательно, а если нет, меня это не волнует»)
  • Установка на подлинность, небрежный внешний вид, не заботится о материальном (нет квартиры)

 

 

  • Подчеркнутый субъективизм (о передаче Гордон Кихот: «Поскольку авторство программы  подчеркивается мной до болезненности, диагноз этот (психопатия со склонностью к сутяжничеству) мне только на руки»; фразы в передачах: «объясните мне»,  «мне непонятно")
  • Инфантильность, иллюзии («Образ Будущего»)
  • Человеколюб («Людей жалко, особенно всех», «Хозяйка борделя - это я»)
  • Болезненно воспринимает критику ( защита своего фильма в рамках «закрытого показа»

 

  • Гламурность (обвинения Ксении Собчак в эфире «Гордон Кихота»: «Вы стоите – апофеоз гламура, прекрасное пальто Ямомото, очень красивый модный коричневый цвет в этом сезоне»)
  • Принуждает своих героев отвечать за прегрешения перед всем обществом («Для кого вы это снимали?», «Что вы сделали для общества?»)

 

Мерцающий анти-образ, разрушающий образ интеллектуала-провокатора, образует словно бы «второе дно» медиаличности Гордона. Этот второй слой работает как сверх-провокация, как бы отменяющая первоначальную провокацию, но на самом деле только усиливающая ее. На наш взгляд, именно этот прием постоянно держит «на крючке» зрительскую аудиторию Гордона, вынуждает ее недоумевать, раздражаться, удивляться, но всякий раз следить за новыми провокациями нашего героя.   

 

Заключение

В мире миллионов сменяющих друг друга медиа-образов  все большее  значение приобретает феномен медиаличности.  В частности, на телевидении «один из способов осмысления телеинформации задается через субъективный образ человека на экране». Большое значение здесь имеют как внешние атрибуты поведения, так и трансляция своих  субъективных нравственных установок и ценностей.

Формирование медиаличности –  многогранный творческий процесс, результат которого – узнаваемость в массах  и искренняя симпатия или антипатия зрителя. Медиаличность живет дольше медиаобраза, потому что более резко внедряется в психику реципиента, осмысляется им и изменяет его взгляды на определенные явления современной действительности. Образ на телевидении – это диктор, а личность – автор и творец.

Говоря о специфике медиаличности  Александра Гордона важно отметить ее целостность, рожденную противоречивостью. Рейтинги программ Гордона высоки оттого, что он, презирающий человечество, поднимает в них вопросы, касающиеся гуманистических, нравственных идеалов. И всегда выступает как бы против человека, но за людей. Такое маневрирование «на грани» требует  профессионального мастерства.  В этом ему, несомненно помогают его актерское образование, блестящая эрудиция и двадцатилетний опыт работы на телевидении. Согласно харизматической модели исследователя теории массовых коммуникаций Д. Голдхабера Гордон являет нам тип «мистической личности» – чужого нам, необычного, непредсказуемого человека, наделенного неординарным умом  и способностями.

 

Список литературы

 

  1. Егоров В.В. ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебное пособие. М.: Международный независимый эколого-политологический университет /факультет журналистики/, 1993. - 306 с.
  2. Кириллова, Н. Б. Медиакультура : от модерна к постмодерну / Н. Кириллова. - М. : Акад. Проект, 2005. - 445 с
  3. Медиареальность. Медиасубъект. Медиафилософия. // Медиафилософия II. Границы дисциплины. / Под. ред. В.В. Савчука, М.А. Степанова. СПб., Изд-во Санкт-Петербургского философского общества. 2009. С.227-241
  4. Савчук В.В. Медиафилософия: формирование дисциплины // Медиафилософия.Основные проблемы и понятия / Под ред. В.В. Савчука. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2008. C.39
  5. Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). СПб.: Роза мира, 2005. 206 с
  6. Тарощина С. Буревестник по имени Гордон /С.Тарощина //Новая газета. 2012. 29 февр.
  7. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.
  8. Челышева И.В. Медиареальность как новый тип социокультурного пространства // Инновации в образовании. 2011. № 11. С. 93-106.
  9. Википедия –свободная энциклопедия ru.wikipedia.org
  10. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г (http://vocabulary.ru/dictionary)
  11. Новая Философская энциклопедия на сайте Института Философии РАН. ЭИ: http://iph.ras.ru/elib/1672.html
  12. Сайт «Первого канала» www.1tv.ru
  13. Эйхенбаум Б.М. Литература и литературный быт // На литературном посту. 1927. № 9. Цит. по: Эйхенбаум Б. М. О литературе. М.: Сов. писатель, 1987. С. 428-436.ЭИ: http://philologos.narod.ru/eichenbaum/eichen_litbyt.htm

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятия медийности, медиа-образа, медиа-персоны и медиа-личности