PR в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание

PR в системе государственного управления – это деятельность, характеризующаяся системным взаимодействием органов власти, частного сектора, институтов гражданского общества, многообразных социальных, профессиональных групп и слоёв, общественных объединений по поводу реализации общественных интересов, производства, распределения и использования общественных ресурсов и благ с учетом волеизъявления народа или населения определенных территорий.
Информация, ее распространение и потребление являются неотъемлемыми компонентами современного общества. Государственные службы по связям с общественностью играют важную связующую роль между властью и обществом, а также между государствами на геополитическом уровне. Данные службы не только поддерживают обратной связи «по вертикале», но и являются главной призмой реальности, предоставляющейся общественности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая. типсо.введение.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

     PR в системе государственного управления – это деятельность, характеризующаяся системным взаимодействием органов власти, частного сектора, институтов гражданского общества, многообразных социальных, профессиональных групп и слоёв, общественных объединений по поводу реализации общественных интересов, производства, распределения и использования общественных ресурсов и благ с учетом волеизъявления народа или населения определенных территорий.1

     Информация, ее распространение и потребление  являются неотъемлемыми компонентами современного общества. Государственные службы по связям с общественностью играют важную связующую роль между властью и обществом, а также между государствами на геополитическом уровне. Данные службы не только поддерживают  обратной связи «по вертикале», но и являются главной призмой реальности, предоставляющейся общественности. Другими словами, пиар-службы при президенте РФ занимаются полным формированием нашего представления о властных структурах  от разработки и поддержания имиджа президента и его окружения, до правильной интерпретации событий, демонстрирующих роль и статус России на международной арене. Развитие средств массовой информации в России, по-моему мнению, не соответствует статусу демократического государства, поэтому государственные пиар-службы являются доминирующим источником предоставления информации и, как следствие, главным институтом формирования общественного мнения в области политики. В этом и заключается актуальность выбранной мною темы.

Объектом нашего исследования являются пиар-службы при президенте РФ.

Предметом данного исследования являются структура и функции пиар-служб президента РФ.

Цель нашей работы заключается в изучении особенностей деятельности пиар-служб при президенте РФ.

Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. Рассмотреть исторические аспекты формирования деятельности пиар-служб России в госструктурах.
  2. Рассмотреть структуру пиар-служб при президенте РФ на современном этапе развития.
  3. Изучить функции пиар-служб президента РФ.

Для исследования был выбран статистический метод анализа информации : анализ материалов официальных каналов пиар-служб при президенте РФ, СМИ, научной литературы, а также Интернет-ресурсов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

http://kurs.ido.tpu.ru/courses/theory_prac_pr/tema7.htm 
 

http://journal.vlsu.ru/index.php?id=122 
 

http://www.kursach.com/biblio/0005001/000.htm 
 
 

http://www.scribd.com/doc/52904099/7/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0-%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0-%D0%A0%D0%A4 

II глава. Опытные  исследования по  выявлению этапов  развития PR в России 

2.1 Характеристика этапов  развития PR в России 

В России до XX в. элементы PR в политике и бизнесе, безусловно, присутствовали, хотя и  в гораздо меньших масштабах, чем в США.

Сама история взаимоотношений власти и народа на Руси является ярким примером постоянного проведения акций по «связям с общественностью». Начиная с чтения царских указов на Лобном месте Красной площади, публичных казней и пыток, определявших лицо власти, и кончая внутридворцовыми интригами и переворотами, - всё это можно смело отнести к мероприятиям PR.

В дальнейшем –  с развитием социальных структур общества – усиливалась необходимость  учёта общественного мнения при  принятии политических и социально  экономических решений.[2]

1917 Г. «PR В  ПЕРИОД БОРЬБЫ БОЛЬШЕВИКОВ ЗА  ВЛАСТЬ»

В этот период широко использовались разнообразные приёмы и методы воздействия на массы. Весь мир давно признал, что глобальным социальным изменениям он обязан тому, что произошло в России в 1917 г. перед Октябрьской революцией в России стали складываться и современные политические технологии.

В апреле 1917 г. партия большевиков – Российская социал-демократическая  рабочая партия, затем РКП(б) –  открыто заявила о намерении  взять власть в свои руки. Это, как казалось, была не самая могущественная партия из 200 насчитывавшихся на тот момент в России. Но именно ей удалось захватить, а главное – удержать власть. Во многом – благодаря революционной пропаганде. Умелому влиянию на массовое сознание российских граждан, наступательному характеру идеологической работы, использованию широкого ассортимента приёмов и методов воздействия на общественное мнение.

Большевики смогли организовать десятки газет и  других печатных изданий, которые без  устали разъясняли гражданам России, что интересы народа может представлять лишь партия РКП(б). причём задействовалась не только партийная пресса, но и вполне респектабельная газета. К примеру, «Русское слово», выпускавшееся известным московским издателем Иваном Сытиным и бывшее весьма авторитетным источником для граждан России.

Инструментарий  пропагандистской машины большевиков  отличался широтой и разнообразием. В первую очередь, использовались слоганы, производившие в те политизированные времена заметное впечатление на народные массы. Они привлекали своей простатой и готовностью «указать врага», что отвечало ожиданиям простых людей. К наиболее удачным можно отнести: «Землю – крестьянам!», «Фабрики – рабочим!», «Мир – солдатам!» и т.д.

Итак, эффективные  методы пропаганды и PR во многом способствовали успеху октябрьского переворота 1917 г. и последующему укреплению власти большевиков. О том, насколько большое значение большевики придавали СМИ, красноречиво говорит такой факт: в первые же дни после захвата власти они закрыли всю не принадлежавшую им прессу.[2]

В дальнейшем элементы PR активно использовались в СССР в период «борьбы с контрреволюцией», индустриализации, коллективизации  страны, Великой Отечественной войны, послевоенного восстановления народного  хозяйства и контрпропаганды в ходе «холодной войны». [1]

На мой взгляд, одним из важных этапов становления PR в России является ситуация в указанной  сфере накануне и после распада  СССР. Именно в этот период происходит формирование российского Public Relations.

1985 – 1991 гг. «PR в период перестройки и гласности»

Основы трансформации  взаимоотношений системы власти и общества при помощи профессиональных инструментов PR были заложены именно в  этот период. Чему во многом способствовала потребность новой властной формации в демонтаже прежних идеологических стереотипов. Процесс трансформации сопровождался значительным ослаблением цензуры в СМИ, форсированным изучением и простым копированием зарубежного опыта PR, наряду с попытками определенной деидеологизации внешнеполитической пропаганды и значительной корректировкой внешнеполитического курса в целом.

Центральными  государственными площадками по реализации PR -проектов и информационных кампаний тогда являлись Пресс-центр МИД  СССР, государственные информационные агентства ТАСС и АПН, государственное телевидение и радио. Аналитическим обеспечением PR - активности госструктур наряду с Идеологическим отделом, Отделом пропаганды ЦК КПСС и другими ключевыми властными структурами, занимались профильные научные и научно-исследовательские институты, на базе которых впоследствии были сформированы некоторые ныне действующие частные PR -агентства и центры политического консультирования.

Роль партийного и государственного аппарата в формировании государственных PR-структур «нового  поколения» можно назвать определяющей. [6]

Аппарат играет важную роль не только в подготовке текстов решений, заявлений и  речей, но и в формировании мыслей руководства номенклатуры, ведущих  к этим текстам. <...> В распоряжении номенклатурной верхушки - море информации. Это море создают министерства и ведомства. Госкомитет по статистике, корреспонденты ТАСС, спутники-шпионы, осведомители КГБ, посольства и торгпредства, агенты и радиоперехватчики, зарубежные компартии и иностранные дипломаты - словом, источников много. Но все кажется недостаточным: пожалуй, ни в одной стране правящая верхушка не изыскивает с таким остервенением все новые возможности получения информации, как в Советском Союзе [7].

Реформирование  аппарата ЦК КПСС было осуществлено в  октябре 1988 года. До этого момента в его структуре было 20 отделов (включая Отдел пропаганды). В 1999 году осталось всего 10 отделов. Из интересующих нас – Идеологический отдел и Отдел для связей с общественно-политическими организациями. Аппарат активно боролся за выживание и гибко реагировал как на изменения, происходящие в обществе и за рубежом, так и на динамику взглядов в партийной верхушке. Центр тяжести в идеологической работе явно и стремительно перемещался с внешнеполитического на внутриполитическое информационное поле.

В секретариате Генерального секретаря ЦК КПСС, Президента СССР появились должности пресс-секретарей, был значительно усилен и «омоложен» журналистский пул Министерства иностранных дел СССР.

Тогда же были сформированы базовые пресс-центры и пресс-службы высших органов законодательной и исполнительной власти (как на уровне СССР, так и РСФСР). Основными функциями этих структур являлись организация информационно-издательской деятельности органов власти, информационное обеспечение государственных СМИ, аккредитация журналистов и работа с обращениями граждан. В то же время начиналось подключение к участию в масштабных информационных и PR-кампаниях.

В 1991 году после  отмены руководящей роли КПСС (март 1990), и изменения общего информационного  фона в сторону одноуровнего противопоставления «коммунизм – антикоммунизм (демократия + рынок)», появились первые официально зарегистрированные, альтернативные политические партии: Либерально-демократическая партия СССР и Демократическая партия России (в 1992 году Минюст РФ зарегистрировал уже 20 политических партий). Их появление, выход на рынок альтернативной партийной периодики и пропаганды, наряду с фракционным и идеологическим противоборством внутри союзного и российского парламентов (и между ними) также оказали определенное влияние на активизацию процессов в сфере идеологии и Public Relations.

Среди значимых информационных кампаний, проведенных  с разным успехом частично реформированными госструктурами, можно выделить следующие, связанные с:

Выборами делегатов  Съезда народных депутатов СССР (март 1989 г.).

Референдумом  «о сохранении обновленного Союза» 17 марта 1991 года. Референдум бойкотировали 6 республик  из 15 (Армения, Эстония, Грузия, Литва, Латвия и Молдавия). При высокой активности голосующих (80%), 76% проголосовали за сохранение Союза – это главным образом жители сельских районов и республик Средней Азии.

Российским референдумом «о проведении всеобщих выборов Президента России». 70% его участников проголосовали  за всеобщие выборы Президента.

Выборами всеобщим голосованием Президента РСФСР. При участии в целом 75% избирателей Борис Ельцин избран в первом туре, получив 57,3% голосов.

Среди самых  мощных «провалов» пропагандистской государственной  машины СССР можно назвать информационный вакуум вокруг взрыва на Чернобыльской  АЭС в апреле 1986 года и информационное «освещение» трагических событий в бывших союзных республиках (Армения, Азербайджан, Грузия, Узбекистан, Литва и др.), связанных с неэффективными методами решения национальных вопросов. [6]

Сложные процессы, ускоренные глубокими переменами в гражданском обществе, с каждым днем делали все более иллюзорной надежду контролировать их устаревшими методами, особенно учитывая новые возможности независимых средств массовой информации и крепнущую самостоятельность республик – в первую очередь России во главе с Борисом Ельциным, но и других республик и регионов, охваченных лихорадкой независимости [8].

Половинчатость  и противоречивость решений власти, наряду с ее явными ошибками, наиболее остро проявились именно на информационном поле. Неспособность, а зачастую и нежелание власти постоянно поддерживать честный, открытый и конструктивный диалог с обществом, привела к искажению восприятия декларируемых целей и задач, к нарастанию социального напряжения и в итоге – к скоропалительному и болезненному глобальному демонтажу огромной социальной системы, с тяжкими последствиями для «обманутого» населения.

Тем не менее  технологические наработки в  сфере государственного PR, приобретенные  в этот период, после окончательного распада СССР, ухудшения экономической  ситуации и изменения международной обстановки перешли в наследство новой российской власти со всеми их плюсами и минусами.

Информация о работе PR в системе государственного управления