Практика стратегического управления персоналом организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 23:07, курсовая работа

Описание

Предметом изучения в данной работе является вся система стратегического управления персонала организации.
В данной работе ставится целью рассмотреть теоретические основы стратегического управления персоналом и ознакомиться с практикой в России.

Содержание

Введение
Глава1.Теория стратегического управления персоналом организации
1.1. Стратегическое управление организацией как исходная предпосылка стратегического управления ее персоналом.
1.2. Понятие основные характеристики стратегического управления человеческими ресурсами
1.3 Модели стратегического УЧР. Стратегическое УЧР
и стратегии УЧР
Глава 2. Практика стратегического управления персоналом организации
2.1 Реализация стратегии управления персоналом.
2.2 Особенности стратегического управления персоналом в России
Заключение
Список Литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

Модель, ориентированная на потребности компании

Райт  и Снелл (Wright and Snell, 1998) считают, что в компании стратегическое управление человеческими ресурсами занимается «теми видами кадровой деятельности, которые поддерживают конкурентную стратегию компании».

Другое  определение, связывающее УЧР с  потребностями бизнеса,

было  предложено Миллером:

     «Стратегическое УЧР охватывает все те вопросы и действия,

которые связаны с процессом управления персоналом на всех уровнях компании и направлены на создание и сохранение конкурентного преимущества».Модель стратегического соответствия Уокер (Walker, 1992) считает, что стратегическое УЧР является «средством согласования управления человеческими ресурсами со стратегическим содержанием компании». Это определение основывается на концепции стратегического соответствия, описанной в главе 2. На языке УЧР стратегическое соответствие означает разработку стратегий УЧР, сочетающихся с деловой стратегией компании

и способствующих ее реализации (вертикальная интеграция или соответствие), а также использование интегрированного подхода к разработке дополняющих друг друга практических элементов системы ЧР, таких, как подбор ресурсов, развитие персонала, системы вознаграждения и взаимоотношения сотрудников (горизонтальная интеграция или соответствие). Это соотносится с концепцией

«связывания», которая обсуждается в данной главе. По определению Дайера и Ривза (Dyer and Reeves, 1995)3, стратегии в области человеческих ресурсов являются «внутренне согласованными связками практических элементов системы человеческих ресурсов».

       Стратегическое управление человеческими ресурсами и стратегии управления человеческими ресурсами, часто выступают как взаимозаменяемые термины, хотя различие между ними все-таки существует.

      Стратегическое управление человеческими ресурсами   можно рассматривать как общий подход к управлению человеческими ресурсами в соответствии с намерениями

компании  относительно выбора будущего направления. Этот вид управления имеет дело с более долгосрочными кадровыми вопросами и является частью процесса стратегического управления компанией. Решения, возникающие в результате этой деятельности, формируют модель поведения компании в области управления человеческими ресурсами и определяют направления, в которых будут разрабатываться необходимые конкретные стратегии. В макросферу интересов управления человеческими ресурсами входят такие аспекты, как структуры, ценности, культура, качество, приверженность, эффективность, компетенции и развитие руководящих кадров.

Основной  фокус стратегий лежит на конкретных намерениях компании относительно осуществления необходимых действий и изменений. Круг вопросов, очерченных этими стратегиями, включает обеспечение компании необходимым персоналом, его обучение, мотивацию, системы вознаграждения, гибкость, командную работу и стабильные трудовые отношения. Решение всех этих вопросов способствует успешной реализации корпоративной стратегии.

        Как показывают последние исследования в этой области, решения по вопросам стратегического управления человеческими ресурсами встроены в стратегический план, а решения, связанные со стратегиями УЧР, вытекают из

него. Тем  не менее, процесс формулирования таких стратегий не должен проходить пассивно. Концепция стратегического управления человеческими ресурсами предполагает, что направления и цели стратегий УЧР будут определяться в процессе разработки общей стратегии, что не исключает

итеративного  процесса.

        В заключение необходимо отметить, что отношения между стратегическим управлением человеческими ресурсами и стратегиями управлениями человеческими ресурсами сродни отношениям между стратегическим управлением и корпоративными/деловыми стратегиями.

         Термины «стратегическое управление человеческими ресурсами» и «стратегическое управление» описывают подход, который менеджеры высшего звена применяют к решению долгосрочных вопросов и выработке общего

направления развития компании. Корпоративные/деловые  стратегии,

как и  стратегии УЧР, являются результатом применения данного подхода, конкретизирующего намерения компании относительно ключевых вопросов и конкретных функций или действий.

         Однако это различие не является слишком жестким. Концепцию

стратегического УЧР можно рассматривать и как общий подход, и как проявления этого подхода в форме конкретных стратегий УЧР 

2. Практика стратегического  управления персоналом  организации

     Реализация  стратегии управления персоналом является важной стадией процесса стратегического  управления. Для ее успешного протекания руководство организации должно следовать следующим правилам:

  • Цели, стратегии, задачи по управлению персоналом должны быть тщательно и своевременно доведены до всех работников организации с тем, чтобы добиться с их стороны не только понимания того, что делает организация и служба управления персоналом, но и неформального вовлечения в процесс выполнения стратегий, в частности выработки у сотрудников обязательств пред организацией по реализации стратегии;
 
  • Общее руководство  организации и руководители службы управления персоналом должны не только своевременно обеспечить поступление всех необходимых для реализации ресурсов (материальных, оргтехники. Оборудования, финансовых и др.). но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок по состоянию и развитию трудового потенциала и фиксировать достижение каждой цели.
 

     Целью процесса реализации стратегии является обеспечение скоординированной  разработки и реализации стратегических планов структурных подразделений  организации в целом и системы управления персоналом.

     В ходе выполнения стратегии решаются 3 задачи:

    1. Во-первых, устанавливается приоритетность среди административных задач (задач общего руководства), с тем, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии управления персоналом, которую будет реализовывать организация и система стратегического управления персоналом.
    2. Во-вторых, устанавливается соответствие между выбранной стратегией управления персоналом и внутриорганизационными процессами, процессами внутри самой системы управления персоналом. С тем, чтобы деятельность организации была сориентирована на осуществление выбранной стратегии.
    3. В-третьих, это выбор необходимого и соответствующего стратегии управления персоналом стиля руководства организацией в целом и в отдельных подразделениях.

     Инструментами реализации стратегии управления персоналом являются кадровое планирование, планы  развития персонала, в т.ч. его обучения и служебного продвижения, решение  социальных проблем, мотивирование  и вознаграждение.

     Руководство реализацией стратегии управления персоналом возлагается на заместителя руководителя организации по персоналу. Но он должен опираться на активную поддержку руководителей среднего звена.

     Реализация  стратегии управления персоналом включает два этапа: внедрение стратегии и стратегический контроль за ее реализацией и координация всех действий по результатам контроля.

     Этап  внедрения включает в себя:

    • разработку плана внедрения стратегии управления персоналом;
    • разработку стратегических планов подразделений системы управления персоналом в целом;
    • активизацию стартовых мероприятий по внедрению стратегии.

     Цель  этапа стратегического контроля - определить соответствие или отличие  реализуемой стратегии управления персоналом состоянию внешней и  внутренней среды; наметить направления изменений в стратегическом планировании, выборе альтернативных стратегий.. 

     2.2. Особенности стратегического управления персоналом в России. 

     В российских организациях технологии стратегического  управления персоналом пока еще недостаточно разработаны, что является одной из причин возникновения проблем системы управления персоналом.

     К таким проблемам относятся4:

    • появление дефицитных видов профессий и сложности с наймом необходимых работников;
    • рост цен на услуги образовательных и консультационных учреждений;
    • *переход на новые виды деятельности, достаточно быстрая смена технологий производства и услуг, необходимость увольнения по этим причинам части персонала;
    • отсутствие финансовых ресурсов и резкое сокращение численности персонала в кризисных условиях;
    • проблемы долгосрочного планирования численности и структуры работников в связи с неопределенностью при формировании «портфеля» заказов.

     Наиболее  важные с точки зрения стратегического  управления причины возникновения этих проблем:

    • содержание деятельности некоторых подсистем системы управления персоналом не соответствует требованиям внешней среды (например, подсистем планирования и маркетинга персонала, мотивации поведения персонала, развития персонала). Концентрация функций стратегического характера в ведении служб по управлению персоналом сопровождается слабым развитием стратегических аспектов в управлении;
    • существующее понимание роли и процессов воспроизводства персонала не учитывает «инвестиционного» характера вложений в персонал;
    • отсутствуют разработки по применению технологий стратегического управления в сфере управления персоналом. Ситуация, сложившаяся в данной сфере управленческой деятельности, может быть охарактеризована как интуитивный поиск удачных решений по устранению проблем.

     Анализ  ряда крупных отечественных предприятий позволил сформулировать их проблемы в области управления персоналом на этапе рыночных реформ и возможности их разрешения при формировании систем стратегического управления персоналом 5 (см. табл)..

Проблемы  и место их возникновения   Причины проблем Способ  устранения в рамках предприятия       
В субъекте управления персоналом.

Понимание роли и места СУП в системе хозяйствования не соответствует действительному  объему и стратегическому характеру  задач, требующих решения

Устаревание знаний персонала аппарата управления предприятия.

Недостаточный уровень профессионально -квалификационной подготовки административно-управленческого  аппарата.

     Применение  затратных («персонал - затраты») подходов к персоналу, несоответствующих  современным технологиям управления (стратегическое управление, менеджмент знаний)

     Переподготовка  в вузах и школах менеджмента, др. специализированных учебных заведениях. Обучение персонала.

Изучение  и применение подходов к персоналу, учитывающих долгосрочный характер его использования и воспроизводства.

      
     В объекте управления персоналом.

     Проблемы  социальной среды.

     Устаревание знаний специалистов высокой квалификации.

     Отсутствие  анализа и учета изменений  в социальной среде и их воздействий  на решения в сфере управления персоналом. Механистический подход к управлению персоналом.      Использование практики консультаций профессиональных социологов и психологов.

     Применение  систем управления персоналом, учитывающих  многофакторные зависимости и ориентированные  на стратегическое управление.

     Переподготовка, ротация, наем и обучение персонала. Сокращение численности персонала  и подготовка внутреннего рынка  рабочей силы.

      
     В структуре рынка  рабочей силы (РРС).

     Отсутствие  методической базы по формированию внутреннего  РРС

     Недостаток информации о состоянии внешнего РРС

     Появление дефицитных категорий персонала

     Возрастные  «провалы» в структурах РРС по отдельным категориям работников

     Профессиональная  узкопрофильность молодежи

     Отсутствие  специалистов в области стратегического  управления

     Не  поставлены задачи по разработке и  формированию внутреннего РРС

     Отсутствие  опыта масштабного поиска и вербовки персонала; несовершенство применяемых  методов маркетинга персонала.

     Непрестижность  и отсутствие отдельных категорий  работ в предшествующие 5-8 лет.

     Недостатки  системы профессионального образования

     Новизна направления

     Формирование  внутреннего РРС; внедрение функции  маркетинга персонала

     Создание  финансового резерва для экстренного  приобретения, обучения или подготовки необходимого персонала

     Совершенствование связей со школой, училищами, вузами в долгосрочном аспекте

     Переподготовка  имеющегося (внутренний РРС) в соответствии с потребностями;

     Создание  собственной образовательной базы.

      
     На  предприятии в  целом.

     Отсутствие  системы стратегического управления предприятием.

     Отсутствие  методической базы.

     Недооценка  возможностей стратегического управления.

     Разработка  либо приобретение пакета документации по формированию системы стратегического  управления предприятия

     Подготовка, переподготовка, обучение административно - управленческого аппарата предприятия;

     Формирование  «стратегического образа мыслей»; формирование соответствующей корпоративной  культуры.

      
                           

Информация о работе Практика стратегического управления персоналом организации