Практика управления персоналом: основные функции управления персоналом в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:10, реферат

Описание

В первых рабовладельческих государствах мы находим следы, аспекты управления персоналом. Еще Геродот (“отец истории”) писал о ста тысячах рабочих, которые были собраны для строительства пирамиды Хеопса (2575-2465 гг. до н.э.) и расположенных рядом с ней сооружений. Очевидно, что реализация подобного проекта требовала решения проблем занятости, распределения работ, рабочего времени, довольствия и оплаты труда, санкций, то есть тех вопросов в сфере управления персоналом, которые актуальны и по сей день.

Работа состоит из  1 файл

01 Управление персонлам.docx

— 25.81 Кб (Скачать документ)

Практика управления персоналом: основные функции управления персоналом в развитии. 
Научные школы управления и управление персоналом. 
Тенденции развития науки управления персоналом. 
Зарубежный и отечественный опыт управления персоналом.

Управление как особый вид деятельности в социальной группе развивается с самого зарождения человеческой цивилизации. В первобытную  эпоху в родовой общине сложилась  простейшая кооперация (совместная, коллективная работа) как исторически первая форма  общественного труда. Благодаря  ей, а также постоянному совершенствованию  рабочих орудий, приобретению людьми трудовых умений и навыков происходило  хотя и медленное, но неуклонное повышение  производительности труда. 
Происходит разделение труда: первоначально по полу и возрасту, затем от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству, ремеслу. На смену родовому строю пришло рабство - исторически первая форма принудительного труда и эксплуатации. 
В первых рабовладельческих государствах мы находим следы, аспекты управления персоналом. Еще Геродот (“отец истории”) писал о ста тысячах рабочих, которые были собраны для строительства пирамиды Хеопса (2575-2465 гг. до н.э.) и расположенных рядом с ней сооружений. Очевидно, что реализация подобного проекта требовала решения проблем занятости, распределения работ, рабочего времени, довольствия и оплаты труда, санкций, то есть тех вопросов в сфере управления персоналом, которые актуальны и по сей день. 
Большой вклад в развитие управленческой практики был сделан в Вавилоне. Прежде всего, это относится к Кодексу Хаммурапи, в котором 4000 лет назад были юридически оформлены многие вопросы оплаты труда, в том числе минимальной заработной платы, контроля и ответственности. Спустя полторы тысячи лет на текстильных фабриках Междуречья стала применяться прогрессивная система заработной платы. 
Велики и заслуги китайских мыслителей в развитие идей общежития и управления людьми (Конфуций, Шан Ян, Хань-Фэй-цзы).  
Феодальный способ производства держался на так называемом “праве” крупных землевладельцев распоряжаться средствами производства (прежде всего землей) и трудом самостоятельно хозяйствовавших производителей, которые находились в поземельной, а часто и в личной зависимости от землевладельцев-феодалов. Механизм производственных отношений в тех условиях не мог действовать иначе, как через внеэкономическое принуждение к труду, прямое насилие, сословное неравенство крестьян и ремесленников. 
История Нового времени подтверждает следующую закономерность: капитализм как хозяйственный уклад, как общественный строй держится на взаимодействии частной собственности и наемной рабочей силы, то есть он возникает и развивается там, где собственник средств производства находит на рынке свободного рабочего в качестве продавца своей способности к труде. Иными словами, капитал и наемный труд порождают и взаимно обуславливают друг друга. 
В новейшее время утвердился взгляд на труд как на сознательную целенаправленную созидательную деятельность, приложение человеком умственных и физических усилий для получения полезного результата в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей, как на проявление человеческой личности. Предпринимательство, находясь по своей социальной сущности в прямой и неразрывной связи с трудом, экономической свободой и рыночной регуляцией товарно-денежных отношений, представляет собой разновидность трудовой деятельности. 
Отдельные положения науки об управлении людьми нашли свое отражение в произведениях Аристотеля, Аристокла (Платона), Шан Яна, Августина, Н. Макьявелли, Ф. Бэкона. 
Как научно-практическая дисциплина управление персоналом существует около века. 
В 1880-х в больших корпорациях САСШ созданы первые отделы кадров (Baltimore & Ohio Railroad).  
В 1895 г. американский инженер Генри Таун на конференции Американской ассоциации инженеров поставил вопрос о необходимости создания концепции, теории управления людьми. 
Исследователи выделяют 4 этапа в развитии управления персоналом в этом веке (Табл. 1):

Годы

Концепции управления персоналом; школы менеджмента; модели работника

Признаки управления персоналом

Типичный стиль руководства

Характер организации  работ

Функции служб управления персоналом

1880

1920

Использование трудовых ресурсов в рамках экономического подхода. Научное  управление, административная школа. Экономический  человек.

Отсутствие прав наемных  работников.  
Минимизация затрат на рабочую силу. 
Жесткая регламентация работ, нормирование труда. 
Соответствие условий труда и функций психофизиологическим особенностям работника

Авторитарный, ориентированный на цели

Децентрализация

Найм, увольнение, учет, техника безопасности, расчет и выдача заработной платы

1920

1950

Управление персоналом в  рамках органического подхода. Человеческих отношений. Психологический человек.

Делай работника довольным и он будет производить. 
Ориентация на малые группы. 
Устранение конфликтов. 
Снятие напряженности. 
Принципы коллективизма. 
Лояльность. 
Основы участия в принятии решений.

Формальное и неформальное лидерство. Ориентация на человека.

Децентрализация

То же +

социально-психологическая  помощь, разрешение конфликтов, медицинская  помощь, повышение квалификации

1950

1970

Управление человеческими  ресурсами. Органический подход. Профессиональный человек.

Делай знания производительными.  
Вовлеченность работника в дела организации. 
Мобилизация всей человеческой энергии. 
Квалификация кадров. 
Признание работника важнейшим капиталом. 
Система социальных гарантий.

Кооперация, гибкая работа в  группах, притупление иерархической  структуры

Усиление децентрализации

То же +

развитие персонала, переподготовка, ротация, обогащение работ. Оценка персонала.

1970

1990

Управление человеком. Гуманистический  подход. Профессиональный, социальный человек.

Ключевой ресурс. 
Возрастание значения знаний. 
Повышение затрат на персонал.  
Конкуренция на рынке труда. 
Расширение узаконенных прав по участию в принятии решений. 
Партнерство. 
Упор на индивидуальность. 
Непрерывное обучение

То же

Усиление децентрализации

Взаимодействие охватывает все сферы и стадии воспроизводства  персонала


 

На первом этапе классики управления Фредерик Тейлор и Анри Файоль в своих работах акцентируют внимание на организации людей, учете, справедливом вознаграждении труда и дисциплине. В то же время в 1915 г. появляется первый учебный курс по подготовке менеджеров по персоналу (школа Тиск Дортмундского колледжа), к 1919 г. - 12 американских колледжей вводят курсы по кадровому менеджменту. Развиваются подразделения НИОКР (научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы) - в 1913 г. в 50 корпорациях САСШ. 
В период 1930-1960х гг. активизируется профсоюзное движение, возникшее в Англии в середине XIX в., в САСШ - на рубеже веков (в 1945 г. численность членов профсоюзов в США превысила треть занятых); создаются государственные социальные программы (в США - Акт о социальном страховании 1935 г., Акт Уолш-Хили 1936 г. для работающих по государственным контрактам, Акт справедливости трудовых стандартов 1938 г.); растет влияние концепции “человеческих отношений”, оперирующей такими понятиями, как “мотивы”, “коммуникация”, “участие”. На этом этапе государство отчасти ограничивает давление собственника на рабочую систему. С 1946 г. растет интерес к Японии в связи с подъемом японской промышленности. 
В 1950-60-е гг. быстрыми темпами развиваются новые отрасли, определяющие научно-технический прогресс: электротехническая, радиотехническая, химическая, аэрокосмическая, атомная. Трудовые ресурсы, реагируя на изменения, обретают новые качества: все больше появлялось грамотных работников с иным отношением к участию в труде, к условиям и организации трудового процесса.  
Усиливаются и бюрократические тенденции, поэтому в 1970-е гг. большинстве развитых стран мира отмечено заметное падение удовлетворенности трудом, высокая текучесть кадров, абсентеизм. В 1972 г. текучесть на заводах корпорации “Форд” составляла 27%, абсентеизм на предприятиях шведского концерна “Вольво” в 1971-1973 гг. - 30%. 
В России серьезный интерес к проблемам управления возникает в 20-е гг. XX в. Российские исследователи в сфере научной организации труда - А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Н.А. Витке полагали, что добиться роста производительности труда можно, переняв у капитализма все ценное в этой области, включая и положительные стороны системы Тейлора; что результативность всякой хозяйственной деятельности повышается не только за счет интенсификации труда, механизации работ и рационализации производства, но и посредством социализации трудового процесса, повышения роли человека как решающего фактора трудовой деятельности. 
Российские ученые, разрабатывая основы научной организации труда, раньше своих западных коллег указали на технократическую ограниченность тейлоризма и по сути дела предвосхитили появление в США в конце 1920-х гг. управленческой школы человеческих отношений. Представители этой школы опирались на достижения психологии и социологии. Они исходили из того, что тщательно рассчитанные трудовые операции и даже относительно высокое вознаграждение еще не гарантируют повышение производительности труда. Успех дела зависит от содержания и условий работы, особенно от “психологического климата” и межличностных отношений, общения и взаимодействия работников. 
В начале 1970-х гг. в СССР появляются работы А.И. Китова и Е.С. Жарикова, в которых они изучали проблемы: падения производительности труда при высокой фондовооруженности; опережающих темпов роста заработной платы по отношению к темпам роста производительности; потребительского отношения к производству, предприятию. Но их исследования, актуальные и в наше время, не были востребованы в те годы. 
С начала 1990-х гг. сформировалось отношение к кадрам как к ресурсу организации в рамках концепции перехода мирового сообщества к модели устойчивого развития. Сейчас управление человеческими ресурсами подразумевает рациональное использование имеющихся в наличии людских ресурсов организации, их сохранение и развитие. Эта деятельность шире, чем управление персоналом, так как охватывает все сферы деятельности каждого человека в организации. Человек провозглашается высшей ценностью организации, в связи с этим деятельность по управлению человеческими ресурсами направлена на развитие в сотрудниках качеств, необходимых для реализации целей предприятия. 
Сегодня выделяют два основных подхода к управлению персоналом: японский и евро-американский.

Характерная черта

Япония

США и Европа

Цели

Общие групповые; 
люди - наиболее ценное достояние для достижения задач компании (создание психологического климата, повышение кооперации ее членов)

Цели организации не соответствуют  целям рабочих (стимулирование деньгами, жесткий контроль за исполнением). 
Максимальная прибыль на инвестиционный капитал в результате технологической и индивидуальной производительности

Принцип найма

Пожизненный

Краткосрочный

Принцип труда

Чем старше сотрудник, тем  выше заработная плата

Чем больше стаж работы, тем  выше заработная плата

Принятие решений

Децентрализованная система (снизу вверх); принцип консенсуса

Централизованная система; индивидуальное принятие решений

Ответствен-ность

Коллективная

Индивидуальная

Развитие

Неспецифический путь повышения  квалификации

Специфический путь повышения  квалификации

Карьера и должностной  рост

Медленное должностное продвижение

Быстрое должностное продвижение

Контроль

Легкий неформализованный

Жесткий формализованный


 

Японская модель наиболее точно  отражает концепцию управления человеческими  ресурсами, для нее характерна ориентация на личностные качества работника, его  мировоззрение, трудоспособность в  целях пожизненного найма; а также  на разработку корпоративной философии. 
Для евроамериканской модели характерно стремление к максимальному соответствию должности в целях извлечения максимальной прибыли. 
Некоторые авторы выделяют еще и китайскую модель управления кадрами, отличающуюся системой дифференциации работников по результатам экзаменов. Возможно, что в будущем к этой модели будет обращено пристальное внимание исследователей, сравнимое с вниманием к “японскому чуду”, по причине повсеместного распространения китайских предприятий и самобытных подходов к управлению кадров.


Информация о работе Практика управления персоналом: основные функции управления персоналом в развитии