Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:10, реферат
В первых рабовладельческих государствах мы находим следы, аспекты управления персоналом. Еще Геродот (“отец истории”) писал о ста тысячах рабочих, которые были собраны для строительства пирамиды Хеопса (2575-2465 гг. до н.э.) и расположенных рядом с ней сооружений. Очевидно, что реализация подобного проекта требовала решения проблем занятости, распределения работ, рабочего времени, довольствия и оплаты труда, санкций, то есть тех вопросов в сфере управления персоналом, которые актуальны и по сей день.
Практика управления персоналом:
основные функции управления персоналом
в развитии.
Научные школы управления и управление
персоналом.
Тенденции развития науки управления
персоналом.
Зарубежный и отечественный опыт управления
персоналом.
Управление как особый
вид деятельности в социальной группе
развивается с самого зарождения
человеческой цивилизации. В первобытную
эпоху в родовой общине сложилась
простейшая кооперация (совместная, коллективная
работа) как исторически первая форма
общественного труда. Благодаря
ей, а также постоянному
Происходит разделение труда: первоначально
по полу и возрасту, затем от собирательства
и охоты к земледелию, скотоводству, ремеслу.
На смену родовому строю пришло рабство
- исторически первая форма принудительного
труда и эксплуатации.
В первых рабовладельческих государствах
мы находим следы, аспекты управления
персоналом. Еще Геродот (“отец истории”)
писал о ста тысячах рабочих, которые были
собраны для строительства пирамиды Хеопса
(2575-2465 гг. до н.э.) и расположенных рядом
с ней сооружений. Очевидно, что реализация
подобного проекта требовала решения
проблем занятости, распределения работ,
рабочего времени, довольствия и оплаты
труда, санкций, то есть тех вопросов в
сфере управления персоналом, которые
актуальны и по сей день.
Большой вклад в развитие управленческой
практики был сделан в Вавилоне. Прежде
всего, это относится к Кодексу Хаммурапи,
в котором 4000 лет назад были юридически
оформлены многие вопросы оплаты труда,
в том числе минимальной заработной платы,
контроля и ответственности. Спустя полторы
тысячи лет на текстильных фабриках Междуречья
стала применяться прогрессивная система
заработной платы.
Велики и заслуги китайских мыслителей
в развитие идей общежития и управления
людьми (Конфуций, Шан Ян, Хань-Фэй-цзы).
Феодальный способ производства держался
на так называемом “праве” крупных землевладельцев
распоряжаться средствами производства
(прежде всего землей) и трудом самостоятельно
хозяйствовавших производителей, которые
находились в поземельной, а часто и в
личной зависимости от землевладельцев-феодалов.
Механизм производственных отношений
в тех условиях не мог действовать иначе,
как через внеэкономическое принуждение
к труду, прямое насилие, сословное неравенство
крестьян и ремесленников.
История Нового времени подтверждает
следующую закономерность: капитализм
как хозяйственный уклад, как общественный
строй держится на взаимодействии частной
собственности и наемной рабочей силы,
то есть он возникает и развивается там,
где собственник средств производства
находит на рынке свободного рабочего
в качестве продавца своей способности
к труде. Иными словами, капитал и наемный
труд порождают и взаимно обуславливают
друг друга.
В новейшее время утвердился взгляд на
труд как на сознательную целенаправленную
созидательную деятельность, приложение
человеком умственных и физических усилий
для получения полезного результата в
удовлетворении своих материальных и
духовных потребностей, как на проявление
человеческой личности. Предпринимательство,
находясь по своей социальной сущности
в прямой и неразрывной связи с трудом,
экономической свободой и рыночной регуляцией
товарно-денежных отношений, представляет
собой разновидность трудовой деятельности.
Отдельные положения науки об управлении
людьми нашли свое отражение в произведениях
Аристотеля, Аристокла (Платона), Шан Яна,
Августина, Н. Макьявелли, Ф. Бэкона.
Как научно-практическая дисциплина управление
персоналом существует около века.
В 1880-х в больших корпорациях САСШ созданы
первые отделы кадров (Baltimore & Ohio Railroad).
В 1895 г. американский инженер Генри Таун
на конференции Американской ассоциации
инженеров поставил вопрос о необходимости
создания концепции, теории управления
людьми.
Исследователи выделяют 4 этапа в развитии
управления персоналом в этом веке (Табл.
1):
Годы |
Концепции управления персоналом; школы менеджмента; модели работника |
Признаки управления персоналом |
Типичный стиль руководства |
Характер организации работ |
Функции служб управления персоналом |
1880 1920 |
Использование трудовых ресурсов в рамках экономического подхода. Научное управление, административная школа. Экономический человек. |
Отсутствие прав наемных
работников. |
Авторитарный, ориентированный на цели |
Децентрализация |
Найм, увольнение, учет, техника безопасности, расчет и выдача заработной платы |
1920 1950 |
Управление персоналом в рамках органического подхода. Человеческих отношений. Психологический человек. |
Делай работника довольным
и он будет производить. |
Формальное и неформальное лидерство. Ориентация на человека. |
Децентрализация |
То же + социально-психологическая помощь, разрешение конфликтов, медицинская помощь, повышение квалификации |
1950 1970 |
Управление человеческими ресурсами. Органический подход. Профессиональный человек. |
Делай знания производительными. |
Кооперация, гибкая работа в группах, притупление иерархической структуры |
Усиление децентрализации |
То же + развитие персонала, переподготовка, ротация, обогащение работ. Оценка персонала. |
1970 1990 |
Управление человеком. Гуманистический подход. Профессиональный, социальный человек. |
Ключевой ресурс. |
То же |
Усиление децентрализации |
Взаимодействие охватывает все сферы и стадии воспроизводства персонала |
На первом этапе классики управления
Фредерик Тейлор и Анри Файоль в своих
работах акцентируют внимание на организации
людей, учете, справедливом вознаграждении
труда и дисциплине. В то же время в 1915
г. появляется первый учебный курс по подготовке
менеджеров по персоналу (школа Тиск Дортмундского
колледжа), к 1919 г. - 12 американских колледжей
вводят курсы по кадровому менеджменту.
Развиваются подразделения НИОКР (научно-исследовательской
и опытно-конструкторской работы) - в 1913
г. в 50 корпорациях САСШ.
В период 1930-1960х гг. активизируется профсоюзное
движение, возникшее в Англии в середине
XIX в., в САСШ - на рубеже веков (в 1945 г. численность
членов профсоюзов в США превысила треть
занятых); создаются государственные социальные
программы (в США - Акт о социальном страховании
1935 г., Акт Уолш-Хили 1936 г. для работающих
по государственным контрактам, Акт справедливости
трудовых стандартов 1938 г.); растет влияние
концепции “человеческих отношений”,
оперирующей такими понятиями, как “мотивы”,
“коммуникация”, “участие”. На этом
этапе государство отчасти ограничивает
давление собственника на рабочую систему.
С 1946 г. растет интерес к Японии в связи
с подъемом японской промышленности.
В 1950-60-е гг. быстрыми темпами развиваются
новые отрасли, определяющие научно-технический
прогресс: электротехническая, радиотехническая,
химическая, аэрокосмическая, атомная.
Трудовые ресурсы, реагируя на изменения,
обретают новые качества: все больше появлялось
грамотных работников с иным отношением
к участию в труде, к условиям и организации
трудового процесса.
Усиливаются и бюрократические тенденции,
поэтому в 1970-е гг. большинстве развитых
стран мира отмечено заметное падение
удовлетворенности трудом, высокая текучесть
кадров, абсентеизм. В 1972 г. текучесть на
заводах корпорации “Форд” составляла
27%, абсентеизм на предприятиях шведского
концерна “Вольво” в 1971-1973 гг. - 30%.
В России серьезный интерес к проблемам
управления возникает в 20-е гг. XX в. Российские
исследователи в сфере научной организации
труда - А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Н.А.
Витке полагали, что добиться роста производительности
труда можно, переняв у капитализма все
ценное в этой области, включая и положительные
стороны системы Тейлора; что результативность
всякой хозяйственной деятельности повышается
не только за счет интенсификации труда,
механизации работ и рационализации производства,
но и посредством социализации трудового
процесса, повышения роли человека как
решающего фактора трудовой деятельности.
Российские ученые, разрабатывая основы
научной организации труда, раньше своих
западных коллег указали на технократическую
ограниченность тейлоризма и по сути дела
предвосхитили появление в США в конце
1920-х гг. управленческой школы человеческих
отношений. Представители этой школы опирались
на достижения психологии и социологии.
Они исходили из того, что тщательно рассчитанные
трудовые операции и даже относительно
высокое вознаграждение еще не гарантируют
повышение производительности труда.
Успех дела зависит от содержания и условий
работы, особенно от “психологического
климата” и межличностных отношений,
общения и взаимодействия работников.
В начале 1970-х гг. в СССР появляются работы
А.И. Китова и Е.С. Жарикова, в которых они
изучали проблемы: падения производительности
труда при высокой фондовооруженности;
опережающих темпов роста заработной
платы по отношению к темпам роста производительности;
потребительского отношения к производству,
предприятию. Но их исследования, актуальные
и в наше время, не были востребованы в
те годы.
С начала 1990-х гг. сформировалось отношение
к кадрам как к ресурсу организации в рамках
концепции перехода мирового сообщества
к модели устойчивого развития. Сейчас
управление человеческими ресурсами подразумевает
рациональное использование имеющихся
в наличии людских ресурсов организации,
их сохранение и развитие. Эта деятельность
шире, чем управление персоналом, так как
охватывает все сферы деятельности каждого
человека в организации. Человек провозглашается
высшей ценностью организации, в связи
с этим деятельность по управлению человеческими
ресурсами направлена на развитие в сотрудниках
качеств, необходимых для реализации целей
предприятия.
Сегодня выделяют два основных подхода
к управлению персоналом: японский и евро-американский.
Характерная черта |
Япония |
США и Европа |
Цели |
Общие групповые; |
Цели организации не соответствуют
целям рабочих (стимулирование деньгами,
жесткий контроль за исполнением). |
Принцип найма |
Пожизненный |
Краткосрочный |
Принцип труда |
Чем старше сотрудник, тем выше заработная плата |
Чем больше стаж работы, тем выше заработная плата |
Принятие решений |
Децентрализованная система (снизу вверх); принцип консенсуса |
Централизованная система; индивидуальное принятие решений |
Ответствен-ность |
Коллективная |
Индивидуальная |
Развитие |
Неспецифический путь повышения квалификации |
Специфический путь повышения квалификации |
Карьера и должностной рост |
Медленное должностное продвижение |
Быстрое должностное продвижение |
Контроль |
Легкий неформализованный |
Жесткий формализованный |
Японская модель наиболее точно
отражает концепцию управления человеческими
ресурсами, для нее характерна ориентация
на личностные качества работника, его
мировоззрение, трудоспособность в
целях пожизненного найма; а также
на разработку корпоративной философии.
Для евроамериканской модели характерно
стремление к максимальному соответствию
должности в целях извлечения максимальной
прибыли.
Некоторые авторы выделяют еще и китайскую
модель управления кадрами, отличающуюся
системой дифференциации работников по
результатам экзаменов. Возможно, что
в будущем к этой модели будет обращено
пристальное внимание исследователей,
сравнимое с вниманием к “японскому чуду”,
по причине повсеместного распространения
китайских предприятий и самобытных подходов
к управлению кадров.