Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа
Переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределяет необходимость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена - предприятия фирмы корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъявляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической деятельности.
Введение 3
1 Понятие банкротства, основные критерии, законодательство 4
2 Причины банкротства многих российских предприятий и пути выхода из кризиса 19
3 Методика оценки платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия 25
Заключение 38
Список литературы 39
Кроме этого, в силу п. 2 ст. 58 Закона только с согласия временного управляющего органами управления должника может быть принято решение об участии организации-должника в объединениях юридических лиц (ассоциациях (союзах), холдинговых компаниях; финансово-промышленных группах и других).
Помимо выражения (либо невыражения) согласия с указанными сделками и решениями должника временный управляющий должен следить за тем, чтобы органы управления должника не принимали указанные в п.3 ст.58 Закона решения:
а) о реорганизации должника (во всех пяти формах - слияния, присоединения, выделения, разделения, преобразования);
б) о ликвидации должника;
в) о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах (за исключением ассоциаций (союзов));
г) о создании филиалов и представительств;
д) о выплате дивидендов;
е) о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
ж) о выходе из состава участников должника - юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.
Все эти меры служат сохранению активов должника и тем самым направлены на стабилизацию его экономического положения.
Вторая основная обязанность временного
управляющего - осуществление анализа
финансового состояния
Временный управляющий изучает и выявляет количество и состояние активов должника; наличие и характер дебиторской задолженности; перспективность деятельности предприятия-должника; размер требований кредиторов; состав имущества должника, находящегося у третьих лиц, и т.д.
В результате изучения финансового
состояния должника управляющий
может сделать следующие
а) о достаточности (недостаточности) имущества должника для покрытия судебных расходов.
б) о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника.
На практике часто временный управляющий, составляя заключение о возможности восстановления финансового состояния должника, указывает способы, которые могли бы привести к этой цели, применимые и эффективные для данного должника.
Следует отметить, что указанное заключение носит не обязательный, а рекомендательный характер. Как положительное, так и отрицательное заключение может быть проигнорировано кредиторами.
Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, которое представляет интересы всех кредиторов при проведении процедур банкротства. На собрании временный управляющий знакомит кредиторов с возможными перспективами должника. В первую очередь учитываются состояние активов и экономический потенциал предприятия.
Временный управляющий информирует кредиторов о предполагаемых мероприятиях внешнего управления, о необходимых для этого затратах, о примерном периоде времени, в течение которого платежеспособность должника может быть восстановлена, о суммах, которые кредиторы смогут получить в случае достижения целей внешнего управления и при недостижении этих целей.
С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.
2. Внешнее управление
Основную роль в решении вопроса о назначении внешнего управления играют кредиторы, которые, по сути, решают: получить очень незначительную сумму средств (а возможно, не получить ничего) немедленно либо значительно большую сумму (а возможно, весь долг полностью) по истечении определенного срока.
Анализ практики позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев кредиторы выбирают путь, наиболее перспективный для должника, поскольку кредиторы больше кого бы то ни было заинтересованы в восстановлении экономического положения должника. Однако, закон, устанавливая общее правило об утверждении судом решения собрания кредиторов о введении внешнего управления, устанавливает и исключение из правила, состоящее в обратном решении суда, т.е. в возможности ввести внешнее управление по решению суда вопреки мнению кредиторов.
С момента введения внешнего управления:
- руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.
На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, установленным на момент введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены статьей 395 ГК РФ, (т.е по учетной ставке Центробанка).
По окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пеня), а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления.
Мораторий (приостановление исполнения) на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
Рассмотрим основные права и обязанности внешнего управляющего. Внешний управляющий вправе:
- самостоятельно распоряжаться имуществом должника с некоторыми ограничениями;
- заключать от имени должника мировое соглашение;
- заявлять отказ от исполнения договоров должника.
Внешний управляющий обязан:
- разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления;
- вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
- заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;
- принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
- рассматривать требования кредиторов;
- вести реестр требований кредиторов;
- представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления;
- осуществлять иные полномочия в соответствии с законом.
План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, рассмотренных выше.
По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:
- о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления;
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- о заключении мирового соглашения.
Рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражным судом.
3. Конкурсное производство
В случае нецелесообразности введения внешнего управления, а также по иным основаниям, предусмотренным законом «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд самостоятельно или по ходатайству собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. С момента признания должника банкротом:
- срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;
- прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника;
- сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной.
Конкурсный управляющий с момента своего назначения осуществляет следующие функции:
- принимает в ведение имущество должника, проводит инвентаризацию и оценку имущества должника и принимает меры по обеспечению его сохранности;
- анализирует финансовое состояние должника;
- предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
- осуществляет иные функции в соответствии с законом.
Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах.
Вырученные от реализации имущества средства используются для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью:
- вне очереди покрываются судебные расходы;
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
- в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Требования каждой очереди
удовлетворяются после полного
удовлетворения требований предыдущей
очереди. При недостаточности денежных
средств должника они распределяются
между кредиторами соответствую
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
4. Мировое соглашение
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.
Мировое соглашение должно
содержать положения о
Мировое соглашение может содержать условия:
- об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;
- об уступке прав требования должника;
- об исполнении обязательств должника третьими лицами;
- о скидке с долга;
- об обмене требований на акции;
- об удовлетворении требований кредиторов иными способами.
Мировое соглашение может быть заключено после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе наблюдения или внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.
Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе внешнего управления является также основанием для прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов.
Таким образом, современное российское законодательство о банкротстве преследует две основных цели (для достижения каждой из которых выработаны особые средства).
Во-первых, необходимо изъять из гражданского оборота субъектов, не способных функционировать, принося прибыль и добросовестно исполняя свои обязательства перед контрагентами. Ликвидация таких субъектов способна только оздоровить экономику.
Закон призван осуществить ликвидацию таких юридических лиц, во-первых, быстро (чтобы они не успели причинить более значительных убытков кредиторам); во-вторых, с соблюдением баланса интересов как должника, так и кредиторов и государства.
Во-вторых, закон должен помочь восстановлению финансового положения должника, испытывающего временные трудности, обладающего значительным финансовым потенциалом.
В условиях плановой экономики, когда все вокруг принадлежало одному собственнику - государству, понятие "банкрот" было для нас чем-то весьма отвлеченным. Государство в случае финансовой несостоятельности того или иного предприятия просто перераспределяло финансовые ресурсы от одного хозяйственного субъекта к другому.
Информация о работе Причины банкротства предприятий в рыночной экономике