Принципы и функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:15, реферат

Описание

В данном реферате рассматривается понятие менеджмента в целом, его функции и принципы. Это поможет нам сформировать более четкое представление о предмете менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Понятие и сущность менеджмента………………………………………… .
Функции менеджмента……………….………………………………………
Принципы менеджмента………...……...……………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

Московский  городской университет управления Правительства Москвы

Кафедра «менеджмента» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принципы  и функции менеджмента

Реферат 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                ВЫПОЛНИЛА: студентка II курса экономического факультета специальности «финансы и кредит» Знаменская В.В.

                ПРОВЕРИЛА: кандидат экономических наук, доцент Мусинова Н.Н. 
                 
                 
                 
                 

2010

 

Содержание

   
Введение………………………………………………………………………. 3
      Понятие и  сущность менеджмента………………………………………… .
4
Функции менеджмента……………….……………………………………… 5
Принципы менеджмента………...……...…………………………………… 7
Заключение……………………………………………………………………. 13
Список  литературы………………………………………………………….... 14

 

Введение 

     Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

     Система менеджмента – это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения, а также правового обеспечения.

     В данном реферате рассматривается понятие  менеджмента в целом, его функции и принципы. Это поможет нам сформировать более четкое представление о предмете менеджмента.

     Задачи  данного реферата:

    • определить общее понятие и сущность менеджмента;
    • описать функции менеджмента;
    • выделить различные принципы менеджмента.

 

      Понятие и сущность менеджмента 

     Менеджмент  – это управление хозяйственной  деятельностью – умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения, интеллект других людей.

     Бизнес  менеджмент – управление группой  людей.

     Менеджмент  предполагает управление в условиях рыночной экономики. Это:

     - ориентация фирмы на спрос  и потребности рынка, запросы  потребителя, организация производства  технологических видов продукции,  которая может принести прибыль;

     - постоянное стремление к эффективному производству.

     - хозяйственная самостоятельность,  свобода в принятии решений.

     - постоянная корректировка целей  и программ в условиях рынка,  где конечный результат деятельности  фирмы определяется на рынке  в процессе обмена.

     - необходимость использования современной информационной базы для принятия обоснованного решения.

     Менеджмент  – это самостоятельный вид  профессиональной деятельности, направленный на достижение определенных целей, в  ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов, с применением принципов, методов и функций экономического механизма менеджмента.

     Менеджмент  предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста  – менеджера. И в качестве объекта – хозяйственную деятельность фирмы в целом или какую-то ее часть. Задача менеджера – достичь слаженной деятельности, менеджер – это управляющий, не зависимо от уровня управления, профессиональной подготовки.

     Менеджер  может быть собственником и наемным работником.

     Под хозяйственной деятельностью понимается деятельность фирмы в любой отрасли  экономики, в любой сфере деятельности (производство, сбыт, финансы), если эта  деятельность направлена на получение  прибыли.

     Управление  осуществляется с учетом потенциальных возможностей фирмы и ее обеспечения необходимыми ресурсами. Рациональное использование материальных ресурсов предполагает достижение цели при минимуме затрат и максимальной эффективности. Экономический механизм менеджмента обусловлен хозяйственной деятельностью фирмы в рыночных условиях, когда результаты деятельности определяются на рынке.1 

     Функции менеджмента 

    Функцией  в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

       Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

       Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.

     Организация. Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.

     Мотивация. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

     Мотивация как основная функция менеджмента  связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации. исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

     Мотив – это побудительная причина, повод к деятельности. Побудить к  деятельности можно обогатив идеями, … волю, знания, определив величину вознаграждения, связав его с результатом  деятельности, а также выявив систему  ценностей человека, удовлетворяя потребность власти в зависимости от способности человека влиять на других людей.

     Контроль-это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. Контроль как основная функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. С помощью контроля менеджер выявляет проблеммы, причины их возникновения и принимает активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.2

     Взаимосвязь функций менеджмента

     Функции управления имеют специфический  характер, особое содержание и могут  осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так  и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, "говорит" менеджерам, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивирования и организации). Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

     Если  менеджер желает обеспечить "безоблачное" будущее своей организации, он постоянно должен осуществлять все управленческие функции. И начинать нужно с планирования. Если работа спланирована, то она должна быть и организована, а работники подготовлены для ее выполнения. Качество труда в большой степени зависит от побуждающих мотивов, предложенных менеджером. Наконец, чтобы определить точность выполнения планов, нужно проконтролировать процесс труда Как видно, все четыре функции взаимосвязаны и взаимообусловлены.

     Каждая  из четырех функций менеджмента  является для организации жизненно важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации. 

     Принципы менеджмента 

     Принципы  управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации  процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством  основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.

     Таким образом, принципы управления можно  представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

     Впервые принципы рационального управления были сформированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге « Двенадцать принципов производства».

     Однако  один из основоположников научной организации  труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает своё место среди принципов управления, во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность.

     В связи с этим, все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы – общие и частные.

     К общим принципам управления относятся  принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

     Принцип применимости – менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для все работающих в фирме сотрудников.

     Принцип системности – менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры и системы в целом.

     Принцип многофункциональности – менеджмент охватывает различные аспекты деятельности:: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

     Принцип интеграции – внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить на свои миры.

Информация о работе Принципы и функции менеджмента