Принципы и методы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть принципы и методы управления персоналом.
Задачи работы:
Рассмотреть основные принципы и методы управления персоналом.
Рассмотреть действие принципов и методов управления персоналом на предприятии.
Объект работы – система управления персоналом.
Предмет работы – особенности принципов и методов управления

Содержание

Введение…………………………...…………………………………………………...3
Глава 1. Принципы управления персоналом…......................................................5
1.1 Основные принципы управления персоналом...............................................5
1.2 Реализация принципов управления персоналом в России……….............12
Глава 2. Методы управления персоналом…………...............................................12
2.1 Разновидность методов управления персоналом…………………………15
2.2 Методы управления персоналом в ОАО "Нижнекамский молокомбинат" …………..………………………………………………………….…………………..23
Заключение………………………………...…………………………………………25
Список литературы…………………………….……………………………............

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.Принципы и методы управления персоналом.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

по  дисциплине  «Управление персоналом» 
 
 

Тема: «Принципы и методы управления персоналом» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2006 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………...…………………………………………………...3

Глава 1. Принципы управления персоналом…......................................................5

    1. Основные принципы управления персоналом...............................................5
    2.   Реализация принципов управления персоналом в России……….............12

Глава 2. Методы управления персоналом…………...............................................12

    2.1 Разновидность методов управления персоналом…………………………15

       2.2  Методы управления персоналом в ОАО «Нижнекамский молокомбинат» …………..………………………………………………………….…………………..23

Заключение………………………………...…………………………………………25

Список  литературы…………………………….……………………………............27 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Актуальность  темы. С начала века и до 60-х годов руководителей мало интересовали проблемы, возникающие внутри предприятий. Лишь с развитием общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств управленческая наука стала подходить к решению возникающих проблем, исходя из того обстоятельства, что работа фирмы во многом обусловлена внутренней средой.

      В своем развитии управленческая мысль постепенно пришла к пониманию того, что эффективное функционирование производственных структур, получение максимальной прибыли, что особенно актуально в условиях рынка, возможно лишь при совпадении интересов и целей фирмы с интересами персонала, т.е. руководителей, рабочих и служащих.

    В современном обществе очень важным аспектом является правильная политика со стороны руководства в отношении своих подчиненных. Хотя сегодня состояние правового регулирования трудовых отношений отражает специфику переходного периода к рыночной экономике, существующие правовые нормы не обладают совершенством, конкретные участники трудовых отношений - работодатели и работники должны знать и уметь их применять в нужное время и в нужном месте. В последние годы в науке об управлении производственными организациями наблюдается коренное изменение представлений о роли персонала в деятельности предприятия. В отличие от господствовавших ранее взглядов, экономически включавших  персонал в категорию издержек, подлежащих строгому контролю и возможно большему сокращению, появилась концепция управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из важнейших ресурсов предприятия. Который нуждается в  эффективном и многоплановом управлении, включающем, как необходимый фактор, обеспечение социального, профессионального и структурного развития персонала. Принципы и методы управления персоналом являются на данном этапе развития истории наиболее значимыми и актуальными для становления и успешного процветания бизнеса в условиях успешно развивающейся рыночной экономики.

    Цель  работы – рассмотреть принципы и методы управления персоналом.

    Задачи  работы:

  1. Рассмотреть основные принципы и методы управления персоналом.
  2. Рассмотреть действие принципов и методов управления персоналом на предприятии.

       Объект работы  система управления персоналом.

       Предмет работы особенности принципов и методов управления        

персоналом.     

       Теоретическая база: тема работы широко рассматривается в работах отечественных специалистов Базарова Т.Ю., Шапиро С.А., Кибанова А.Я., Уткин Э.А., Егоршин А.П., Лукичева Л.И.

      Эмпирическая база: материалы о принципах и методах управления персоналом в организации ОАО «Нижнекамский молокомбинат».

    Структура работы: структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.

  
 

  

 

     Глава 1. Принципы управления персоналом 

    1.1  Основные принципы управления персоналом 

    Управление  персоналом - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.1

    Управление  персоналом заключается в формировании системы управления персоналом. Управление персоналом охватывает широкий спектр функций.

    Руководители  и работники подразделений системы  управления персоналом оценивают результативность труда персонала, деятельность подразделений  системы управления, экономическую и социальную эффективность управления персоналом. А так же они обязаны соблюдать принципы управления персоналом.

Принципы  управления персоналом – это правила, основные положения  и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты  в процессе управления персоналом. Принципы управления персоналом отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерностей, поэтому и сами являются объективными.

    Принципов управления персоналом множество, но при  всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся и отечественных организациях принципов: научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетание единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления; контроля и исполнения решений и др.

    Многочисленные  исследования ученых-экономистов в разных странах свидетельствуют, что компании, эффективно управляющие человеческими ресурсами, достигают более высокого уровня прибыльности и финансового роста, чем их конкуренты.

В процессе перехода к рыночной экономике руководители должны не только распознавать возможные выгоды и риск, не только развивать на базе имеющихся ресурсов соответствующие стратегии, но и управлять организационным процессом. А значит, использовать все доступные и приемлемые принципы управления персоналом:

- принцип системности и комплексности:

Система, подразумевающая объединение частей в целое, свойства которого могут отличаться от свойств входящих в нее частей. Любая организация есть система. Рассмотрим, какие основные свойства включает в себя принцип системности.

      Неаддитивность - эффективность деятельности системы варьируется во времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме эффектов частей в нее входящих.

      Например, прибыль промышленной фирмы при  прочих равных внешних условиях изменяется  в зависимости от эффективности  работы входящих в нее подразделений, которая (при одной и той же формальной структуре организации и принципах стимулирования труда) определяется качеством персонала, стилями руководства, личными взаимоотношениями и т.д.

      В большинстве случаев эффективность  работы группы из 7 человек выше, чем  группы, в которую входят 17 сотрудников.

      Мультипликативность - это управляющие действия или стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы. Мультипликативность может быть как положительной, так и отрицательной. Отрицательная мультипликативность означает быстрое развитие деструктивных организационных процессов, система стремится к состоянию хаоса и постепенно саморазрушается. Положительной мультипликативности системы способствуют следующие факторы: относительная простота организации (и ее систем управления), соответствие коммуникативной структуры организации целям и задачам, качество персонала.

      Устойчивость. Устойчивость системы может быть нарушена при обоснованном усложнении или упрощении организационной структуры.

      Адаптивность - способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.

      Централизованность - речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами.

      Централизация управления:

      Централизация означает концентрацию властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией. Цель централизации - увеличение синергии, улучшение координации, предотвращение ошибок на уровне работников2.

      Негативные  стороны централизации заключаются  в снижении оперативности управления, уменьшения возможностей адаптации к новым условиям работы.

      Имеет несомненные преимущества при решении  глобальных, стратегических задач, позволяет широко, масштабно распределять все виды резервов и ресурсов, но при этом неизбежно подавляется творческая инициатива исполнителей, не всегда оптимально решаются тактические задачи. Но в некоторых, чаще всего экстремальных, ситуациях принцип единоначалия совершенно незаменим.

         Децентрализация управления:

      Это передача или делегирование прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления организацией. Цель децентрализации - облегчение процессов принятия решений и инициатив на нижних уровнях управления. Оперативность руководства, высокая адаптивность организации к новым условиям. Негативные стороны децентрализации - обособленность частей, что часто ведет к конфликтам, ослаблению контроля и единства в действиях.

      Освобождает членов коллектива от постоянной опеки, эффективно стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности личностей. Рядовой работник выполняет задание с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная степень действительного контроля ситуации.

      Совместимость - взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность персонала в системе. На уровне предприятий нередко возникают противоречия интересов организации и потребностей ее персонала.

      Проблемам психологической совместимости  членов коллектива групп также посвящено большое число научных работ.

      - принцип правовой  защищенности:

          Этот принцип  требует от руководителей предприятий знания действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актом. Взаимодействие между предприятием, в лице руководителя предприятия, и работника зависит от многих правовых ограничений. Постоянно рождаются все новые и новые законы, меняются кодексы. Предсказать направление и результат действия этих законов, указов и регламентов очень сложно

      - принцип делегирования  полномочий:

Само  название принципа содержит расшифровку  его основного смысла - передача руководителем части своих служебных  функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.

      Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части  возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

      Преимущества  делегирования полномочий:

    - возможность заниматься задачами, требующими личного участия руководителя;

    • сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития предприятия;
    • делегирование - лучший способ мотивации творческих и активных работников;
    • делегирование - лучший способ обучения;
    • делегирование - как способ профессиональной карьеры.

      - принцип соответствия:

          Определить соответствие работника занимаемой должности - задача не из легких. Обычно человек весьма высокого мнения о своих способностях и интеллекте. Значительно реже встречаются случаи недооценки своих возможностей, робости, застенчивости. Если человеку с хорошим образованием поручить выполнять рутинную канцелярскую работу, то значительная часть его знаний пропадет без пользы, а сам сотрудник будет стараться сменить место работы ради более интересной должности.

Информация о работе Принципы и методы управления персоналом