Принципы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:36, реферат

Описание

Принципы менеджмента – основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.

Эти принципы – отражение объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.

Работа состоит из  1 файл

Принципыменеджмента.docx

— 16.14 Кб (Скачать документ)

Принципы менеджмента – основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.

 

Эти принципы – отражение  объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре  и организации менеджмента. В  соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются  взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.

 

Ведущий принцип менеджмента  – оптимальное сочетание централизации  и децентрализации управления. Его  применение на практике означает, что  за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями – оперативное  управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения  полномочий при принятии управленческих решений.

 

Из этого основного  принципа вытекают и другие:

 

- принцип умелого использования  единоначалия и коллегиальности  в управлении означает, что каждый  работник строго отвечает за  свой участок работы, за принятие  им на своем уровне решения.  Всю полноту ответственности  за работу организации несет  одно лицо – управляющий, директор, президент корпорации. В то же  время к выработке управленческих  решений привлекаются руководители  разного уровня и разных подразделений,  а также исполнители конкретных  решений. Этим обеспечивается  объективность, большая обоснованность  принимаемых реше­ний;

 

- принцип научной обоснованности  управления означает, что управление  должно осуществляться на основе  применения науки;

 

- принцип плановости означает, что деятельность организации,  как текущая, так и перспективная,  должна планироваться;

 

- принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности,  т.е. работник должен нести  ответственность только за те  задачи, которые попадают в сферу  предоставленных ему полномочий (прав принимать решения);

 

- принцип демократизации  управления. В современной экономике  исполнители обладают высоким  профессионализмом, образованием  и квалификацией, а также общей  культурой и потребностью участвовать  в управлении производством. Привлечение  персонала к управлению организацией  есть реализация данного принципа.

 

Не следует полагать, что  принципы есть некая догма. Экономическая  жизнь общества не стоит на месте, она меняется, а вместе с изменением реалий хозяйствования претерпевают изменения  и правила управления.

 

Так, на рубеже XIX–XX вв. основатель школы научного менеджмента Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

 

- научный подход к выполнению  каждого элемента работы;

 

- научный подход к подбору,  обучению и тренировке рабочего;

 

- кооперация с рабочим;

 

- разделение ответственности  за результаты между менеджерами  и рабочими.

 

Основатель классической административной школы управления А. Файоль в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г., сформулировал следующие четырнадцать принципов управления:

 

1. Разделение труда   – специализация работ, необходимая  для эффективного использования  рабочей силы.

 

2. Полномочия и ответственность  – каждому работнику должны  быть делегированы полномочия, достаточные  для того, чтобы нести ответственность  за порученную работу.

 

3. Дисциплина – рабочие  должны подчиняться условиям  соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые  санкции к нарушителям норм  порядка.

 

4. Единоначалие – работник  получает распоряжения и отчитывается  только перед одним непосредственным  начальником.

 

5. Единство действий –  все действия, имеющие одинаковую  цель, должны объединяться в группы  и осуществляться по единому  плану.

 

6.  Подчиненность интересов  – интересы организации имеют  преимущество перед интересами  личности.

 

7. Вознаграждение персонала  – получение работниками справедливого  вознаграждения за свой качественный  труд.

 

8. Централизация – организация  должна иметь управляющий центр.  Лучшие результаты достигаются  при верной пропорции между  централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться  пропорционально ответственности.

 

9. Скалярная цепь (линия  власти) управления – неразрывная  цепь команд, по которой передаются  все распоряжения и осуществляются  коммуникации между всеми уровнями  иерархии («цепь начальников»).

 

10. Порядок – рабочее  место  для каждого работника  и каждый работник на своем  рабочем месте.

 

11. Справедливость – установленные  правила и соглашения должны  проводиться в жизнь справедливо  на всех уровнях скалярной  цепи.

 

12. Стабильность персонала  – установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность.

 

13. Инициатива – поощрение  работающих к выработке независимых  суждений в границах делегированных  им полномочий и выполняемых  работ

 

14. Корпоративный дух –  гармония интересов персонала  и организации обеспечивает единство  усилий (в единстве – сила).

 

В дополнение к выделенным А. Файолем принципам, проверенным последующей практикой, эволюция менеджмента позволила добавить следующие:

 

- принцип системности,  предполагающий использование методологии  системного подхода в управлении;

 

- принцип компетентности, состоящий в необходимости знания  менеджером системы управления;

 

-  принцип иерархичности,  предполагающий выделение уровней  управления на основе вертикального  разделения управленческого труда  и подчинение низших уровней  управления высшим;

 

- принцип выделения ведущего  звена, предполагающий выбор наиболее  значимой цели и наиболее важных  ресурсов для ее достижения;

 

- принцип совершенствования,  предусматривающий трансформацию  организационной структуры, функций  и методов управления по мере  изменения объекта управления  и состояния внешней среды.

 

Принципы управления 90-х  годов нацеливают внимание на социальный аспект управления: менеджмент направлен  на человека, на то, чтобы усилия людей  сделать более эффективными. К  концу XX века практика выработала свои принципы:

 

- динамизм формирования  и развития инноваций;

 

- целенаправленная активация  деятельности людей, инновационной  предприимчивости;

 

- гуманизация процессов труда;    

 

- ориентация менеджмента  не на процессы деятельности, а на конечные результаты;

 

- самоконтроль качества  труда, продуктов и процессов  деятельности в системе менеджмента;

 

- качество работы и  продукции обеспечивается принципом  добровольности, саморазвития и  взаиморазвития, групповой деятельности, деловой активности, массового новаторства и творческого поиска;

 

- эффективность менеджмента  обеспечивается соединением воедино  факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организаций,  самым главным из которых является  человек;

 

- человек не только  средство для достижения цели, он сам – цель менеджмента.

 

Наряду с общими принципами управления выделяют частные (специальные) принципы, соблюдение которых позволяет  регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с  учетом специфики и характера  деятельности организации, отраслевой специализации. Так, в сфере образовательной  деятельности принципы управления носят  особый характер. Принципы управления в этой отрасли подразумевают  основные руководящие положения, на которые ориентируются руководители образовательной организации и  которые определяют требования, содержание, структуру, организацию процессов  обучения и воспитания будущих специалистов.


Информация о работе Принципы менеджмента