Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:36, реферат
Принципы менеджмента – основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.
Эти принципы – отражение объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Принципы менеджмента – основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.
Эти принципы – отражение
объективных закономерностей
Ведущий принцип менеджмента
– оптимальное сочетание
Из этого основного принципа вытекают и другие:
- принцип умелого использования
единоначалия и
- принцип научной
- принцип плановости означает,
что деятельность организации,
как текущая, так и
- принцип сочетания прав,
обязанностей и
- принцип демократизации
управления. В современной экономике
исполнители обладают высоким
профессионализмом,
Не следует полагать, что принципы есть некая догма. Экономическая жизнь общества не стоит на месте, она меняется, а вместе с изменением реалий хозяйствования претерпевают изменения и правила управления.
Так, на рубеже XIX–XX вв. основатель школы научного менеджмента Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
- научный подход к выполнению каждого элемента работы;
- научный подход к подбору,
обучению и тренировке
- кооперация с рабочим;
- разделение ответственности
за результаты между
Основатель классической административной школы управления А. Файоль в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г., сформулировал следующие четырнадцать принципов управления:
1. Разделение труда
– специализация работ,
2. Полномочия и ответственность – каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу.
3. Дисциплина – рабочие
должны подчиняться условиям
соглашения между ними и
4. Единоначалие – работник
получает распоряжения и
5. Единство действий – все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
6. Подчиненность интересов – интересы организации имеют преимущество перед интересами личности.
7. Вознаграждение персонала
– получение работниками
8. Централизация – организация
должна иметь управляющий
9. Скалярная цепь (линия
власти) управления – неразрывная
цепь команд, по которой передаются
все распоряжения и
10. Порядок – рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
11. Справедливость –
12. Стабильность персонала – установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность.
13. Инициатива – поощрение
работающих к выработке
14. Корпоративный дух –
гармония интересов персонала
и организации обеспечивает
В дополнение к выделенным А. Файолем принципам, проверенным последующей практикой, эволюция менеджмента позволила добавить следующие:
- принцип системности,
предполагающий использование
- принцип компетентности,
состоящий в необходимости
- принцип иерархичности,
предполагающий выделение
- принцип выделения ведущего
звена, предполагающий выбор
- принцип совершенствования,
предусматривающий
Принципы управления 90-х годов нацеливают внимание на социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными. К концу XX века практика выработала свои принципы:
- динамизм формирования и развития инноваций;
- целенаправленная активация
деятельности людей,
- гуманизация процессов труда;
- ориентация менеджмента не на процессы деятельности, а на конечные результаты;
- самоконтроль качества
труда, продуктов и процессов
деятельности в системе
- качество работы и
продукции обеспечивается
- эффективность менеджмента
обеспечивается соединением
- человек не только средство для достижения цели, он сам – цель менеджмента.
Наряду с общими принципами
управления выделяют частные (специальные)
принципы, соблюдение которых позволяет
регулировать отдельные управленческие
процессы и стороны управления с
учетом специфики и характера
деятельности организации, отраслевой
специализации. Так, в сфере образовательной
деятельности принципы управления носят
особый характер. Принципы управления
в этой отрасли подразумевают
основные руководящие положения, на
которые ориентируются