Принципы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 02:50, контрольная работа

Описание

Современные менеджмент – это область профессиональной деятельности, одна из базовых образовательных дисциплин. Термин «менеджмент» исключительно труден для понимания. Во – первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведён на какой – либо другой язык, включая английский Британских островов. Он обозначает функцию, но также и людей, её выполняющих, он указывает на социальное и должностное положение, но в тоже время является названием соответствующей учебной дисциплины и области научного исследования.… Именно менеджмент способствует экономическому и социальному развитию. Оно и есть его результат. Всюду, где заботились о развитии только экономических факторов производства, особенно капитала, не добивались развития. В немногих случаях, когда находила применение энергия менеджмента, возникало стремительное развитие. Иными словами, развитие – дело скорей человеческой энергии, чем результат экономического благополучия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..3
1. Сущность, цели и принципы менеджмента…………………………….…..4
1.1 Сущность менеджмента………………………………………………..……4
1.2 Принципы менеджмента……………………………………………………..7
2. Основные теории лидерства…………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………22
Список используемой литературы…………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Конторольная по основам менеджмента.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

   БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА 

Институт  прикладной экономики  и менеджмента (ИПЭМ) 

Кафедра «Менеджмент» 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине:

«Основы менеджмента »

Тема: 1. «Принципы менеджмента»   

              2. «Основные теории лидерства, органические функции руководителя.»

                   
 
 
 

                Выполнил  студент: 4 курса

                Яковлев А.С.

                Специальность: менеджмент организации

                Шифр: 4ЭЗС 1759

                Проверил: Побегайло М.Г. 
                 
                 
                 
                 
                 

Калининград 2011 
 
 

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………..…..3

1. Сущность, цели и принципы  менеджмента…………………………….…..4

1.1 Сущность  менеджмента………………………………………………..……4

1.2 Принципы менеджмента……………………………………………………..7

2. Основные теории лидерства…………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………22

Список  используемой литературы…………………………………………….23

 

      Введение 

     Современные менеджмент – это область профессиональной деятельности, одна из базовых образовательных  дисциплин. Термин «менеджмент» исключительно  труден для понимания. Во – первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведён на какой – либо другой язык, включая английский Британских островов. Он обозначает функцию, но также и людей, её выполняющих, он указывает на социальное и должностное положение, но в тоже время является названием соответствующей учебной дисциплины и области научного исследования.… Именно менеджмент способствует экономическому и социальному развитию. Оно и есть его результат. Всюду, где заботились о развитии только экономических факторов производства, особенно капитала, не добивались развития. В немногих случаях, когда находила применение энергия менеджмента, возникало стремительное развитие. Иными словами, развитие – дело скорей человеческой энергии, чем результат экономического благополучия.

     В своей контрольной работе я отражу научные подходы с раскрытием содержания каждого. Отвечу на вопрос о принципах менеджмента, для чего они служат, на какие группы разделяются, что в каждую из них входит.  
 

 

      1. Сущность, цели  и принципы менеджмента 

     1.1 Сущность менеджмента 

     Существует  множество определений менеджмента, приведем некоторые из них:

     Менеджмент  – это самостоятельный вид  профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующих  в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Такое определение дает доктор экономических наук Герчикова И.Н.

     Менеджмент  – это руководство не подчиненными и не институционной структурой (учреждением, коммерческой или некоммерческой фирмой, их отдельными подразделениями), а делом. Так считает В.Р. Веснин.

     Оксфордский словарь английского языка определяет термин «менеджмент» как способ, манеру обращения с людьми, власть и искусство управления, административные навыки, орган управления, административную единицу. Словарь иностранных слов переводит этот термин как управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

     Противоположностью  менеджменту является командное  управление, которое было присуще  отнюдь не только нашей стране (у  нас оно охватывало все уровни экономики, а в остальном мире ограничивалось отношениями внутри фирмы).

     Государственное управление не может  считаться менеджментом. Оно не ориентируется  на рынок, исключает  инициативу, свободу  принятия решений. Наиболее яркий его пример – руководство  военизированными подразделениями, где любой приказ должен безоговорочно выполняться, а в чрезвычайных условиях его нарушение может даже караться смертью.

     Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две главные  задачи:

  • тактическая (поддержание устойчивости функционирования организации и всех её элементов)
  • стратегическая (развитие и перевод её в качественно новое состояние).

       Эти задачи решаются в рамках  трёх видов менеджмента: 

     
  • общего (постановка целей, выработка стратегии, путей  развития, решения организационных  вопросов, контроль);
  • линейного (руководство текущей работой основного и вспомогательных подразделений);
  • функционального (управление решений общефирменных задач, планирование, научные исследования и прочее).

     В зависимости от периода, на который  ориентируется управленческая деятельность, выделяются текущий, опережающий (перспективный) и контролирующий менеджмент.

     Текущий обеспечивает поддержание параметров соответствующего объекта в рамках допустимых отклонений в реальном масштабе времени.

     Опережающий (перспективный) связан с прогнозированием, планированием и реализацией нововведений с учетом риска.

     Контролирующий менеджмент нацелен на корректировку и преодоление негативных последствий принятых в прошлом решений.

     Эффективность менеджмента, определяется, прежде всего, обоснованностью подходов и методов. Анализ теории практики управлениями различными объектами позволяет установить применения к менеджменту, по Р.А. Фатхутдинову, 13 научных подходов: 

     1) Административный – регламентируются функции, права, обязанности, элементы систем менеджмента в нормативных актах.

     2) Воспроизводственный – ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами.

     3) Динамический – объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно – следственных связях и соподчиненности.

     4)Интеграционный – устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы управления.

     5) Количественный – сущность данного подхода заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, инженерных расчетов и т.д.

     6) Комплексный – учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента.

     7) Маркетинговый – предусматривает управляющей подсистемы на потребителя.

     8) Нормативный – устанавливаются нормативы в управлении

     9) Поведенческий – заключается в том, чтобы помочь работнику осознать собственные возможности.

     10) Процессный – управление рассматривается как                                                         совокупность взаимосвязанных функций.

     11) Системный – любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов.

     12) Ситуационный  – этот подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией.

     13) Функциональный – сущность, состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для её удовлетворения. 
 
 
 

     1.2   Принципы менеджмента 

     Принципы  управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации  процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.

     Таким образом, принципы управления можно  представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

     Впервые принципы рационального управления были сформированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге  « Двенадцать принципов производства».

     Однако  один из основоположников научной организации  труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что  количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает своё место среди принципов управления, во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность.

     В связи с этим,  все  принципы менеджмента целесообразно сгруппировать  в две группы – общие и частные.

     К общим принципам управления относятся  принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

     Принцип применимости – менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для все работающих в фирме сотрудников.

     Принцип системности – менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры и системы в целом.

     Принцип многофункциональности – менеджмент охватывает различные аспекты деятельности:: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

     Принцип интеграции – внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить на свои миры.

     Принцип ориентации на ценности – менеджмент включен в общественный окружающий мир с определёнными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство. Честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т. п. Всё это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

     В отечественной теории управления частные  принципы управления народным хозяйством были сформулированы ещё В.И. Лениным  и многие из них не потеряли значения и в наши дни, а рыночной экономике  значимость их неизмеримо возросла.

     Основным  частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

     Принципы  сочетания централизации децентрализации  предполагают необходимость умелого  использования единоначалия и коллегиальности  в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности.

     Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

     Соблюдение  правильного отношения между  единоначальником и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности, решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.

Информация о работе Принципы менеджмента