Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:20, реферат
Качественные изменения в управляемом объекте должны сопровождаться необходимыми изменениями в системе управления — организационных структурах, распределении власти, делегировании полномочий, профессионально-квалификационном составе кадров и т. д.
Функции и внутренняя структура системы управления согласуются с изменяющейся структурой целей организации ("деревом целей"). При этом функции и структура должны соответствовать целям того или иного уровня, как и качественные характетики информации в каналах управления.
Принципы стратегического управления
Принципы
стратегического управления. Принцип — это
требование объективного закона управления и правила его
выполнения в управленческой деятельности.
Принципы содержат требования и правила.
В учебной литературе встречается либо
первое, либо второе. Объективная трудность
в этом случае определяется следующим:
• неразработанностью теории управления, где были бы
вскрыты законы и соответствующие им принципы.
Отсутствие устоявшихся положений теории управления побуждает специалистов
делать необоснованные выводы;
• возможностью проявления субъективизма
в установлении принципов работы с кадрами. Это было принято
и в советское время, и сегодня. Например,
каждую пятилетку для управления экономикой
разрабатывались принципы управления, не соответствующие
экономическим законам. К принципам стратегического управления относятся:
• принцип единоначалия (власть законодательная,
исполнительная и судебная сосредоточивалась
в руках одного человека). Этот принцип
оправдал себя в Вооруженных Силах;
• принцип оптимального сочетания централизации
и децентрализации в управлении . Этот
принцип позволяет успешно распределять
полномочия на принятие решений на каждом
уровне иерархии управления и стратегические
решения (разработка целей, стратегии, политики) на
высшем уровне управления организацией;
• принцип сочетания прав, обязанностей
и ответственности (используется при определении
полноты власти и ответственности должностных
лиц);
• принцип обоснованного и сознательного
выбора целей и стратегий развития организации;
• принцип соответствия .
Качественные изменения в управляемом
объекте должны сопровождаться необходимыми
изменениями в системе управления — организационных
структурах, распределении власти, делегировании
полномочий, профессионально-
Функции и внутренняя структура системы
Цель. Это очень сложная категория теории управления, имеющая множество
определений. Цель в кибернетике — это
характетика поведения системы, направленного
на достижение определенного конечного
состояния . Цели организации в системе менеджмента — это "прогнозируемые,
планируемые и желаемые результаты, которые
должны быть достигнуты организацией и на достижение
которых направлена ее деятельность"
.
Сложность организации обусловливает
ее многоцелевой характер, иерархию целей,
их приоритетность. При этом гомеостатич-ность
и целостность системы требуют установления
определенного равновесия целей. Все цели
("дерево целей") определяются миссией
организации, которая выражает ее общественное
предназначение, сложившейся системой
разделения труда.
Миссия организации, в свою очередь, способствует
ее сплочению, единению, формированию
организационной культуры, определяет
принципиальные положения для разработки стратегии.
Характетики целей приводятся в многочисленных
учебных изданиях, но следует подчеркнуть
следующее:
• цель определяет организационную структуру
организации, систему и механизм управления;
• цель является системообразующим, системоорганизующим
фактором.
Большинство недостатков нынешнего состояния
нашего общества во всех сферах его жизнедеятельности
объясняются тем, что не определена цель
общества, а цель государства как управляющего
органа не соответствует интересам большинства
населения. Согласно М. Портеру , экономической
целью государства является благосостояние
большинства его населения. При формулировании
цели государства необходимо делать научно
обоснованные выводы из опыта прошлого
и настоящего. Еще А. Богданов () обосновал,
что организационные системы развиваются,
если они открыты и имеют цель .
Примером важности учета определений
способов и методов является военная наука.
В уставах вооруженных сил стран, определяющих
жизнедеятельность той или иной государственной
структуры, под методами до сих пор понимают
два принципа организации труда — параллельной
и последовательной работы. Несмотря на
то что в армии за ошибки в организации
деятельности всегда расплачиваются люди, здесь до сих
пор под методами понимают указанные принципы.
Таким образом, приходим к следующим выводам
относительно стратегии:
• она определяет перспективные направления
и траекторию движения организации во
времени и пространстве;
• она организует формы, технологии, методы,
способы и приемы деятельности людей;
• это динамическая модель целесообразной,
системной деятельности людей, учитывающая
воздействие факторов внешней и внутренней
сред;
• это обособившаяся функция управления.
Стратегия определяется
целью организации и влияет на ее структуру,
является звеном в цепочке "принципы управления — цели — стратегии — методы —
приемы". Следует выделять два состояния стратегии — в статике
и динамике (когда организация проектируется,
создается и движется к цели).
Стратегия является организующим
началом всех приемов, методов и технологий,
с помощью которого можно достичь целей
при условии соответствия стратегии объективным
законам (о связи стратегии и метода см.
главу ). В технологическом аспекте организации
деятельности стратегию можно использовать
как метод стратегического управления; одновременно
она определяет порядок применения сил
и средств (затрат ресурсов), т. е. является
способом реализации требований законов управления. Стратегия базируется
на представлении о сущности деятельности,
о состоянии системы в прошлом, настоящем
и прогнозируемом будущем.
"Стратегию и людей связывает цель.,
цель и работу связывает планирование
(метод)" . Стратегия и организационная
культура связаны через миссию. Эта связь
аналогична взаимосвязи категорий теории
стратегического управления.