Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:03, реферат
Принятие управленческого решения представляет собой сознательный выбор руководителем одного из имеющихся вариантов или альтернатив действий, которые сокращают разрыв между текущим и будущим желательным состоянием организации. Процесс принятия решения лежит в основе планирования деятельности любой организации, так как план — это набор решений по использованию ресурсов и для достижения целей организации[1]. Он включает в себя множество разных элементов, но в нем обязательно присутствуют следующие элементы:
• проблемы
Принятие управленческого решения представляет собой сознательный выбор руководителем одного из имеющихся вариантов или альтернатив действий, которые сокращают разрыв между текущим и будущим желательным состоянием организации. Процесс принятия решения лежит в основе планирования деятельности любой организации, так как план — это набор решений по использованию ресурсов и для достижения целей организации[1]. Он включает в себя множество разных элементов, но в нем обязательно присутствуют следующие элементы:
Управленческое решение, которое принимается руководителем организации, это:
Современные теоретики в области управленческих решений выделяют два основных подхода к процессу принятия управленческого решения:[2]
Минус математическая технологии в том, что она основана на предположении об эффективной работе менеджера на благо организации. На самом деле в реальности ЛПР не всегда стремится максимизировать экономическую эффективность своего решения. Возможно принятие решений, которые по минимуму будут удовлетворять исход конкретной ситуации. В этом случае могут использоваться такие критерии, как «приемлемая величина прибыли», «надежное выполнение плана».
Согласно одной из психологических моделей, ЛПР больше старается «удовлетворить», чем максимизировать, то есть найти достаточно хорошее решение в конкретных условиях с учетом традиций принятия решений. Одно из предположений данного подхода строится на том факте, что скорее традиции принятия решений и личные качества менеджера являются определяющими в процессе разработки и принятия управленческого решения, чем стремление к максимизации его эффективности.
Один из подходов на основе поведенческой
теории разработан Е. П. Голубковым. Описанный им «комплексный подход»
основывается на построении комплексных
методик обоснования решений, сочетающих
в себе взаимодополняющие методы структуризации,
характеризации и оптимизации.[3]
Структуризация предполагает определение места и роли
объекта исследования в решении задач
более высокого уровня, выделение его
основных элементов и установление отношений
между ними. Процедуры структуризации
позволяют представить структуру решаемой
задачи в виде, удобном для последующего
анализа.
Характеризация направлена на определение системы характеристик,
количественно описывающих структуру
решаемой задачи.
Оптимизация предполагает выбор наилучшего варианта
решения. Применение этого метода дает
возможность последовательно снижать
неопределенность в процессе разработки
решения и повышает эффективность мыслительной
деятельности ЛПР.
В соответствии с системным подходом выделяются следующие этапы в процессе принятия управленческого решения:
В подходе анализа систем и исследования операций обычно выделяют пять логических элементов:
В процессе формирования управленческих решений в организации выделяют следующие этапы:
Каждое новое управленческое решение возникает на основе сделанного ранее решения, действия по которому либо завершились, либо отклонились от первоначально выбранного варианта, либо вошли в противоречие с изменениями, происшедшими во внешней среде. На практике такое отклонение представляет собой разрыв между целями организации и уровнем их достижения.
В сложных системах, включающих
в себя коллективы людей, информационные
системы управления рассматриваются многими
как универсальное средство, гарантирующее
современный уровень и высокое качество
управления. В середине 90-х годов информационные
системы провозглашались уникальным средством,
способным резко улучшить работу административного
аппарата. В ту пору создавалось впечатление,
что все дело в необходимом количестве
и быстродействии ЭВМ. Информационные
системы несли с собой в административный
аппарат улучшение качества решений, сокращение
штатов рядовых сотрудников, увеличение
четкости и оперативности работы. Сейчас
во многих странах высказывается мнение,
что эти надежды не оправдались.
Введение ЭВМ фактически не привело к
сокращению штатов, кое-где даже появились
дополнительные должности программистов
и операторов. К сожалению методики оценки
эффективности информационных систем
не позволяют объективно за¬мерить возросшую
эффективность принимаемых уникальных
решений. Остаются субъективные заверения,
что принимать решения стало легче, так
как теперь имеется достаточно информации.
Но и это утверждение не всегда соответствует
реальному положению дел. Как пишет американский
ученый И.Гус, «несмотря на миллиард долларов,
потраченный американской промышленностью,
нет доказательств, что ЭВМ помогли руководителям
принимать лучшие решения».
Как известно, ЭВМ хранит и обрабатывает
только количественную информацию, ясную
и четкую. Любой пропуск или умолчание,
несвоевременная подача данных могут
губительно отразиться на рекомендациях,
полученных от ЭВМ. Только люди способны
оперировать с неполными данными, восполняя
на основе опыта и интуиции недостающую
информацию. Широкое распространение
в административном аппарате информационных
систем может привести к двум серьезным
опасностям.