Признак и порядок установления банкротства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:00, реферат

Описание

Переход страны к рыночной экономике привел к появлению в сферах политики новых формирований и понятий. А если учесть, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью прежде всего в экономике, где появляется хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации.

Постараемся выяснить – что же такое банкротство и каковы его признаки, а также рассмотрим порядок их ликвидации.

Содержание

Введение 2

1. Признак и порядок установления банкротства

предприятия. 3-4

2.Роль и деятельность арбитражного суда 4-6

3.Виды и порядок осуществления реорганизационных

процедур 6-9

4.Ликвидация обанкротившихся предприятий 9-11

Заключение 12
Список литературы 13

Работа состоит из  1 файл

реферат по хоз.праву.doc

— 72.00 Кб (Скачать документ)

Содержание. 
 

Введение                                                                                                     2 

1. Признак и порядок установления банкротства

 предприятия.                                                                                              3-4 

2.Роль и деятельность арбитражного суда                                               4-6  

3.Виды и порядок осуществления реорганизационных

 процедур                                                                                                     6-9 

4.Ликвидация обанкротившихся предприятий                                         9-11 

Заключение                                                                                                   12 

Список литературы                                                                                      13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

        Переход страны к рыночной экономике привел к появлению в сферах политики новых формирований и понятий. А если учесть, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью прежде всего в экономике, где появляется хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации. 

        Постараемся выяснить – что  же такое банкротство и каковы  его признаки, а также рассмотрим  порядок их ликвидации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПРИЗНАК И ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ

БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 
 

        8 января 1998 года (гл. I, ст. 2) принят Федеральный закон (ФЗ) о банкротстве:

-    «несостоятельность банкротство – признание арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

         Признак банкротства юридического лица (ст. 3, п. 2) :

- «Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или), обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента даты их исполнения».

        В этом случае восстанавливаются текущие платежи предприятия-должника, и оно в преддверии своего банкротства может обращаться в арбитражный суд.

        Предприятие считается банкротом после признания факта о несостоятельности арбитражным судом, а также, если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства. Цель конкурсного производства – соразмерное удовлетворение всех требований кредиторов; объявление предприятия свободным от задолженности; охрана противоборствующих сторон от незаконных действий в отношении друг друга.

         Закон о банкротстве является комплексным актом, который содержит нормы материального и процессуального права для физических и юридических лиц, и распространяется на предприятия всех форм собственности. Он устанавливает основания для  банкротства, регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, а также отношения между предприятием-должником и кредиторами при рассмотрении дел о банкротстве, определяет права, обязанности и ответственность всех лиц этого процесса и т.д.

        Закон не преследует цели обязательной ликвидации предприятия при наличии признаков банкротства. Если имеются возможности оздоровить (восстановить), деятельность предотвращения его ликвидации, предусматриваются специальные реорганизационные процедуры, в том числе назначение арбитражным судом внешнего управляющего имуществом должника. Реорганизационные процедуры принимаются арбитражным судом после обращения в суд, но до объявления должника несостоятельным (банкротом). В процесс производства по делу может быть достигнуто мировое соглашение сторон. Допускаются и внесудебные процедуры, когда должник может урегулировать свои отношения с кредиторами таким образом, что предприятие продолжит свою деятельность или же произойдет добровольная ликвидация под контролем кредиторов. 
 

2. РОЛЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРБИТРАЖНОГО СУД 

        Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения предприятия-должника. Обращение в арбитражный суд возможно, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.

        В деле о банкротстве участвуют: должник, арбитражный управляющий , назначенный арбитражным судом для проведения процедур банкротства; конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам; участники собрания кредиторов с правом голоса; налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам; прокурор; государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению; иные лица в случаях, предусмотренных ФЗ.

        Возбуждение производства в арбитражном суде по делу о

банкротстве осуществляется на основании заявления должника или кредиторов, а также прокурора. Заявление должника подается на основании решении собственника предприятия-должника, или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение, исходя из учредительных документов.

        К заявлению должника прилагаются обосновывающие его документы, прежде всего форма № 1 – бухгалтерский баланс. Если он в течение 15 дней после подачи заявления не представлен должником, его составление может быть поручено арбитражным судом независимому аудитору за счет средств должника. Заявление, поданное должником, не может быть отозвано.

        В заседании арбитражного суда участвуют: представитель от должника; представитель от собственника имущества и финансового органа по месту регистрации должника; банки, осуществляющие расчетное и кредитное обслуживание должника, кредиторы; иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ и ФЗ.

        В зависимости от обстоятельств дела арбитражный суд:

- принимает решение об отклонении заявления, если должник способен оплатить долг;

-может приостановить производство по делу о  банкротстве предприятия и установить внешнее управление имуществом должника или провести санацию.  Ходатайство о применении реорганизационых процедур может быть подано должником; собственником имущества предприятия-должника; кредиторами.

- не вправе отказать в применении реорганизационных процедур при наличии основании для их проведения, но не может предлагать их по своей инициативе;

- признает предприятие банкротом с открытием конкурсного производства и его принудительной ликвидацией, если фактически подтверждены признаки несостоятельности и нет реальной возможности продолжения деятельности предприятия.

        Признание предприятие банкротом возможно при прекращении арбитражным судом реорганизационных процедур в связи с их бесперспективностью. В этом случае производство по делу возобновляется и выносится решение о признании предприятия банкротом.

        Решения арбитражного суда могут быть обжалованы в вышестоящие судебные инстанции. 
 

3. ВИДЫ И ПОРЯДОК  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

  РЕОРГАНИЗАЦИОННЫХ  ПРОЦЕДУР. 

        Внешнее управление имуществом должника осуществляет арбитражный управляющий. Он принимает меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника и продолжению его деятельности. Вводится внешние управление на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев, если иное не предусмотрено ФЗ (см. гл. V, ст. 68, п.4)

        С этого момента руководитель предприятия-должника отстраняется от должности и передает ему управление делами арбитражному управляющему. Споры между арбитражным управляющим и кредиторами могут рассматриваться арбитражным судом. Арбитражному управляющему выплачивается вознаграждение, размер которого определяется кредиторами и утверждается арбитражным судом.

        Внешнее управление имуществом должника завершатся либо прекращением производства по делу о банкротстве предприятия, если цель внешнего управления достигнута, либо решением о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

        Следующая реорганизационная процедура – это досудебная санация. Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть представлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (см. подробнее гл. II, ст. 27, п. 2-4). 

        Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

- до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;

- если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации;

- если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов предприятия должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.

        В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований и на перевод долга. 

        Различают два вида санации, каждая из которых имеет ряд форм:

        1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга. Такая ситуация осуществляется для помощи предприятию, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление:

        - погашение долга предприятия за счет средств бюджета (только государственные предприятия);

          - погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. санации осуществляется,  коммерческим банком, обслуживающим предприятие

        - перевод долга на другое юридическое лицо

        - выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора

       2. Санация предприятия с изменением статуса юридического лица санируемого предприятия ( реорганизация предприятия).  Требует ряда процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой деятельности и т.п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация).  Осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия.

        Основой выбора какой-либо формы санации является расчет ее эффективности. Эффективность определяется путем соотношения результатов (эффекта) и затрат на проведение санации в предложенной форме.

        Первоочередное право на участие в проведение санации признается за собственником предприятия-должника, кредиторами, членами трудового коллектива этого предприятия.

        Конкурс проводится, если собственник предприятия-должника или члены трудового коллектива не воспользовались своим правом, а также с согласия собственника предприятия-должника и кредиторов в иных случаях

        Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности решением арбитражного суда.

Информация о работе Признак и порядок установления банкротства предприятия