Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 11:35, реферат
Первая главная проблема российского менеджмента - проблема качества.
Думается, что данная проблема является наиболее актуальной в системе управления, поэтому рассмотрим ее более подробно.
Хотя это специальность появилась в вузах РФ, проблема качества не снимается. Это связано с тем, что в России мало людей, имеющих реальный опыт управленческой работы в условиях рыночной экономики.
Одна из основных проблем российского менеджмента качества заключается в том, что экономические условия в стране отличаются от тех условий, в которых рождались принципы западного менеджмента качества. Говоря другими словами, это инструмент для решений проблем, которые пока не встали перед нашими производителями. А применение инструмента не по назначению приводит к получению иных, нежели ожидаемые, результатов.
Проблема качества
Первая главная проблема российского менеджмента - проблема качества.
Думается, что данная проблема является наиболее актуальной в системе управления, поэтому рассмотрим ее более подробно.
Хотя это
специальность появилась в
Одна из основных
проблем российского
Американский менеджмент обратился к управлению качеством после того, как испытал шок, описанный Робертом Колом: "Трудно определить масштабы воздействия на американский менеджмент вызова, брошенного Японией в области качества. Американцев оставили позади в понимании факторов конкурентной борьбы: Они уступили японцам, поскольку отрицали, что причиной их поражения является качество: Только после того как американские менеджеры убедились, что качество - фактор конкурентной борьбы, и признали собственные недостатки, они смогли их ликвидировать:"1
Анализ ситуации
показывает, что наиболее востребован
и плодотворно развивается
Конечно, в
настоящее время российский бизнес
становится все более цивилизованным.
Откаты как механизм обеспечения
заказов и своеобразной лояльности
потребителя уходят в тень, теряя
свою надежность и привлекательность.
Впереди у этого способа
Не следует драматизировать положение и становиться на точку зрения, что нынешняя экономическая политика российских властей ведет страну назад, к господству крупных государственных предприятий со всеми вытекающими последствиями. Принципиальное различие ситуаций в том, что в советские времена над производителем господствовала идея, выраженная в цифрах плана. Сегодня основой экономики стала забота о прибыли, самый стимулирующий фактор из всех, опробованных человечеством. Другое дело, что бизнес, основанный на прибыли, несет в себе известные риски для потребителя, но развитие цивилизации демонстрирует нам, как система разумных ограничений позволяет сохранять баланс: законодатели постоянно включают в сферу регулирования все новые аспекты отношений производитель-потребитель, предприятия усиливают внутрикорпоративную регламентацию, нацеленную на соблюдение прав потребителей, менеджеры отказываются от тех или иных методов управления, следуя общественным настроениям.
В определенной степени можно говорить, что рост цивилизованности бизнеса напрямую связан с увеличением внешних и внутренних (законодательных, внутрикорпоративных, социальных) ограничений для него.
Следовательно, задача научной составляющей менеджмента - выработать новые подходы, позволяющими оставаться предприятию прибыльным.
Законодатель,
потребитель и менеджмент еще
не установили российскому бизнесу
всего того множества ограничений,
в условиях которых действует
западный бизнес. Так, например, весьма
характерными показателями "белых
пятен" в законодательстве могут
служить и ситуация с финансовыми
пирамидами, и проблемы частных инвесторов
в строительстве. Да и потребитель
еще не столь "тренирован" и
настойчив в отстаивании своих
интересов, и влияние общественной
морали на принимаемые менеджментом
решения еще не так заметно. Но
тенденция достаточно очевидна, и
она будет вынуждать
А пока потребность в этом инструменте формируется зачастую искусственно, например требованиями наличия различного рода сертификатов при проведении тендеров. Очевидно, что необходимость сертификата ничего общего с менеджментом качества как способом конкурентной борьбы не имеет, тем более принимая во внимание специфику работы российской индустрии сертификации. Но даже при существовании потребности в данном инструменте, он не может быть применен с пользой для предприятия, если высшее руководство не умеет им пользоваться.
Еще одна серьезная проблема на пути распространения принципов современного менеджмента качества - это компетентность руководителей предприятий в вопросах собственно управления.
Как до недавнего времени формировался корпус руководителей? Специалист, показывающий высокие профессиональные результаты, в определенный момент начинал движение по административной лестнице. В конечном счете, кто-то добирался до самого верха.
Современный высший менеджмент в своей массе сформирован из специалистов тех отраслей, в которых работают предприятия. Телекоммуникационную компанию возглавляет связист, химическую - химик, банк - финансист и т. д.
Однако дело
в том, что управление - это точно
такая же отдельная отрасль деятельности
со своей спецификой, как связь, химия
или финансы. Инженер, становясь
начальником отдела, приобретает
новые функции, для исполнения которых
прошлый, инженерский, опыт практически
бесполезен. Чем выше должность, тем
больше в ней специфических
Коррумпированность современной экономики РФ на всех уровнях
Вторая главная проблема российского менеджмента – коррумпированность современной экономики РФ на всех уровнях. Здесь можно разделить менеджеров в государственных экономических структурах и менеджеров частных компаний. В западных странах государственные управленцы, чиновники, в большей степени отделены от материальных благ и их распределения, их роль с точки зрения взаимодействия с менеджерами частных компаний сведена к минимуму. Особенность российской системы управления, наличие «откатов» при получении крупных государственных заказов привела к тому, что российский чиновник стал «крупным менеджером» с эффектом получения «серых бонусов» при организации «нужных» управленческих решений в экономике.
Избыточная
численность государственных
Третья проблема – избыточная численность государственных управленцев, непрерывно возрастающего числом при постоянном «сокращении» аппарата. Это связано с тем, что самый эффективный и доходный бизнес в России – управление государственными ресурсами. При этом наблюдается острая нехватка топ-менеджеров высшей квалификации, способных эффективно управлять частными компаниями, с целью конкурентоспособности на мировых рынках. Пока это получается только в некоторых отраслях, прежде всего ресурсных, связанных с экспортом полезных ископаемых и экспортом вооружений. Это превосходство связано, скорее всего, не только с уровнем менеджмента – большинство кадров были воспитаны в советское время, а также с конкурентными преимуществами в этих областях, сложившихся в силу географических, исторических и традиционных особенностей, позволяющих увереннее чувствовать себя на рынке.
Некоторые оценки
ученых говорят, что "критическая
масса" руководителей, менеджеров, способных
преобразовать облик нашей