Проблема развития молодежи на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:33, доклад

Описание

Таким образом, проанализировав все вышесказанное, можно дать общее определение понятию "молодежь".
Молодежь - это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Работа состоит из  1 файл

статья.docx

— 21.88 Кб (Скачать документ)

     статья 

     Проблемы  организации трудовой деятельности молодежи(на примере муниципального образования Кавказский район) 

     Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи, необходимо представить себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп. В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

     Одно  из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 г.В.Т. Лисовским: "Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более  зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости  от конкретных исторических условий  возрастные критерии молодёжи могут  колебаться от 16 до 30 лет" [50, c.389].

     Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: "Молодежь - социально-демографическая  группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  тем и другим социально-психологических  свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические  особенности имеют историческую природу и зависят от общественного  строя, культуры и свойственных данному  обществу закономерностей социализации" [50, c.459].

     С точки зрения Д. Никольского "Молодежь - это особая социально-демографическая  группа, переживающая период становления  социальной зрелости, положение которой  определено социально-экономическим  состоянием общества" [36, c.156].

     Таким образом, проанализировав все вышесказанное, можно дать общее определение  понятию "молодежь".

     Молодежь - это социально-демографическая  группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем  социально-экономического, культурного  развития, особенностями социализации в российском обществе.

     Говоря  о молодежи, чаще всего происходит ориентирование на возрастной критерий, не всегда задумываясь о том, что  понятие "молодежь" включает в себя не только хронологические и биологические, но и социально-психологические характеристики. Кроме того, даже при попытке определить возрастные рамки молодежи возникнут проблемы, так как границы молодежного возраста подвижны и зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей, менталитета и традиций того или иного общества. Развитие человечества и увеличение общей продолжительности жизни внесли свои коррективы в возрастные границы понятия "молодежь".

     Различные авторы дают свои границы молодежному  возрасту:

     по  возрастной классификации, представленной В.В. Павловским, выделяются 4 группы: 14-16 лет - подростки, для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития; 17-19 лет - юношество, начинается процесс социализации - происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности; 20-24 года - собственно молодежь, студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи; 25-30 лет - старшая молодежь, нашедшая свой путь в жизни.

     А.В. Мудрик, рассматривая возрастную периодизацию с позиций процесса социализации, считает, что в молодежном возрасте можно выделить 3 группы молодежного возраста: 15-17 лет - ранняя юность, 18 - 23 года - юность, 23-33 года - молодость. То есть молодежный возраст по данной периодизации - от 15 до 33 лет.

     Г.С. Абрамова, с позиций возрастной психологии, классифицирует молодежь следующим образом: подростковость - 13-17 лет, юность - 18-22 года, взросление - 23-30 лет. Очевидно, что при таком подходе молодежный возраст будет находиться в промежутке между 13 и 30 годами [7, c.125].

     Но  большинство авторов все же склоняются к возрастному промежутку в 14-30 лет, поэтому классификация В.В. Павловского представляется предпочтительной при проведении исследования в молодежной среде

     Сегодня молодёжь РФ — это 39,6 миллионов молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет.

     . Проблемы трудоустройства молодежи 

     Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере  труда. Молодые рабочие первыми  попадают под сокращение и пополняют  ряды безработных.

     К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

     Сравнительно  низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов: недостаток профессиональных знаний; необходимость предоставления молодым  людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных  Трудовым кодексом; трудовая нестабильность молодежи; инфантилизм части молодежи, привыкшей получать вся, что им требуется  от родителей.

     Дискриминация молодых людей на рынке труда  – актуальная проблема для любой  рыночной экономики, тем более для  Российской, когда в период перехода России к рынку безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ, ВУЗов  и техникумов – молодые люди имеющие  образование, но не имеющие опыта  работы по специальности.

     В современной России достаточно сильны трудовые позиции старшего поколения, основанные на преобладании общественных интересов. Но весьма сильны и новые  ценности рыночной экономики, которая  включает установки на материальное благополучие и статусное позиционирование индивида.

     Слуцкий Е.Г. выделяет несколько типов трудовой мотивации:

  1. ценностный тип (для молодого человека интересная работа является основной ценностью в трудовой деятельности);
  2. смешанный тип (человек серьезно относится к работе, но наряду с этим у него есть и другие не связанные с трудоустройством интересы и потребности, как то воспитание детей);
  3. инструментальный тип (работа является средством достижения жизненных целей):
  • материальная мотивация (около 40% молодых людей);
  • статусная мотивация (около 15%);
  • мотивация развития и самореализации (для людей творческих профессий);
  1. молодые люди не склонные рассматривать трудовую жизнь как ценность.1

     Подростковая  группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения  изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них  стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных. Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу. Чаше всего это  самозанятость вроде мойки автомашин  и торговли газетами.

     Молодежь  в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или  завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального  опыта, и в силу этого менее  конкурентоспособны.

     В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый  жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего  уже имеют собственную семью  и предъявляют достаточно высокие  требования к предлагаемой работе.

     Молодежь  реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Служба занятости охватывает лишь часть  спроса на труд и предложений рабочей  силы. В результате не учитывается  все многообразие новых явлений  в сфере занятости, связанных  с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая  безработица. Для молодых людей  скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют  в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное  безделье действует разлагающе на не сформировавшееся сознание. Понятно, что в подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабилизации своего трудового статуса, пытается различными способами избежать возможности потери заработка.

Информация о работе Проблема развития молодежи на рынке труда