Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:25, реферат
На рубеже XX и XXI веков в мировой экономической жизни возникло и развивается новое явление, получившее название глобализации и отражающее новую ступень интернационализации мирового хозяйства. Для процесса глобализации характерна переоценка роли знаний, научно-технического потенциала, роли государства в экономике, а также изменение геополитической карты мира.
В литературе нет единства взглядов относительно определения глобализации. Одни экономисты под глобализацией понимают увеличение масштабов мировой торговли и других процессов международного обмена в условиях все более открытой, интегрированной, не признающей границ мировой экономики. Причем имеются ввиду, не только внешняя торговля, но и валютные потоки, движение капитала, обмен технологиями, информацией и идеями, перемещение людей.
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
1.2 РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
1.3 СУЩНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
ГЛАВА 2. ПОЛОЖИТЕЛЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вступив в ВТО, России не удастся отменить или преодолеть нетарифные барьеры, ограничения объемов продаж, которые существуют на экспорт российского алюминия, стали и проката. Нетарифное ограничение на торговлю сталью в США, введенное американским правительством по просьбе американских производителей стали, распространяется не только на Россию, но и на Китай, Японию и Бразилию — членов ВТО.
Российскому сельскому хозяйству, чтобы выдержать конкуренцию с дешевыми сельскохозяйственными товарами из Западной Европы, Австралии, Бразилии, Аргентины, нужны гигантские субсидии, оцениваемые в десятки миллиардов долларов в год. Наш рынок мяса и мясопродуктов под натиском аргентинской говядины, просто исчезнет. Держать коров мясных пород в России станет нерентабельно. Сегодня Россия ежедневно закупает на мировом рынке продовольствия примерно на 20 млн. долларов. Когда после вступления в ВТО будут отменены последние таможенные и тарифные барьеры, производству сельскохозяйственной продукции России окончательно придет конец.
Наши производители, не имея доступа к инвестициям, не имеют доступа и к новым технологиям.
Поэтому,
какие стандарты не вводи, если не
будет иметь место
Россия тратит на импорт изделий легкой промышленности (с учетом «челночного бизнеса») 10—12 млрд. долларов в год. Направив эти средства на развитие отечественного производства, можно было через несколько лет имели прибыль намного большую, чем от продажи на мировом рынке в случае вхождения в ВТО наших невозобновляемых ресурсов: нефти, газа, алюминия, черных и цветных металлов и других.
Огромный вред уже нанесло российским производителям решение правительства о новых таможенных тарифах, что привело к снижению импортных пошлин, введение НДС на сырье и оборудование для текстильной и легкой промышленности.
Российский производитель не в состоянии конкурировать на рынке изделий легкой промышленности, насыщенном изделиями из Китая, Турции и стран Юго-Восточной Азии.
В этих странах иные условия производства: современное оборудование и невысокая заработная плата.
Конкуренцию
с этими странами не выдерживают
даже США и страны ЕС, устанавливая
квоты на импортные товары, а для
своих товаропроизводителей значительные
налоговые льготы. В этих странах
развито чувство
Именно легкая промышленность при самых низких капитальных вложениях на техническое перевооружение способна обеспечить высокую отдачу.
Китай начинал свои реформы с подъема легкой промышленности и сельского хозяйства. В России пока инвестиции в основной капитал «легких» отраслей составляют 0,2—0,3% расходной части госбюджета.
В свое время Польша и Франция ограничили ввоз белого сахара, чтобы не погубить свое производство. В Россию, несмотря на то, что вопросы производства и импорта сахара решает специальная «Сахарная комиссия», сахар продолжают ввозить.
Сейчас на обувном рынке только 20% отечественной обуви, 80% — завозная. В Китае сотни предприятий шьют обувь для России и будут шить до тех пор, пока не возродится отечественное производство. В страну, куда есть возможность поставлять товар, никогда не придут инвестиции.
Вступление в ВТО означает, что Россия начнет применять стандарты, которые соответствуют иной фазе социального и экономического развития. У России сейчас нет материального и политического ресурса, который позволил бы ей соответствовать стандартам ВТО.
Для того чтобы российские товары стали конкурентоспособны, нужно примерно 40—60 млрд. долларов инвестиций ежегодно в течение не менее 10 лет.
В мире существует 1,5—2 триллиона потенциальных инвестиционных средств. Инвестиции вкладывают в страну с «благоприятным инвестиционным климатом». В экономику Китая, последние несколько лет, вкладывают ежегодно 40—50 млрд. долларов. Там создан «благоприятный инвестиционный климат», в России — еще нет.
После вступления в ВТО 50—60% промышленных и 80% сельскохозяйственных предприятий просто встанут и более 30 млн. человек окажутся без работы.
Не
выжить российскому производителю,
если до вступления в ВТО не принять
федеральную программу мер по
повышению
Нужно
время, чтобы подготовить
На
данном этапе широкого включения
России в мирохозяйственные связи
необходимо добиться сведения к минимуму
рисков при дальнейшей интеграции нашей
экономики в мировое хозяйство
с учетом экономической безопасности;
способствовать формированию справедливой
международной торговой системы
при полноправном участии России
в международных экономических
организациях, обеспечивающих защиту
в них наших национальных интересов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глобализация — это новая стадия развития мирового хозяйства. По сути, глобализация является логическим выражением растущей интернационализации хозяйственной жизни. Но поляризация большинства стран мира по экономическому положению и уровню жизни населения неизбежно порождает различное отношение к процессам глобализации. По уровню экономического развития за последние двадцать лет разрыв между «центром» и «периферией» не сократился, а, наоборот, еще больше увеличился. И если число сторонников глобализации постоянно множится, то и круг противников глобализации также расширяется.
Стратегия
правительств различных стран в
связи с глобализацией
Наиболее
динамичные государства, напротив, уже
выступают в качестве игроков
в глобальном состязании за конкурентоспособность,
экономическую и инвестиционную
привлекательность. В этом соревновании
правительства нередко
Ни изоляционизм, ни наступательный интервенционизм сами по себе не предполагают рассчитанного на перспективу ответа на вызовы глобализации
Глобализация, изначально развивающаяся стихийно, перешла в ту стадию, когда её нужно направлять и контролировать. Дальнейшее развитие должно протекать по прогнозируемой установленной модели развития.
Первая модель — это создание мирового правительства. Речь идет об увеличенной модели национального государства, которое в глобальном масштабе занимается тем, чем правительства внутри отдельных стран. Эта модель является крайне маргинальной. Никакое мировое правительство не имело бы достаточной политической легитимизации. Помимо этого мир как целое нуждается в политике обеспечения порядка, а не в осуществлении властных полномочий.
Вторая модель — это путь реформирования Организации объединенных наций с превращением ее Совета Безопасности в квазиправительство, а Генеральной Ассамблеи — в квазипарламент. Такой подход имеет гораздо больше сторонников, но также подвергается критике как сужено этатистский. Организация объединенных наций представляется как организация с чрезмерно централистскими целями, управляемая кругом избранных (в прежнюю эпоху) государств, а выведение ее на центральную роль в глобальном управлении вызывает опасения недооценки значения частных игроков — бизнеса и неправительственных организаций.
Третья модель — это американская модель, которая вырисовывается в виде пирамиды во главе с одной супердержавой – США. Несколько ниже располагаются страны «большой семерки» (или «восьмерки»). Среднюю часть пирамиды занимают другие индустриально развитые страны, а основание пирамиды, разумеется, составляют страны «третьего мира», где проживает 78% населения мира. Выходит, что так называемая американская модель воплощает стремление администрации США руководить миром и организовывать жизнь человечества по единым стандартам.
Американские ученые трактуют глобализацию как некий всеобщий стандарт, изобретенный в США в конце XX века, в котором гомогенизированы цены, зарплата, продукты, услуги, потребности, процентные ставки, норма прибыли и так далее, – иными словами, единообразие в мировом масштабе. Остается либо присоединяться и приспосабливаться, либо стать «маргиналом».
Американская модель выстраивается на американском долларе и будет обслуживать в первую очередь интересы США, их транснациональных корпораций и банков. Против такой монополярной модели выступает не только Россия, но и Западная Европа, Япония, Китай и практически весь «третий мир». Америка уникальна, но не универсальна.
Четвертая
модель — это модель корпоративного
глобального управления. Она предлагает
коллективный процесс поиска решений
и взаимопонимания между
Только многополярная модель глобализации отвечает национальным интересам России.
С
ростом осознания в мире сложностей
глобализации связано выдвижение на
международных форумах идеи «глобализации
с человеческим лицом», т.е. социально
ориентированной и учитывающей
приоритеты «устойчивого развития». Звучат
призывы к достижению «солидарной»
глобализации в противовес «асимметричной».
В рамках ООН, ЕС и иных влиятельных
международных организаций все
больше внимания уделяется концепции
повышения «социальной
Россия
выступает за всестороннее исследование
явления глобализации, совместную с
зарубежными партнерами разработку
путей и способов управления этим
сложным процессом, «демократизацию»
глобализации и придание ей социальной
направленности. Российским интересам
отвечает обсуждение проблем глобализации
с широким привлечением развивающихся
государств и стран с переходной экономикой,
различных общественных, политических
сил и движений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глобализация мировой экономики (справочная информация) 03-08-2007 г. Департамент экономического сотрудничества МИД Российской Федерации.
2. Концепция внешней политики Российской Федерации.
3. Концепция
национальной безопасности
4. Акопова Е.С.,
Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая
экономика и международные
5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.-М: «Юристъ», 2002. - 568 с.
6. Гурова И.П. Мировая экономика: учеб. Для студ., обучающихся по спец. «Мировая экономика»/И.П. Гурова. - 2-е изд., стер..-М.: Омега-Л, 2008. - 394 с.
7. Курс экономической теории: Учебник/М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.,: Под ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: Книжный Дом; «Мисанта», 2005. - 496 с.
8. Лубнев Ю.П.
Экономическая теория: история и
современность: Курс лекций/
9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. С 14-го англ. Изд. - М.: ИНФРА-М, 2003. 972с.