Проблемы монополизации российского рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 00:52, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрение основных проблем монополизации Российского рынка.
Задачи курсовой работы состоят в:
- рассмотрении понятия монополии;
- исследовании специфических проблем монополизации Российского рынка.

Работа состоит из  1 файл

Проблемы монополизации рынков в российской экономике.docx

— 42.61 Кб (Скачать документ)

Введение.

История развития монополий является одновременно и  историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются  сразу, и это особенно ощущают  широкие слои населения. Вокруг монополий  формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной  защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других.  
Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все "плюсы" и "минусы" монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной.  
  Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.

Главная цель этого вмешательства заключается  в защите и сохранении свободной  конкуренции, которой угрожают монопольные  тенденции.     Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.              Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания монополий; 2) ограничение использования монопольной власти.  
  Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия.

Но они  могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции  тому получателю, которому в этих поставках  было противозаконно отказано. Все  их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.  
  Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрение основных проблем монополизации Российского.  
  Задачи курсовой работы состоят в:  
- рассмотрении понятия монополии;  
- исследовании специфических проблем монополизации Российского рынка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монополизм  в России.

 

Объективной основой монополизма  является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет  ему оказывать решающее влияние  на конкуренцию, завышать цену и снижать  объем производства по сравнению  с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту  перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую  прибыль. Конкурентные рынки в целом  работают хорошо, чего нельзя сказать  о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции  будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять " дешевый " рынок от «дорогого».

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может  существовать лишь при несовершенной  конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой, (отрасль состоит  из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над  ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого  вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим  размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

Есть несколько причин существования  монополий. Первая: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции  одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или  более фирмами, то говорят, что отрасль  является естественной монополией. И  причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем  над некоторыми редкими и чрезвычайно  важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами. Третья: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

В России таковыми являются предприятия  нефтяной и газовой промышленности, энергетические предприятия, предприятия  машиностроения, авиа – «железнодорожный транспорт» и некоторые другие.

Существуют так называемые «естественные  монополии» – это те отрасли, где  технологические и экономические  условия исключают возможность  существования конкурентных рынков. Такими в России являются «Газпром», «Роснефть», РАО «ЕЭС России», «Росвооружение», «Аэрофлот», «МПС» и некоторые другие. От их работы зависит экономическое положение России. Государство пытается установить контроль над этими крупнейшими монополиями, чтобы как – то влиять на поставку и расценки их продукции, чтобы контролировать их. Крупнейшие монополии сейчас акционированы, часть акций находится в руках государства, представители государства введены в правление этих компаний, ставится вопрос об увеличении доли государства в этих компаниях. Все это делается для того, чтобы избежать монополистского влияния на жизнь страны, на ее экономическое положение. В первую очередь, чтобы избежать необоснованного повышения цен на нефть и газ, на товары и услуги, на транспортные грузовые и пассажирские перевозки. Повышение цен на продукцию монополий неизбежно влечет за собой повышение цен на все другие виды товаров и услуг. Здесь все очень тесно взаимосвязано.

 

Особенности монополизма в РФ.

 

Меры по борьбе с монополизмом в России определяются, главным образом, спецификой монополистических  отношений в нашей экономике.

Монополистическая структура экономики России, которая  в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием основных факторов:

- Наличие административно-командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизации большой доли дохода, в назначении «сверху» хозяйственных руководителей.

- Устойчивый и массовый дефицит, который многократно обостряет конкуренцию потребителей и превращает всех производителей в монополистов. Монополия, возникшая из дефицита, может сама его и воспроизводить, так как фирма-монополист не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса.

- Концентрация и специализация производства, дошедшие до своей противоположности. В конце 80-х гг. в руках государства было сосредоточенно около 85% массы основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения выпускали предприятия, на которых было занято свыше 1 тыс. рабочих (для сравнения: в США 60% продукции машиностроения производится на предприятиях, насчитывающих менее 500 рабочих). Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России.

Концентрация  производства дополняется узкой  предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой и, более того, порождает  жесткую зависимость потребителей от поставщиков монополистов.

 

Негативные  стороны монополизма:

Круг тех, кто может вести  бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику.

  1. Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства.
  2. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда.
  3. При монополизме расцветает паразитизм, в экономике, мнение о том, что деньги можно заработать только при " особом " отношении с властью.
  4. Монополизм в экономике способствует коррупции.

Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновению и развитию новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, уводят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно оказывается на экономике страны. Сказывается также и «кадровый монополизм», когда все ключевые посты в бизнесе и государстве занимают люди, мыслящие категориями советской системы, не имеющие навыков работы в рыночных условиях и не желающие эти условия создавать. Все это усугубляет проблемы, с которыми столкнулась Россия на пороге 21 века. В таких условиях способны выжить лишь те предприятия, которые имеют уникальный бизнес или западные компании с очень долгим стратегическим прицелом на российский рынок.

Что же касается малого или среднего бизнеса, то несмотря на множество мер и полумер по его становлению и развитию, выжить в современных условиях они практически не могут. А именно на таком бизнесе строится экономический рост страны, а значит, и рост благосостояния населения, социальная стабильность в обществе. Выбор у России невелик: либо острожное движение в расчете на появление среднего класса, либо жесткие меры по снятию «кандалов» с экономически активных субъектов, создающие реальные предпосылки для быстрого роста нашей экономики.

В такой ситуации еще более возрастает роль корпораций, которые решают успех  начатых реформ по перестройке экономики, которые в состоянии привести российскую экономику на траекторию устойчивого роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема монополии  в российской экономике.

 

 Российское  антимонопольное  законодательство  не   дает   определение понятия “монополия”, поскольку в реальности чистых монополий  нет.  Но  есть предприятия, которым присущ главный признак монополии  -  значительная  доля на   рынке   определенного   товара.   “Реальной    монополией”    считается хозяйствующий  субъект,  доля  которого  на   рынке   определенного   товара составляет  65%  и  более.  В  таком  случае  говорят,  что  фирма  занимает “доминирующее   положение”.   Доминирующим   также   признается    положение хозяйствующего  субъекта,  доля  которого  на  рынке  определенного   товара составляет от 35% до 65%, если это установлено антимонопольным органом.

     Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более  35% заносятся  в специальный реестр  (региональный   и   федеральный   рынок).

Назначение  реестра  состоит  в  подготовке  информационной  базы  данных  о крупнейших субъектах рынка для осуществления  государственного  контроля  за соблюдением ими антимонопольного законодательства. Всего в  реестр  включено около 6500 предприятий (1999 год). Включенные  в  реестр  предприятия  имеют следующее распределение по принципу отраслевой принадлежности: 22% -  услуги жилищно-коммунального   хозяйства,   13%   -   продукция    производственно- технического назначения, 28% -  продукты  питания,  5%  -  товары  народного потребления, 21% -  отдельные  виды  работ  и  услуг,  11%  -  хозяйствующие субъекты, относящиеся  к  сфере  деятельности  естественных  монополий  (для естественных монополистов на транспорте, в области  связи  и  энергетическом комплексе составляются  свои  реестры).  Из  6500  предприятий,  входящих  в реестр, долю более 35% на товарных рынках РФ имеют около 450 предприятий.

Изучая реестр  можно  придти  к  выводу,  что  российские  монополисты федерального уровня – это, в основном, узкоспециализированные  производства.

Специфика  их  заключается  в   том,   что   они   сознательно   создавались

государством  в  ходе  проведения  политики  по  усилению   концентрации   и углублению    специализации    производства,    планомерного    прикрепления поставщиков продукции к потребителям. Экономические  кризисы  показали,  что такие  производства  являются  очень  неустойчивыми  по  сравнению  с  более диверсифицированными.

В  российской  экономике  очень  распространено  такое   явление   как

“локальный”   монополизм.   Вследствие   ненасыщенности   рынка    отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов.  Такие предприятия   занимаются   переработкой   сельскохозяйственной    продукции, торговлей и  бытовым  обслуживанием  в  малонаселенных  отдаленных  пунктах.

Информация о работе Проблемы монополизации российского рынка