Проблемы мотивации и стимулирования эффективной деятельности работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:08, реферат

Описание

Успешность деятельности любой организации зависит от того, что могут делать ее сотрудники и что они хотят сделать, то есть от их способностей и мотивации. На начальных этапах работы служб персонала, основное внимание уделялось подбору сотрудников, чьи профессиональные знания и умения, опыт работы соответствовал бы требованием вакансии. Но, в дальнейшем, нередко возникали ситуации, когда так тщательно, и с таким трудом подобранные сотрудники разочаровывали.

Содержание

Введение
Глава I. Общая характеристика понятий.
1. Мотивация.
2. Стимулирование.
3. Взаимосвязь понятий «стимулирование» и «мотивация».
Глава II. Типы мотивации и стимулирования персонала.
1. Типы мотивации.
2. Формы стимулирования.
3. Соответствие форм стимулирования мотивационным типам.
Глава III. Принципы создания системы стимулирования на предприятии.
Глава IV. Проблема мотивирования и стимулирования на российском рынке и способы её решения.
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Креативный менеджмент.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

 

1. Типы мотивации

Существует несколько теорий о мотивах; я остановлюсь на теории В.И.Герчикова. Применительно к российским предприятиям он выделяет пять основных мотивов (очень похожих на пирамиду Маслову), по которым люди приходят на работу:

             «Могу заработать деньги».

             «Могу использовать свои знания и опыт».

             «Чувствую себя нужным коллективу».

             «Могу самостоятельно решить, что и когда мне делать».

             «Привычная работа, стабильность».

Исходя из этих представлений, он выделяет пять типов мотивации среди российских работников:

       люмпенизированный (избегательный класс);

       инструментальный (достижительный класс);

       профессиональный (достижительный класс);

       патриотический (достижительный класс);

       хозяйский (достижительный класс).

Каждый человек с точки зрения его мотивации представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов (Рис. 2)

Рисунок 2. Человек как сочетание чистых мотивационных типов

 

 

Люмпенизированный тип (характерен для 25 – 35% работников).

–        все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;

–        согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше;

–        низкая квалификация;

–        не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;

–        низкая активность и выступление против активности других;

–        низкая ответственность, стремление переложить ее на других;

–        стремление к минимизации усилий.

Это мотивация, не ориентированная на достижения. Если посмотреть сквозь призму пирамиды Маслоу, то это как раз самый нижний уровень потребностей: «Для меня вообще мало что интересно, я работаю потому, что, во-первых, работать просто нужно, а во-вторых, потому что работа приносит деньги».

В этой мотивации практически отсутствуют мотивы содержательности труда, ответственности, большого заработка, полезности и нужности выполняемой работы.

Инструментальный тип (характерен для 35 – 50% работников).

–        интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);

–        важна обоснованность цены, не желает "подачек";

–        важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.

Самое главное в инструментальной мотивации – ощущение заработанности денег, справедливая оценка труда. Для такого человека работа – как инструмент, т.е. ему важно знать, что за такую-то работу, сделанную таким-то образом, он получит столько-то денег; простое соотношение трудовых затрат и вознаграждения.

Профессиональный тип (характерен для 15 – 20% работников).

–        интересует содержание работы;

–        не согласен на неинтересные для него работы сколько бы за них не платили; 

–        интересуют трудные задания - возможность самовыражения;

–        считает важной свободу в оперативных действиях;

важно профессиональное признание, как лучшего в профессии.

Люди с профессиональным типом мотивации очень часто выступают альтруистами в компании, они во вторую очередь спрашивают про зарплату, для них важна профессиональная самореализация (нередко даже в ущерб личной жизни), т.е. принятие их в обществе за счет профессионального успеха, умений и навыков.

Такого человека привлекает в работе разнообразие и творческий характер этой работы. К сожалению, люди творческие и глубоко профессиональные очень часто трудно управляемы.

Патриотический тип (характерен для 5 – 15% работников).

–        необходима идея, которая будет им двигать;

–        важно общественное признание участия в успехе;

–        главная награда - всеобщее признание незаменимости в фирме.

Обычно эти сотрудники высоколояльны по отношению к компании, очень ей преданны, если компания позволяет им ощущать себя принятыми, понятыми, реализованными и, самое главное, востребованными. Востребованными не в профессиональной сфере, а именно в области социального взаимодействия. Для них важно ощущать себя соучастниками общего, важного процесса, при этом вопрос зарплаты может тоже отодвигаться на второй план. Однако если такой человек не слышит достаточно часто в качестве поддержки «мы сделали это вместе!», он начинает демотивироваться, скучать.

Хозяйский тип (характерен для 5% работников).

–        добровольно принимает на себя ответственность;

–        характеризуется обостренным требованием свободы действий;

–        не терпит контроля.

Таких людей выгодно отправлять на открытие новых офисов, филиалов – они любят нести от начала до конца ответственность за результат деятельности. Ими движет потребность определения границ собственных возможностей (« Я хочу понять, как много я могу один»), причем не только в рамках профессии, а в полном ведении некоего вверенного им хозяйства.

Классические стили мотивации встречаются редко; чаще всего у человека преобладает какая-либо одна мотивация на фоне присутствия других, тоже достаточно выделенных.

 

2. Формы стимулирования.

Теперь приведем некоторую классификацию форм стимулирования:

1. Негативные - неудовольствие, наказания, угроза потери работы.

2. Денежные - заработная плата, включая все виды премий и надбавок.

3. Натуральные - покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.

4. Моральные - грамоты, почетные знаки, представление к наградам, доска почета и пр. Моральные формы наиболее многочисленны. Известен научный труд, в котором исследовано свыше 20 тысяч моральных стимулов, применявшихся в угольной промышленности. В настоящее время формы морального стимулирования в России практически не используются под надуманным предлогом формирования рыночных отношений, хотя на Западе их очень активно применяют.

5. Патернализм (забота о работнике) - дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.

6. Организационные - условия работы, ее содержание и организация.

7. Привлечение к совладению и участию в управлении.

 

3. Соответствие форм стимулирования мотивационным типам.

 

Модель «мотивация-стимул».

Понятийная модель "Мотивация-стимул" устанавливает связь между чистыми мотивационными типами и приемлемыми для них формами стимулирования. Это отношение приведено в Таблице 1.

 

Таблица 1. Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования.

Формы стимулирования

Мотивационный тип

Инструмент.

Профессион.

Патриотич.

Хозяйский

Люмпенизирован.

Негативные

Нейтральна

Запрещена

Применима

Запрещена

Базовая

Денежные

Базовая

Применима

Нейтральна

Применима

Нейтральна

Натуральные

Применима

Нейтральна

Применима

Нейтральна

Базовая

Моральные

Запрещена

Применима

Базовая

Нейтральна

Нейтральная

Патернализм

Запрещена

Запрещена

Применима

Запрещена

Базовая

Организационные

Нейтральна

Базовая

Нейтральна

Применима

Запрещена

Участие в управлении

Нейтральна

Применима

Применима

Базовая

Запрещена

 

Примечание:

- "базовая" - наибольшая ориентированность данной формы стимулирования на человека с данным типом мотивации;

- "применима" - данная форма стимулирования может быть использована;

- "нейтральная" - применение данной формы стимулирования не окажет никакого воздействия на человека и он будет продолжать действовать как прежде;

- "запрещена" - применение данной формы стимулирования приведет к прямо противоположному эффекту и, возможно, к деструктивному поведению.

 

Этапы методики:

1. Тестирование и обработка результатов. Расчёт индивидуального мотивационного профиля опрашиваемого. Мотивационный профиль персонала.

2. Вычисление структуры преобладающих типов мотивации:

- выберите анкеты, соответствующие интересующей Вас группе (например, торговые представители);

- вычислите среднее значение по каждому типу мотивации для группы, проранжируйте получившийся список. Отметьте два доминирующих типа.

3. Выбор соответствующих форм стимулирования: Итак, на человека, который описывается некоторым мотивационным профилем, с целью изменить его поведение в организации, оказывается воздействие в форме некоторого стимула. Получив стимул, человек реагирует на него в соответствии со своим мотивационным профилем.

 

Применение модели.

Описанная модель "Мотивация-стимул" может применяться при формировании политики стимулирования персонала. Возможны следующие варианты такой политики:

1. Путем разработки и применения системы стимулирования сформировать и поддерживать определенный мотивационный профиль компании, соответствующий реализуемой стратегии развития бизнеса. В этом случае система стимулирования должна создавать предельно некомфортные условия для персонала с нежелательным мотивационным типом, и создавать благоприятные условия для работников с приемлемым мотивационным типом. Тем самым, будет происходить "вымывание" персонала с неблагоприятным типом мотивации, взамен которого будет производиться набор нового персонала, имеющего желательную структуру мотивации.

2. Оптимизировать систему стимулирования под существующий мотивационный профиль компании, чтобы обеспечить предельно конструктивное поведение имеющегося в наличии персонала.

На Рис. 3 показаны основные этапы реализации двух названных вариантов политики стимулирования.

Рисунок 3. Основные этапы реализации политики стимулирования.

Рассмотрение методики в различных ситуациях.

Таблица 2. Предпочтительные типы мотивации при наборе, расстановке и внутрифирменных перемещениях персонала.

Позиции             

Примеры             

Тип мотивации

Исполнитель на автономной работе             

Менеджер по продажам (при индивидуальной работе)             

Инструментальная

Исполнитель на автономной работе

Торговый представитель, слесарь-ремонтник             

Хозяйская, профессиональная (+инструментальная)

Исполнитель на простых работах             

Оператор на полуавтоматах             

Инструментальная, люмпенизированная

Специалист на работе функционального характера

Гл. специалист сотрудники офисных отделов

Профессиональная

Руководитель подразделения

Начальник отдела, цеха

Хозяйская + патриотическая

Высший управляющий              

Генеральный директор             

Хозяйская

 

Таблица 3. Типы мотивации и трудовое поведение.

Типы мотивации             

Ожидаемое трудовое поведение

 

Функции             

Инициатива             

Дисциплина

Инструментальная             

Нейтральная             

Только при особом стимулировании             

Нейтральная

Профессиональная             

Расширение             

Высокая             

Нейтральная со срывом

Патриотическая             

Расширение             

Высокая             

Высокая

Хозяйская             

Стремление к системной законченности             

Высокая в пределах функции             

Нейтральная со срывом

Люмпенизированная

Сужение             

Отсутствие             

Нейтральная, низкая

Информация о работе Проблемы мотивации и стимулирования эффективной деятельности работников