Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:08, реферат
Успешность деятельности любой организации зависит от того, что могут делать ее сотрудники и что они хотят сделать, то есть от их способностей и мотивации. На начальных этапах работы служб персонала, основное внимание уделялось подбору сотрудников, чьи профессиональные знания и умения, опыт работы соответствовал бы требованием вакансии. Но, в дальнейшем, нередко возникали ситуации, когда так тщательно, и с таким трудом подобранные сотрудники разочаровывали.
Введение
Глава I. Общая характеристика понятий.
1. Мотивация.
2. Стимулирование.
3. Взаимосвязь понятий «стимулирование» и «мотивация».
Глава II. Типы мотивации и стимулирования персонала.
1. Типы мотивации.
2. Формы стимулирования.
3. Соответствие форм стимулирования мотивационным типам.
Глава III. Принципы создания системы стимулирования на предприятии.
Глава IV. Проблема мотивирования и стимулирования на российском рынке и способы её решения.
Заключение
Литература
1. Типы мотивации
Существует несколько теорий о мотивах; я остановлюсь на теории В.И.Герчикова. Применительно к российским предприятиям он выделяет пять основных мотивов (очень похожих на пирамиду Маслову), по которым люди приходят на работу:
«Могу заработать деньги».
«Могу использовать свои знания и опыт».
«Чувствую себя нужным коллективу».
«Могу самостоятельно решить, что и когда мне делать».
«Привычная работа, стабильность».
Исходя из этих представлений, он выделяет пять типов мотивации среди российских работников:
люмпенизированный (избегательный класс);
инструментальный (достижительный класс);
профессиональный (достижительный класс);
патриотический (достижительный класс);
хозяйский (достижительный класс).
Каждый человек с точки зрения его мотивации представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов (Рис. 2)
Рисунок 2. Человек как сочетание чистых мотивационных типов
Люмпенизированный тип (характерен для 25 – 35% работников).
– все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;
– согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше;
– низкая квалификация;
– не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;
– низкая активность и выступление против активности других;
– низкая ответственность, стремление переложить ее на других;
– стремление к минимизации усилий.
Это мотивация, не ориентированная на достижения. Если посмотреть сквозь призму пирамиды Маслоу, то это как раз самый нижний уровень потребностей: «Для меня вообще мало что интересно, я работаю потому, что, во-первых, работать просто нужно, а во-вторых, потому что работа приносит деньги».
В этой мотивации практически отсутствуют мотивы содержательности труда, ответственности, большого заработка, полезности и нужности выполняемой работы.
Инструментальный тип (характерен для 35 – 50% работников).
– интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);
– важна обоснованность цены, не желает "подачек";
– важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.
Самое главное в инструментальной мотивации – ощущение заработанности денег, справедливая оценка труда. Для такого человека работа – как инструмент, т.е. ему важно знать, что за такую-то работу, сделанную таким-то образом, он получит столько-то денег; простое соотношение трудовых затрат и вознаграждения.
Профессиональный тип (характерен для 15 – 20% работников).
– интересует содержание работы;
– не согласен на неинтересные для него работы сколько бы за них не платили;
– интересуют трудные задания - возможность самовыражения;
– считает важной свободу в оперативных действиях;
важно профессиональное признание, как лучшего в профессии.
Люди с профессиональным типом мотивации очень часто выступают альтруистами в компании, они во вторую очередь спрашивают про зарплату, для них важна профессиональная самореализация (нередко даже в ущерб личной жизни), т.е. принятие их в обществе за счет профессионального успеха, умений и навыков.
Такого человека привлекает в работе разнообразие и творческий характер этой работы. К сожалению, люди творческие и глубоко профессиональные очень часто трудно управляемы.
Патриотический тип (характерен для 5 – 15% работников).
– необходима идея, которая будет им двигать;
– важно общественное признание участия в успехе;
– главная награда - всеобщее признание незаменимости в фирме.
Обычно эти сотрудники высоколояльны по отношению к компании, очень ей преданны, если компания позволяет им ощущать себя принятыми, понятыми, реализованными и, самое главное, востребованными. Востребованными не в профессиональной сфере, а именно в области социального взаимодействия. Для них важно ощущать себя соучастниками общего, важного процесса, при этом вопрос зарплаты может тоже отодвигаться на второй план. Однако если такой человек не слышит достаточно часто в качестве поддержки «мы сделали это вместе!», он начинает демотивироваться, скучать.
Хозяйский тип (характерен для 5% работников).
– добровольно принимает на себя ответственность;
– характеризуется обостренным требованием свободы действий;
– не терпит контроля.
Таких людей выгодно отправлять на открытие новых офисов, филиалов – они любят нести от начала до конца ответственность за результат деятельности. Ими движет потребность определения границ собственных возможностей (« Я хочу понять, как много я могу один»), причем не только в рамках профессии, а в полном ведении некоего вверенного им хозяйства.
Классические стили мотивации встречаются редко; чаще всего у человека преобладает какая-либо одна мотивация на фоне присутствия других, тоже достаточно выделенных.
2. Формы стимулирования.
Теперь приведем некоторую классификацию форм стимулирования:
1. Негативные - неудовольствие, наказания, угроза потери работы.
2. Денежные - заработная плата, включая все виды премий и надбавок.
3. Натуральные - покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.
4. Моральные - грамоты, почетные знаки, представление к наградам, доска почета и пр. Моральные формы наиболее многочисленны. Известен научный труд, в котором исследовано свыше 20 тысяч моральных стимулов, применявшихся в угольной промышленности. В настоящее время формы морального стимулирования в России практически не используются под надуманным предлогом формирования рыночных отношений, хотя на Западе их очень активно применяют.
5. Патернализм (забота о работнике) - дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.
6. Организационные - условия работы, ее содержание и организация.
7. Привлечение к совладению и участию в управлении.
3. Соответствие форм стимулирования мотивационным типам.
Модель «мотивация-стимул».
Понятийная модель "Мотивация-стимул" устанавливает связь между чистыми мотивационными типами и приемлемыми для них формами стимулирования. Это отношение приведено в Таблице 1.
Таблица 1. Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования.
Формы стимулирования | Мотивационный тип | ||||
Инструмент. | Профессион. | Патриотич. | Хозяйский | Люмпенизирован. | |
Негативные | Нейтральна | Запрещена | Применима | Запрещена | Базовая |
Денежные | Базовая | Применима | Нейтральна | Применима | Нейтральна |
Натуральные | Применима | Нейтральна | Применима | Нейтральна | Базовая |
Моральные | Запрещена | Применима | Базовая | Нейтральна | Нейтральная |
Патернализм | Запрещена | Запрещена | Применима | Запрещена | Базовая |
Организационные | Нейтральна | Базовая | Нейтральна | Применима | Запрещена |
Участие в управлении | Нейтральна | Применима | Применима | Базовая | Запрещена |
Примечание:
- "базовая" - наибольшая ориентированность данной формы стимулирования на человека с данным типом мотивации;
- "применима" - данная форма стимулирования может быть использована;
- "нейтральная" - применение данной формы стимулирования не окажет никакого воздействия на человека и он будет продолжать действовать как прежде;
- "запрещена" - применение данной формы стимулирования приведет к прямо противоположному эффекту и, возможно, к деструктивному поведению.
Этапы методики:
1. Тестирование и обработка результатов. Расчёт индивидуального мотивационного профиля опрашиваемого. Мотивационный профиль персонала.
2. Вычисление структуры преобладающих типов мотивации:
- выберите анкеты, соответствующие интересующей Вас группе (например, торговые представители);
- вычислите среднее значение по каждому типу мотивации для группы, проранжируйте получившийся список. Отметьте два доминирующих типа.
3. Выбор соответствующих форм стимулирования: Итак, на человека, который описывается некоторым мотивационным профилем, с целью изменить его поведение в организации, оказывается воздействие в форме некоторого стимула. Получив стимул, человек реагирует на него в соответствии со своим мотивационным профилем.
Применение модели.
Описанная модель "Мотивация-стимул" может применяться при формировании политики стимулирования персонала. Возможны следующие варианты такой политики:
1. Путем разработки и применения системы стимулирования сформировать и поддерживать определенный мотивационный профиль компании, соответствующий реализуемой стратегии развития бизнеса. В этом случае система стимулирования должна создавать предельно некомфортные условия для персонала с нежелательным мотивационным типом, и создавать благоприятные условия для работников с приемлемым мотивационным типом. Тем самым, будет происходить "вымывание" персонала с неблагоприятным типом мотивации, взамен которого будет производиться набор нового персонала, имеющего желательную структуру мотивации.
2. Оптимизировать систему стимулирования под существующий мотивационный профиль компании, чтобы обеспечить предельно конструктивное поведение имеющегося в наличии персонала.
На Рис. 3 показаны основные этапы реализации двух названных вариантов политики стимулирования.
Рисунок 3. Основные этапы реализации политики стимулирования.
Рассмотрение методики в различных ситуациях.
Таблица 2. Предпочтительные типы мотивации при наборе, расстановке и внутрифирменных перемещениях персонала.
Позиции | Примеры | Тип мотивации |
Исполнитель на автономной работе | Менеджер по продажам (при индивидуальной работе) | Инструментальная |
Исполнитель на автономной работе | Торговый представитель, слесарь-ремонтник | Хозяйская, профессиональная (+инструментальная) |
Исполнитель на простых работах | Оператор на полуавтоматах | Инструментальная, люмпенизированная |
Специалист на работе функционального характера | Гл. специалист сотрудники офисных отделов | Профессиональная |
Руководитель подразделения | Начальник отдела, цеха | Хозяйская + патриотическая |
Высший управляющий | Генеральный директор | Хозяйская |
Таблица 3. Типы мотивации и трудовое поведение.
Типы мотивации | Ожидаемое трудовое поведение | ||
| Функции | Инициатива | Дисциплина |
Инструментальная | Нейтральная | Только при особом стимулировании | Нейтральная |
Профессиональная | Расширение | Высокая | Нейтральная со срывом |
Патриотическая | Расширение | Высокая | Высокая |
Хозяйская | Стремление к системной законченности | Высокая в пределах функции | Нейтральная со срывом |
Люмпенизированная | Сужение | Отсутствие | Нейтральная, низкая |
Информация о работе Проблемы мотивации и стимулирования эффективной деятельности работников