Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 23:53, реферат
Целеполагание - важнейший элемент в управленческой деятельности,а также общего функционирования организаций,являющейся основной функцией руководителя,этапом управленческой деятельности и ее структурным компонентом.Оно определяется как формулировка цели функционирования организации,а также ее конкретизация на подцели и их согласование. Цель, целесообразность, целенаправленность, целеполагание являются центральными понятиями в современной теории и практике управления. Начало использования целеполагания в качестве ключевого элемента научного менеджмента было положено в свое время Ф.Тейлором, который предложил определять для каждого работника достижимые цели, основанные на тщательном анализе, и разрабатывать технологию их достижения.
1.Введение…………………………………………………………………4
2. Роль и значение процесса в работе менеджера……………………….5-6
3. Целеполагание,его сущность и назначение…………………………….6-8
4.Примеры использования целеполагания менеджером…………………8
5.Заключение………………………………………………………………..9
6.Библиографический список……………………………………………...10
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»
На тему: Процесс целеполагания
Целеполагание - важнейший элемент в управленческой деятельности,а также общего функционирования организаций,являющейся основной функцией руководителя,этапом управленческой деятельности и ее структурным компонентом.Оно определяется как формулировка цели функционирования организации,а также ее конкретизация на подцели и их согласование.
1.Введение……………………………………………………
2. Роль и значение процесса в работе менеджера……………………….5-6
3. Целеполагание,его сущность и назначение…………………………….6-8
4.Примеры использования целеполагания менеджером…………………8
5.Заключение………………………………………………
6.Библиографический список……………………………………………...10
Цель, целесообразность, целенаправленность, целеполагание являются центральными понятиями в современной теории и практике управления. Начало использования целеполагания в качестве ключевого элемента научного менеджмента было положено в свое время Ф.Тейлором, который предложил определять для каждого работника достижимые цели, основанные на тщательном анализе, и разрабатывать технологию их достижения.
Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.
Правильно сформулировать задачу – это наполовину решить ее. Работая в каждом проекте с задачами различной степени сложности, каждый раз решается задача прояснения требований и приведения их в целостный вид.
Любая организация это не просто система для выполнения какой-то задачи, но и сообщество людей, которые взаимодействуют по определенным правилам. Соответственно, люди будут решать корпоративную задачу только в том случае, если она им понятна и соответствует их внутренним устремлениям. Таким образом, любой проект начинается с понимания того, какие цели он преследует, кому из его участников это надо и зачем. Неудобство ситуации обычно заключается в том, что никто и никогда не рассказывает своих действительных целей. В разных проектах этот этап работы может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев или лет,но без него нельзя двигаться дальше. Продолжать движение можно только тогда, когда цели сформулированы и согласованы, все участники проекта, как минимум, понимают ситуацию одинаково.1
Роль и значение целеполагания в работе менеджера
В организации приходится решать многие вопросы. Все эти вопросы в той или иной постановке, в зависимости от вида деятельности и от отраслевой принадлежности организации, формируют цели ее хозяйственной деятельности. Формирование целей, или целеполагание, относится к важнейшей части методологии менеджмента. В соответствии с этим решение вопросов целеполагания менеджер должен осуществлять на основе системного подхода, опираясь на свой и своих коллег предпринимательский талант, высокую профессиональную компетентность, опыт, интуицию и добросовестное безусловное отношение персонала организации.
Изначально менеджер дает оценку основным причинам создания его бизнеса. Они, как правило, соответствуют трем целям, стоящим перед фирмой на этом этапе. Во-первых, менеджер определяет общую задачу, которую будет решать его бизнес. Во-вторых, руководитель обычно при постановке целей учитывает значение (имидж), которое будет иметь его фирма и бизнес. И, наконец, менеджер почти всегда определяет миссию фирмы, дающую представление о том, как, каким образом будет происходить движение к цели.
Долгосрочные цели - четкие, простые, соизмеримые положения, содержащие описание результатов, которые фирма стремится достигнуть в период до 5 лет. Краткосрочные цели играют дополнительную роль в процессе постановки целей и составлении плана.
Помимо долгосрочных целей менеджер разрабатывает также специфические краткосрочные цели, в которых предусмотрены ближайшие действия (на 1 год и менее).
Целеполагание,его сущность и назначение
Целеполагание - процесс определения и формулирования целее деятельности организации ,групп или индивидуальных личностей,начальный этап процесса управления и персональной деятельности менеджера.2 Функция целеполагания обычно не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть другой функции — планирования. Вместе с тем и по своему содержанию, и по роли в управлении целеполагание является именно управленческой функцией, пронизывающей всю деятельность руководителя. Так, целеполагание нельзя приурочивать только к начальному этапу управления по двум причинам. Во-первых, определение общего направления деятельности организации, действительно, предшествует всем иным функциям. Во-вторых, специфической обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено в весь процесс организационного функционирования.В теории управления общая характеристика цели дается на основе одного из главных положений системного подхода, согласно которому она понимается в качестве системообразующего фактора организаций. Это означает, что именно цель определяет общую направленность деятельности организации, ее состав (как подразделений, так и персонала) и структуру, регулирует характер существующих в организации взаимосвязей между ее компонентами, а также интегрирует их в согласованную систему. Кроме того, она выступает и основой для критериев выработки наиболее важных, стратегических решений в организации, определяет содержание планирования. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, разработанные для классов целей (табл.1).
Критерии классификации |
Группы целей |
1. Уровень |
Миссия Общеорганизационные Специфические |
2. Период действия |
Стратегические Оперативные Тактические |
3. Содержание |
Экономические Социальные Организационные Технические Научные Политические Экологические |
4. Приоритетность |
Особо приоритетные Приоритетные Прочие |
5. Повторяемость |
Постоянные (повторяющиеся) Разовые (новые) |
6. Деловая среда |
Внутренние Внешние |
7. Организационная структура |
Цели организаций Цели подразделений |
8. Измеримость |
Количественные Качественные |
9. Структура |
Маркетинговые Производственные Инновационные Финансовые Кадровые Административные |
10. Направленность |
На получение заданного результата На осуществление той или иной деятельности На достижение того или иного состояния объекта управления |
11. Стадии жизненного цикла |
Проектирование и создание объекта Зрелость объекта Рост объекта Завершение жизненного цикла объекта |
Примеры использования целеполагания менеджером
Менеджер вносит в него такие показатели, как объем продаж, темпы роста объема продаж, данные о спросе и т.п. Причем показателям роста уделяется особое внимание. Менеджер решает вопрос о том, стоит ли в данном месяце (году) проводить техническое перевооружение или производство будет эффективным и на существующей технологической базе.
Таким образом, цель- фундаментальное понятие теории управления.
Цели создают основу для плана, с одной стороны, и являются руководством к действию для управления - с другой.
Итак, реальное достижение цели - это продвижение по всем фронтам к намеченному образу.
Все цели должны быть согласуемы и совместимы, реалистичны и достижимы, ну и понятны для исполнителей и гибки, ведь показатель гибкости - наличие хорошей обратной связи с реальностью.
1 Веснин В.Р. Менеджмент: учебник
2 Волков В.В. Курс лекций «менеджмент-наука управлять»