Процесс принятия и реализации управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:35, реферат

Описание

•Принятие решений, грамотных управленческих решений, один из важнейших условий успешной деятельности фирмы.
•Актуальность работы видно «на лицо». От того на сколько правильное, продуманное решение будет принято, и на сколько оно будет новым, необычным, на столько успешно будет развиваться фирма. Поэтому разработка и принятие управленческих решений основное звено в деятельности фирмы. Иначе говоря, без управленческих решений у фирмы нет будущего.

Содержание

•Введение
•1. Классификация и основные требования по принятию управленческих решений
◦1.1 Классификация решений
◦1.2Требования к качеству решений
•2. Процесс принятия и реализации управленческих решений
◦2.1 Сущность и содержание процесса по выработке решений
◦2.2 Методика работы руководителя по выработке предварительного решения на создание процесса выработки управленческого решения
•Заключение
•Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Технология принятия управленческого решения.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

  • Введение
  • 1. Классификация и основные требования по принятию управленческих решений
    • 1.1 Классификация решений
    • 1.2Требования к качеству решений
  • 2. Процесс принятия и реализации управленческих решений
    • 2.1 Сущность и содержание процесса по выработке решений
    • 2.2 Методика работы руководителя по выработке предварительного решения на создание процесса выработки управленческого решения
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • Принятие решений, грамотных управленческих решений, один из важнейших условий успешной деятельности фирмы.
  • Актуальность работы видно «на лицо». От того на сколько правильное, продуманное решение будет принято, и на сколько оно будет новым, необычным, на столько успешно будет развиваться фирма. Поэтому разработка и принятие управленческих решений основное звено в деятельности фирмы. Иначе говоря, без управленческих решений у фирмы нет будущего.
  • Следовательно необходимо детально изучить процесс и этапы принятия решений, а так же факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на процесс принятия управленческого решения, которое благоприятно повлияет на деятельность фирмы в целом.
  • Поэтому целью данной работы является изучение процесса принятия управленческих решений.
  • В качестве задач необходимо рассмотреть классификацию и факторы, влияющие на процесс принятия решений, от кого в первую очередь зависит принятие грамотного решения, определение группы лиц, принимающих решения на фирме. А так же этапы разработки и принятия управленческих решений.
  • 1. Классификация и основные требования по принятию управленческих решений

1.1 Классификация решений

Решение - это выбор альтернативы

Для повышения качества решений рекомендуется  осуществлять их анализ на основе классификации  по следующим признакам:

стадия  жизненного цикла  товара (маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.);

подсистема  системы менеджмента (целевая, функциональная и  т.д.);

сфера действия (технические, экономические и  др. решения);

цель (коммерческие и некоммерческие решения);

ранг  управления (верхний, средний, низший);

масштабность (комплексные и частные решения);

организация выработки (коллективные и личные решения);

продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные  решения);

объект  воздействия (внешние  и внутренние);

методы  формализации (текстовые, графические, математические);

формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);

сложность (стандартные  и нестандартные);

способ  передачи (вербальные, письменные, электронные).

Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого  решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения.

Обычно  в принятии любого решения присутствуют в различной степени  три момента: интуиция, суждение и рациональность. Познакомимся с каждым из них в отдельности, ибо они этого заслуживают (по работе В.Р.Веснина, 10). Файхутдинов Р. А. Системный менеджмент. Учебник. - М.: А.О. «Бизнес - школа», 1997, с. 289.

При принятии чисто интуитивного решения, люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует "шестое чувство" Файхутдинов Р. А. Системный менеджмент. Учебник. - М.: А.О. «Бизнес - школа», 1997, с.289., своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становиться заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.

Решения, основанные на суждении, во многом сходны с  интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо  просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл у людей встречается весьма редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.

Другая  слабость в том, что  суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.

Поскольку решения принимаются  людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного  к его появлению  на свет. В связи  с этим принято  различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения. .

Уравновешенные  решения, которые  принимают менеджеры, внимательно и  критически относятся  к своим действиям, выдвигаемым гипотезам  и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные  решения, авторы которых  легко генерируют самые разнообразные  идеи в неограниченном количестве, но не в  состоянии их как  следует проверить, уточнить, оценить. Решения  поэтому оказываются  не достаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", и "рывками". Файхутдинов Р. А. Системный менеджмент. Учебник. - М.: А.О. «Бизнес - школа», 1997.с. 290.

Инертные  решения становятся результатом осторожного  поиска. В них наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих  гипотез, и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные  решения характеризуются  тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкретичным подходом к делу. Они в  еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического  и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента  принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

Таким образом для выбора более альтернативного  решения, необходимо его тщательно  проанализировать, выделить плюсы и минусы, сделать предварительные  прогнозы по принятому  решению. Кроме того, руководителю нельзя забывать о том, что люди, принимающие решения, все разные, поэтому необходимо тщательно подбирать персонал и четко формулировать требования.

1.2 Требования к качеству решений

В целом требования можно разделить  на две группы:

требования  без выполнения которых  невозможно обеспечить качественное конечное решение;

требования, характеризующие  обоснованность состава  показателей качества конечного решения.

К первой группе требовании относятся:

а)применение к процессу выработки  решения совокупности научных подходов, дополнительных и специфических принципов менеджмента;

б)применение для стратегических и тактических  решений методов  оптимизации;

в)использование  качественной информации на основе исследования рынка, нормирования и прогнозирования  показателей, характеризующих  в динамике товар и организационно-технический уровень производства;

г)автоматизация  процесса принятия решения;

д) применение качественной системы учета  и контроля, связи  с внешней средой;

е) наличие должностных  инструкций и других нормативно-методических документов по системе менеджмента;

ж) мотивация качественного  решения, т.е. побуждение работника качественно  и в срок выполнять  плановое задание  через удовлетворение его потребностей.

Вторая  группа требовании к  качеству решений  характеризует обоснованность состава показателей качества конечного решения. К этим показателям относятся следующие:

а) показатель энтропии, т.е. количественной определенности связей между элементами системы менеджмента  и самого решения;

б) вероятность риска  достижения цели или  поле допуска прогноза цели;

в) количество уровней  проработки дерева целей  фирмы;

г) количество задействованных  при формировании решений уровней  иерархии;

д) количество применяемых  при принятии решений  современных методов: функционально-стоимостный  анализ, прогнозирование, экономико-математические методы, моделирование;

ж) эффективность решения.

На  сколько эффективным  будет принятое фирмой решение, на столько  эффективной будет  деятельность организации. Именно поэтому необходимо установить четкие требования к принятию решений, а так же обеспечивать сотрудников достоверной информацией. Прежде чем принимать решение, необходимо проанализировать ситуацию как на фирме, так и во внешней среде и сделать определенные прогнозы и попытаться минимизировать риски.

2. Процесс принятия и реализации управленческих решений

2.1 Сущность и содержание  процесса по выработке  решений

Сущностью деятельности по выработке  решения является выработка оптимального (близкого к оптимальному) варианта действий по достижению цели.

Подходя к содержанию выработки решения как системе, а к деятельности по выработке решения как виду управленческой деятельности, которая, как и всякая другая, должна быть управляема, т.е. должно быть выработано решение на ее осуществление, она должна быть спланирована, организована, должен осуществляться контроль за ее ходом и качеством. Иначе говоря, при осуществлении функций управления должна создаваться прежде всего управляющая подсистема, призванная осуществить управление достижением цели, т.е. процессы выполнения задач управления и целевые управленческие организации, призванные осуществлять эти процессы.

Таким образом, в содержание процесса выработки  решения, как и  в другие управленческие процессы должно быть включено осуществление  управленческих функций  этими процессами, т.е. выработка решения, планирование, организация и контроль хода и качества их осуществления.

Следуя  методологии анализа  и синтеза систем управления, в содержание деятельности по выработке  решения необходимо включить:

a) уточнение системы  задач, определение  подсистем мероприятий, которые необходимо выполнить, чтобы обеспечить эффективное достижение цели деятельности;

b) определение системы  факторов внешней  и внутренней сред, влияющих на достижение  цели и характера  их влияния;

c) прогнозное моделирование  деятельности по достижению цели;

d) согласование проекта  решения с исполнителями;

e) утверждение проекта  решения (выбор  варианта из числа  предложенных) и доведения  его до исполнителей.

Содержание  решения представляет собой краткое  изложение принятого  варианта действий по достижению цели. Основной частью его содержания является замысел действий, который должен отвечать на вопросы:

«Что  надо сделать?»;

«Каким  образом нужно  делать?»;

«Какими силами делать?»;

«К  какому сроку нужно  делать?» Мухин  В.И. Основы теории управления. - М.: Издательство «Экзамен».2003. с. 153.

Информация о работе Процесс принятия и реализации управленческих решений