Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:35, реферат
•Принятие решений, грамотных управленческих решений, один из важнейших условий успешной деятельности фирмы.
•Актуальность работы видно «на лицо». От того на сколько правильное, продуманное решение будет принято, и на сколько оно будет новым, необычным, на столько успешно будет развиваться фирма. Поэтому разработка и принятие управленческих решений основное звено в деятельности фирмы. Иначе говоря, без управленческих решений у фирмы нет будущего.
•Введение
•1. Классификация и основные требования по принятию управленческих решений
◦1.1 Классификация решений
◦1.2Требования к качеству решений
•2. Процесс принятия и реализации управленческих решений
◦2.1 Сущность и содержание процесса по выработке решений
◦2.2 Методика работы руководителя по выработке предварительного решения на создание процесса выработки управленческого решения
•Заключение
•Список литературы
Содержание
1.1 Классификация решений
Решение - это выбор альтернативы
Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:
стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.);
подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная и т.д.);
сфера действия (технические, экономические и др. решения);
цель (коммерческие и некоммерческие решения);
ранг управления (верхний, средний, низший);
масштабность (комплексные и частные решения);
организация выработки (коллективные и личные решения);
продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);
объект воздействия (внешние и внутренние);
методы формализации (текстовые, графические, математические);
формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);
сложность (стандартные и нестандартные);
способ передачи (вербальные, письменные, электронные).
Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения.
Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность. Познакомимся с каждым из них в отдельности, ибо они этого заслуживают (по работе В.Р.Веснина, 10). Файхутдинов Р. А. Системный менеджмент. Учебник. - М.: А.О. «Бизнес - школа», 1997, с. 289.
При принятии чисто интуитивного решения, люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует "шестое чувство" Файхутдинов Р. А. Системный менеджмент. Учебник. - М.: А.О. «Бизнес - школа», 1997, с.289., своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становиться заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.
Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл у людей встречается весьма редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.
Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к его появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения. .
Уравновешенные решения, которые принимают менеджеры, внимательно и критически относятся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются не достаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", и "рывками". Файхутдинов Р. А. Системный менеджмент. Учебник. - М.: А.О. «Бизнес - школа», 1997.с. 290.
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез, и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкретичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
Таким образом для выбора более альтернативного решения, необходимо его тщательно проанализировать, выделить плюсы и минусы, сделать предварительные прогнозы по принятому решению. Кроме того, руководителю нельзя забывать о том, что люди, принимающие решения, все разные, поэтому необходимо тщательно подбирать персонал и четко формулировать требования.
1.2 Требования к качеству решений
В целом требования можно разделить на две группы:
требования без выполнения которых невозможно обеспечить качественное конечное решение;
требования, характеризующие обоснованность состава показателей качества конечного решения.
К первой группе требовании относятся:
а)применение к процессу выработки решения совокупности научных подходов, дополнительных и специфических принципов менеджмента;
б)применение для стратегических и тактических решений методов оптимизации;
в)использование качественной информации на основе исследования рынка, нормирования и прогнозирования показателей, характеризующих в динамике товар и организационно-технический уровень производства;
г)автоматизация процесса принятия решения;
д) применение качественной системы учета и контроля, связи с внешней средой;
е) наличие должностных инструкций и других нормативно-методических документов по системе менеджмента;
ж) мотивация качественного решения, т.е. побуждение работника качественно и в срок выполнять плановое задание через удовлетворение его потребностей.
Вторая группа требовании к качеству решений характеризует обоснованность состава показателей качества конечного решения. К этим показателям относятся следующие:
а) показатель энтропии, т.е. количественной определенности связей между элементами системы менеджмента и самого решения;
б) вероятность риска достижения цели или поле допуска прогноза цели;
в) количество уровней проработки дерева целей фирмы;
г) количество задействованных при формировании решений уровней иерархии;
д) количество применяемых при принятии решений современных методов: функционально-стоимостный анализ, прогнозирование, экономико-математические методы, моделирование;
ж) эффективность решения.
На сколько эффективным будет принятое фирмой решение, на столько эффективной будет деятельность организации. Именно поэтому необходимо установить четкие требования к принятию решений, а так же обеспечивать сотрудников достоверной информацией. Прежде чем принимать решение, необходимо проанализировать ситуацию как на фирме, так и во внешней среде и сделать определенные прогнозы и попытаться минимизировать риски.
2. Процесс принятия и реализации управленческих решений
2.1 Сущность и содержание процесса по выработке решений
Сущностью деятельности по выработке решения является выработка оптимального (близкого к оптимальному) варианта действий по достижению цели.
Подходя к содержанию выработки решения как системе, а к деятельности по выработке решения как виду управленческой деятельности, которая, как и всякая другая, должна быть управляема, т.е. должно быть выработано решение на ее осуществление, она должна быть спланирована, организована, должен осуществляться контроль за ее ходом и качеством. Иначе говоря, при осуществлении функций управления должна создаваться прежде всего управляющая подсистема, призванная осуществить управление достижением цели, т.е. процессы выполнения задач управления и целевые управленческие организации, призванные осуществлять эти процессы.
Таким образом, в содержание процесса выработки решения, как и в другие управленческие процессы должно быть включено осуществление управленческих функций этими процессами, т.е. выработка решения, планирование, организация и контроль хода и качества их осуществления.
Следуя методологии анализа и синтеза систем управления, в содержание деятельности по выработке решения необходимо включить:
a) уточнение системы задач, определение подсистем мероприятий, которые необходимо выполнить, чтобы обеспечить эффективное достижение цели деятельности;
b) определение системы факторов внешней и внутренней сред, влияющих на достижение цели и характера их влияния;
c) прогнозное моделирование деятельности по достижению цели;
d) согласование проекта решения с исполнителями;
e) утверждение проекта решения (выбор варианта из числа предложенных) и доведения его до исполнителей.
Содержание решения представляет собой краткое изложение принятого варианта действий по достижению цели. Основной частью его содержания является замысел действий, который должен отвечать на вопросы:
«Что надо сделать?»;
«Каким образом нужно делать?»;
«Какими силами делать?»;
«К какому сроку нужно делать?» Мухин В.И. Основы теории управления. - М.: Издательство «Экзамен».2003. с. 153.
Информация о работе Процесс принятия и реализации управленческих решений