Процесс принятия управленческих решений в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:27, курсовая работа

Описание

На мой взгляд, проблема принятия и реализации решений является основополагающей для менеджмента. За последние 20 лет дважды Нобелевская премия в области экономики присуждалась за работы по совершенствованию общепринятой концепции принятия решений – в 1978 г. Г.Саймону за исследование процесса принятия решений (основная идея – нахождение в экономических организациях решений, приемлемых для всех), в 1986 г. Дж. Бьюкенену за развитие основ теории принятия экономических и политических решений (основная идея – принятие решений исходя из интересов участвующих в этом процессе лиц.).
Но не только в экономике и менеджменте получила развитие данная тема. В процессе работы над курсовой я обратила внимание на огромное количество методик принятия решений, которые широко используются в теории информации и информатики. В частности, благодаря этим теориям бурно развивается направление разработки и усовершенствования искусственного интеллекта. Следуя общей тенденции беспримерно быстрой эволюции информационных технологий в современном обществе можно предположить, что теория принятия решений имеет большое будущее.

Содержание

Содержание процесса принятия управленческого решения 4
1.1. Основные понятия процесса принятия управленческого решения 4
1.2. Сущность процесса принятия управленческого решения 5
1.3. Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений 7
1.4. Процедура принятия решений 8
1.7. Стадии процесса принятия решения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 43.77 Кб (Скачать документ)

    Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех фактов, оказывающих  влияние на решения, с учетом предвидения  его возможных последствий.

    Руководители  обязаны постоянно и всесторонне  изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые  необходимо согласовывать на всех уровнях  внутрифирменной иерархической  пирамиды управления.

    Количество  информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно  давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным  крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало  создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.

    Поскольку руководитель имеет возможность  выбирать решения, он несет ответственность  за их исполнение. Принятые решения  поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно  должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного  набора решений. Чем больше выбор, тем  эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность  выбора; правомочность решения; краткость  и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность  выполнения.

1.3. Требования к технологии  менеджмента и  важнейшие области  принятия решений

    Требования  к технологии менеджмента можно  свести к следующему:

    формулирование  проблем, разработка и выбор решения  должны быть сконцентрированы на том  уровне иерархии управления, где для  этого имеется соответствующая  информация;

    информация  должна поступать от всех подразделений  фирмы, находящихся на разных уровнях  управления и выполняющих различные  функции;

    выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней  управления, на которые будет возложено  выполнение решения или которые  заинтересованы в его реализации;

    должна  строго соблюдаться соподчиненность  в отношениях в иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение.

    Принятие  управленческих решений предполагает использование следующих факторов: иерархии; целевых межфункциональных  групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.

  • Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении.

В американских компаниях менеджеры обычно делегируют свои полномочия в принятии решений  ближе к тому уровню, на котором  имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует  в реализации конкретного решения. Американские менеджеры при принятии решений предпочитают не вступать в  прямые контакты с подчиненными, находящимися более чем на один иерархический  уровень ниже, чтобы не нарушать принцип звенности в управлении.

  • Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений в американских фирмах довольно широко распространено. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений. Целевые группы чаще всего занимаются созданием новой продукции. Тогда в их состав входят инженеры, специалисты по маркетингу, производственники, финансисты, снабженцы. Первоначально они готовят на профессионально высоком уровне информацию, на основе которой высшее руководство принимает решение о выделении капиталовложений на разработку и внедрение новой продукции. Руководителем целевой межфункциональной группы назначается один из ее членов или вышестоящий руководитель, который может заменяться другим специалистом по ходу выполнения работ.
  • Использование формальных правил и процедур в принятии решений – это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами.
  • Использование планов в принятии решений нацелено на координацию деятельности фирмы в целом. Планирование является тем важным видом управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени. В ходе составления планов осуществляется процесс сочетания интересов и целей между различными уровнями управления. Системы контроля и бухгалтерского учета приспособлены в американских фирмах к решению управленческих задач, и на их основе ведется разработка планов. Менеджеры постоянно следят за выполнением плановых показателей и имеют возможность их корректировать при соответствующем обосновании такой необходимости перед высшими руководителями фирмы или руководителями производственных отделений.
  • Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей в принятии решений без обращения к высшему руководству способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений. В американских фирмах руководители разных уровней имеют право осуществлять непосредственные контакты с внешними по отношению к фирме партнерами: потребителями, поставщиками, контролирующими организациями, которые позволяют получать конкретную информацию о ситуации на рынке и принимать решения, способствующие быстрой адаптации к изменяющимся условиям. Практика принятия управленческих решений определяется в значительной мере традициями и обычаями, существующими в разных странах.

    Внедрение новой продукции является одной  из наиболее трудных задач, решаемых в производственных отделениях. Ее выполнение требует координации  усилий работников различных подразделений: по конструированию, технологии, производству и сбыту. Нередко в группу разработчиков  новой продукции входят и представители  заказчика. Члены группы по разработке новой продукции могут иметь  различную заинтересованность. Так, обычно инженеры-конструкторы заинтересованы в создании технически передового продукта; производственники стремятся снизить  себестоимость продукции в рамках используемой технологии; заказчики  заинтересованы в низкой себестоимости  нового изделия и в том, чтобы  оно отвечало их требованиям.

    Привлечение заказчика к разработке нового изделия  часто оказывается решающим для  его успеха на рынке. Новая продукция, выпускаемая всего одной фирмой – монополистом на рынке, позволяет  ей увеличить объемы продаж за счет привлечения новых покупателей, поставок новой продукции своим  старым клиентам, переманивая покупателей  от других фирм, выпускающих аналогичную  продукцию, но старых образцов. Поскольку  инновации и новая продукция  резко повышают конкурентоспособность  фирмы, они являются предметом коммерческой тайны, и фирмы стремятся как  можно быстрее их запатентовать.

1.4. Процедура принятия  решений

    Для того чтобы принять эффективное  управленческое решение, менеджеру  необходимо не только обладать богатым  опытом, но и достаточно квалифицированно применять на практике:

  • методологию управленческого решения;
  • методы разработки управленческих решений;
  • организацию разработки управленческого решения;
  • оценку качества управленческих решений.

    Попытаемся  коротко рассмотреть инструментарий менеджера, характерный для сферы  принятия решений.

      Методология управленческого  решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки  вариантов, составление логических схем выполнения операций.

    Методы  разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих   решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.

    Организация разработки управленческого  решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе  разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.

    Технология  разработки управленческого  решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их  осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

    Качество  управленческого  решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере  потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

    Объект  принятия управленческого  решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом  принятия решения являются следующие виды деятельности:

  • техническое развитие;
  • организация основного и вспомогательного производства;
  • маркетинговая деятельность;
  • экономическое и финансовое развитие;
  • организация заработной платы и премирования;
  • социальное развитие;
  • управление;
  • бухгалтерская деятельность;
  • кадровое обеспечение;
  • прочие виды деятельности.

    Решение – результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на  основе разработанного проекта или плана работы.

    Правильность  и эффективность принятого решения  во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все  виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

  • на входящую и исходящую;
  • обрабатываемую и необрабатываемую;
  • текстовую и графическую;
  • постоянную и переменную;
  • нормативную, аналитическую, статистическую;
  • первичную и вторичную;
  • директивную, распределительную, отчетную.

    Правильно поставленная задача предопределяет необходимость  конкретной информации для принятия решения. Поэтому точность постановки задачи играет немаловажную роль в  процессе принятия решения менеджером.

    Принятие  решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей  или всего народа определенного  государства. С экономической и  управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

    Все принимаемые в любой сфере  деятельности решения можно условно  классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим  влияние на образование прибыли.

    Выполняя  свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные  решения, способствующие претворению  в жизнь поставленной задачи.

1.5. Стадии процесса принятия решения

    Подготовка, принятие и реализация решений как  процесс управленческого труда  руководитет определенную технологию: совокупность последовательно применяемых  приемов и способов достижения целей  деятельности. При этом руководитель, отвечающий за развитие системы, сталкивается со множеством возможных целей и  со значительным числом конкурирующих  способов и средств, которые могут  быть использованы для достижения каждой отдельной цели. Но прежде всего  требуется установить содержание задач, которые обеспечивают достижение целей. Эти задачи могут быть представлены в виде так называемого "дерева задач".Процесс принятия с технологической  точки зрения можно представить  в виде последовательности этапов и  процедур, имеющих между собой  прямые и обратные связи.Технология международного менеджмента рассматривает  управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения.

    На  стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро- и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.На стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

Информация о работе Процесс принятия управленческих решений в менеджменте