Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 19:04, реферат
работа раскрывает сущность управленческого решения, процесс его принятия, а также указывает методы, которые используются в мировой практике
Введение….……………………………………………..………………..……3
1.1Управленческое решение как процесс…….………………………..……4
1.2 Этапы и методы принятия решения………………………….…….……7
Заключение…………………………………………………………………...14
Библиографический список….……………………..……………….……....15
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Реферат
по дисциплине «Менеджмент в СКСиТ»
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ. ЭТАПЫ И МЕТОДЫ
Выполнил: студентка группы 739
М. Крапотина
Проверил: к.э.н., доцент Ковынева Л.В.
Хабаровск
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение….……………………………………………..…
1.1Управленческое решение как процесс…….………………………..……4
1.2 Этапы и методы принятия решения………………………….…….……7
Заключение……………………………………………………
Библиографический список….……………………..……………….……...
ВВЕДЕНИЕ
Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для осуществления эффективного управления.
Принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Процесс принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
В области менеджмента структурированные проблемы имеют многовариантные решения. Оптимальное решение для таких проблем может быть найдено с помощью методов исследования операций и моделирования. Например, выбор оптимального варианта развития и реконструкции предприятия, расчет оптимальной загрузки производственных мощностей, разработка оптимальных режимов технологических процессов.
В первом разделе данного реферата, изложено содержание процесса принятия управленческого решения. Классификацию управленческих решений. Во втором разделе рассматриваются методы научного подхода к процессу принятия, использование методов и моделей оптимизации управленческих решений, а так же этапы принятия управленческого решения.
Цель реферата состоит в том, чтобы более полно раскрыть вопрос сущности управленческого решения и ознакомится с основными понятиями дисциплины менеджмент в процессе написания работы.
1.1 Управленческое решение как процесс
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
1. выработку и постановку цели;
2. изучение проблемы на основе получаемой информации;
3. выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
4. обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;
5. конкретизацию решения для его исполнителей.
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах[4, с.37].
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.
Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.
Проблема выбора решения одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования:
- обоснованность решения;
- оптимальность выбора;
- правомочность решения;
- краткость и ясность;
- конкретность во времени;
- адресность к исполнителям;
- оперативность выполнения.
В практике организаций ежедневно принимается огромное множество решений. Произошла поломка офисного оборудования. Начальник отдела принимает решение о ремонте. Выросла текучесть персонала. Начальник отдела развития персонала принимает решение внедрить новую систему поддержки работников, включающую социальный пакет и гибкую систему премирования. Появился новый конкурент и руководитель маркетинговой службы вынужден скорректировать ценовую политику. Таких примеров можно привести множество. Для того чтобы систематизировать множество типов решений в теории управления выделяют несколько классификаций управленческих решений [1, с. 234].
Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Управленческие решения могут быть классифицированы самыми разнообразными способами.
По функциональному содержанию: плановые; организационные; контролирующие; прогнозные; регулирующие; учетные; аналитические.
По характеру задач: экономические; организационные; технологические; технические; экологические; прочие.
По уровням иерархии: на уровне базовых систем; на уровне подсистем; на элементарном уровне.
По характеру организации разработки: единоличные; коллегиальные; коллективные.
По характеру целей: текущие; тактические; стратегические.
По причинам возникновения: ситуационные; по предписанию; программные; инициативные; эпизодические.
По исходным методам разработки: графические; математические; эвристические.
По организационному оформлению: жесткие; ориентирующие; гибкие; нормативные [2, с. 158].
Таким образом, любое управленческое решение подразумевает получение и обработку информации, на основе которой формируются соответствующие решения. Количество информации, которую необходимо переработать для принятия эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.
1.2 Этапы и методы принятия решения
Процесс принятия управленческих решений состоит из ряда последовательных этапов.
На первом этапе возникает проблема, которую необходимо своевременно разрешить, иначе может возникнуть ситуация дисбаланса в системе. Так, снижение конкурентоспособности организации на рынке приведет к снижению спроса на ее товары или услуги. В дальнейшем это может означать потерю прибыли, и даже возникновение ситуации неплатежеспособности организации, фактическое банкротство.
Один из подходов решения проблемных ситуаций гласит: лучший способ решить проблему предотвратить её появление. На этом принципе основан американский стиль менеджмента - это не настоящее для будущего, а будущее для настоящего. Отсюда планирование па перспективу, прогнозирование, маркетинг, преследующий цели: лучше попять потребителя и приспособиться к его требованиям, предвидеть изменения рынка и своевременно принимать необходимые меры в сфере производства. Организация фирмы и процесс управления в американских фирмах ориентированы па потребителя, па его запросы и вкусы [6].
В условиях, когда организация процветает, является прибыльной, требуется принятие решений, например о расширении деятельности, покупке бизнеса в другой сфере, проведении диверсификации, инвестициях в капитальное строительство и т.д. Подобные решения требуют продуманных действий управляющих, точного диагностирования состояния системы.
На 2 этапе принятия управленческого решения менеджер сталкивается с необходимостью анализировать документы: финансовой отчетности, динамику продаж, договоры, данные о преимуществах фирм-конкурентов.
Управляющий изучает коммуникационные каналы и информацию, поступающую к нему из разных источников: от работников организации, заказчиков, конкурентов; видит себя в этом информационном поле, наблюдает за людьми, которые могут ему помочь принять правильное эффективное решение.
На третьем этапе управленческое решение принимается индивидуально руководителем или совместно с группой, например на деловом совещании. Также руководитель, может использовать для принятия решения мнение компетентных специалистов, экспертов в избранной сфере деятельности. Может обсудить с ними проблему, получить их компетентное заключение, и затем принять решение о дальнейших действиях. Так, весьма востребован финансовый или маркетинговый аудит (оценка) деятельности, который может помочь руководителю принять оптимальное решение с наименьшими потерями для организации.
Коллективный или индивидуальный характер носит решение, зависит опять же от стиля менеджмента. Для американского менеджмента характерен индивидуализм, чем коллективизм в принятии решений. Это отличает американский тип управления от японского и в определенной степени от западноевропейского. Индивидуализм проявляется в единоначалии в процессе принятия решений, индивидуальной предприимчивости в достижении лидерства, индивидуализации в оплате руководителей.
Последний 4 этап предполагает принятие решения, которое фиксируется в распорядительных документах: приказах, распоряжениях, технических заданиях, разного вида планах; а также находит отражение в нормативных источниках, стандартах предприятия, общих положениях, уставе, внутренних регламентах и правилах организации. Важно не только принять своевременное решение, но и проконтролировать исполнение мероприятий, осуществляемых согласно принятым официальным документам, мотивировать персонал, который задействован в реализации указанных мероприятий.
Для принятия эффективного управленческого решения необходимо использовать тот или иной метод принятия решений. Все методы принятия управленческих решений можно разделить на три группы: коллективные, эврестические и количественные.
Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители.
Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.
Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т. п.
Информация о работе Процесс принятия управленческого решения. Этапы, методы